Путешествие по Северной Осетии
Этот репортаж доступен в высоком разрешении.
Алания — Осетия — одна из древнейших колыбелей христианства. В I тысячелетии до н.э. степные пространства Юго-Восточной Европы и Средней Азии были населены племенами иранских кочевников — скифов, сарматов, саков, массагетов. В I в. н.э. сарматы Юго-Восточной Европы и Средней Азии объединились под новым названием — «Аланы». В IX в. образовалось сильное Аланское государство, включавшее территории Центрального Кавказа и Предкавказскую равнину. Великое крещение Алании состоялось на 72 года ранее, чем крещение Руси и сыграло в развитии и укреплении аланской государственности позитивную роль. Так начинался «золотой век» Алании, продолжавшийся до прихода монголо-татарских полчищ в 1238г. Настоящей катастрофой для Алании стало нашествие Тамерлана, в 1395-1400 гг. армия Тимура окончательно разгромила и почти полностью уничтожила Аланов.
Сегодня Северная Осетия — одна из самых многонациональных республик Российской Федерации, здесь проживают представители более ста национальностей.
Автор: Виталий Брехин, facebook.com/brekhin
Дорога около поселка Дзуарикау, ведущая к Фиагдонскому ущелью, через которое мы попадем в Гизельдонское:
Горные козлы пасут овец. На наших глазах одна овца решила обойти наш автомобиль с другой стороны, отойдя от своего стада, ее тут же догнал козел и вернул обратно:
Свое путешествие мы начнем со знаменитого города мертвых — Даргавса, расположенного в Гизельдонском ущелье, всего комплекс состоит из 99 надземных каменных склепов являющиеся на сегодняшний день историческим памятником архитектуры находящимся под охраной государства.
Даргавс лежит в центре горной котловины ледникового происхождения, в прошлом он был центром и наиболее крупным населенным пунктом Восточной Осетии — Тагаурии.
Долина достаточно велика, хорошо освещается и прогревается солнцем, орошается реками, имеет большие и столь редкие в горах ровные площади, удобные для основных видов деятельности — земледелия и скотоводства. По словам местных жителей именно по причине дефицита земли, они были вынуждены прибегнуть к тому, чтобы хоронить своих предков в родовых склепах, на протяжении многих поколений, что позволяло таким образом «экономить» землю.
Склепы по форме напоминают башни и отличаются большой прочностью, искусной кладкой стен и кровли. Пирамидальные и конусообразные формы кровли склепов сложены из шиферного сланца в виде ступенчатых уступов.
Рабиныра — Местное название хребта, на котором расположен историко-археологический комплекс. Размер и расположение фамильных склепов на холме отображает финансовое состояние и статус семьи.
Археологи считают, что погребения в «городе мертвых» относятся к различным эпохам — от XIV до XIX века. У местных жителей сохранилась память об эпидемии чумы, бушевавшей в горных ущельях на рубеже XVIII и XIX веков и унесшей жизни десятков тысяч людей. Вымирали целые семьи…
В результате эпидемии население Осетии сократилось с 200 тысяч в конце XVIII века до 16 тысяч к середине XIX века. Осетины как народность оказались на грани вымирания. Чтобы не заразить своих соседей, больные, целыми семьями, с детьми на руках уходили в заранее построенные склепы, где и умирали. Те, кто оставался здоровым, покидали ущелье.
Река Гизельдон — в переводе в татарского: «гизель» — красный, «дон» — вода. «Красная вода» именно так отложилось в сознании завоевателей это место, после того как Аланы оказали серьезное сопротивление татаро-монгольскому войску. В течение нескольких последующих дней вода в реке окрасилась в красный цвет.
Следуем через перевал «Кахтысар» в направлении Кобанского ущелья.
По дороге через перевал Кахтысар на скале едва замечаем оборонительное укрепление, называемое «крепость кровника» в которой скрывался чей-то кровный враг. Кровная месть — распространенный обычай на Кавказе, когда возмездие было обязательным за убийство или увечие человека.
По древним обычаям за убийство мстили родственники убитого самому убийце или одному из его ближайших родственников, на которого «падала» кровная месть. Примирение кровников проводилось почетными старейшинами и включало уплату виновной стороной «цены крови» и устройство кровного стола.
Далее проезжаем через Гизельдонскую ГЭС, это место что-то в виде водохранилища, но сейчас уровень воды минимальный, да и судя по объемам ила воды здесь много не бывает. Да, кстати, тот заснеженный пик — это гора Казбек, (5033м), седьмая по величине вершина России.
Перед нами открывается прекрасный вид на ущелье, в котором оставила свой след Кобанская культура, признанная выдающимся явлением европейской цивилизации:
Строительство дороги. Специальной техникой по частям вырезают скальную породу. Проект не быстрый, но зато людям станет гораздо удобней добираться к таким красотам:
Далее наш путь лежит в глубину Геналдонского ущелья в долину реки Мидаграбиндон к самому высокому водопаду Европы — Большому Зейгалану.
Пейзажи здесь неповторимые, нам приходилось останавливаться через каждые 100 метров для того чтобы сфотографироваться.
Вскоре, на нашем пути возник приграничный КПП. Вышедший навстречу к нам пограничник с автоматом в руках потребовал пропуск, которого у нас не оказалось. Для его получения нам пришлось прокатиться в воинскую часть, расположенную в Кармадонском ущелье. Процедура простая, но заняла 2 часа. Поэтому желающим попасть к водопаду, рекомендуем позаботиться о пропусках заранее.
После того, как мы пересекли границу, пограничник, улыбаясь, пожелал нам хорошего времяпровождения — закрыл ворота на замок и лично посоветовал вернуться до захода солнца. В этот момент у меня промелькнула мысль о том, что выдав такой пропуск, пограничники переложили на нас ответственность за нашу же безопасность, теперь мы тут сами по себе. А впереди за горами — граница с Грузией.
От таких окружающих видов, голова идет кругом.
Отъехав от поста, мы встретили тех, единственных, которым не требуются пропуска. Неповторимая красота горных склонов, освещаемая лучами заходящего солнца, удивительная тишина и отдаленный шум реки позволил почувствовать себя по-настоящему наедине с природой.
Горная река размыла дорогу, дальше на машине не проехать. Остаток пути в пару километров нам придется пройти пешком.
Всего в ущелье около десяти различных водопадов, наша цель — Большой Зейгалан что переводится как «падающая лавина», его высота более 600м. Он является самым высоким в Европе и вторым по величине в России (после Тальниковского водопада на плато Путорана, что на севере Восточной Сибири). Водопад берет начало у ледника на высоте четырех тысяч метров над уровнем моря. Гул от него слышен за несколько километров отсюда. Но, к сожалению, нам не довелось полюбоваться потоками падающей воды, к середине сентября он замерзает, оставляя лишь ледяной след на скале.
Иногда кажется, что вода обрушивается прямо из-под облаков. И лишь на мгновение, как только просветлеет небо, показываются истоки водопадов. Редким туристам удается увидеть такую картину, так как вершины гор здесь всегда затянуты тучами.
Зейгалан еще называют «пульсирующим», т.к. падение воды бывает только в летние месяцы. Солнце уже спряталось за горы, пора возвращаться обратно.
Останки башни у дороги:
Спускаясь со склона из Гизельдонского ущелья в Фиагдонское, нам выпала возможность полюбоваться закатом.
С уважением, Виталий Брехин.
Спасибо, замечательные фотографии, изумительная красота.. Действительно, лучше гор могут быть только горы))
Господи! Красотища-то какая! Люди, давайте беречь нашу Землю!
спасибо, виталий, сделано с душой!
Светлана, спасибо, старался! 🙂
Очень круто ты молодец…..
Это место потрясающие, жить там в Осетии просто мечта