Путешествие на Северный полюс. Часть 4
Сегодня четвертая часть рассказа про путешествие на Северный полюс. Мы расскажем про то, как устроен атомный ледокол и побываем на «вершине глобуса» (широта 90°00′00″) — географического Северного полюса, куда стремятся многие путешественники.
Знакомство с Северным полюсом лучше начать с самых красивых — 1-й, 2-й и 3-й частями путешествия.
Фотографии путешественника Сергея Доли
Как устроен атомный ледокол
По сути своей атомный ледокол — это пароход. Атомный реактор нагревает воду, которая превращается в пар, который раскручивает турбины, которые возбуждают генераторы, которые вырабатывают электричество, которое поступает в электромоторы, которые крутят 3 гребных винта.
Толщина корпуса в местах ломки льда составляет 5 сантиметров, но прочность корпусу придает не столько толщина обшивки, сколько количество и расположение шпангоутов (поперечный элемент силового набора корпуса корабля). У ледокола двойное днище, так что в случае пробоины вода в корабль поступать не будет.
На атомном ледоколе «50 лет Победы» установлены 2 ядерных реактора мощностью по 170 Мегаватт каждый. Мощности этих двух установок достаточно, чтобы снабжать электричеством город с населением в 2 миллиона человек.
Ядерные реакторы надежно защищены от аварий и внешних ударов. Ледокол может выдержать прямое попадание в реактор пассажирского самолета или столкновение с таким же ледоколом на скорости до 10 км/ч. Реакторы заправляют новым топливом раз в 5 лет!
Для нас провели небольшую экскурсию по машинному отделению ледокола…
Это 2 турбины, каждая из которых вращает одновременно 3 генератора, вырабатывающих ток:
Электромоторы, вращающие гребные винты. В этом месте очень шумно и оно находится в 9 метрах под ватерлинией (линия соприкосновения воды с корпусом плавающего судна). А общая осадка ледокола — 11 метров:
Очень впечатляюще выглядит рулевая машина. На мостике рулевой пальчиком поворачивает небольшой штурвал, а здесь огромные поршни вращают руль за кормой:
Опреснительные установки. В день они производят 120 тонн пресной воды:
Воду можно попробовать прямо из опреснителя. Я выпил — обычная дистиллированная вода:
Вспомогательные котлы:
Чисто по-русски — из-под прокладки капает масло. Вместо того, чтобы заменить прокладку, просто повесили баночку:
Рулевая рубка:
Ледоколом управляют 3 человека. Вахта состоит из рулевого матроса, который непосредственно крутит штурвал, Старшего вахты, который отдает команды матросу куда крутить руль и отвечает за весь корабль и вахтенного помощника, который делает записи в судовой журнал, отмечает положение корабля на карте и помогает Старшему вахты.
Три больших рычага посередине — это рукоятки машинных телеграфов, которые управляют частотой вращения винтов. Каждый из них имеет 41 положение — 20 вперед, 20 назад и стоп:
Рулевой матрос. Обратите внимание на размер штурвала (размеры рулевой машины были показаны выше):
На ледоколе огромное количество трапов:
Коридоры и двери в каюты. Сами каюты я уже показывал здесь:
Бар:
Библиотека. Какие книги там обычно стоят не знаю, так как для нашего круиза книги привезли из Канады и были они все на английском:
Бассейн и сауны:
Спортзал:
Ресторан:
Шведский стол:
Кормили на ледоколе высокой кухней. Все повара были привезены из Аргентины. Посуда из Европы. Только кондитеров было трое. Эти 3 немца целыми днями только и делали, что творили восхитительные десерты:
Северный полюс
Северный полюс — одно из самых редко посещаемых мест на планете, проигрывающее разве что Эвересту, да некоторым пещерам.
Сам по себе полюс ничем не отличается от других мест Северного Ледовитого океана. Здесь нет никакой таблички или других опознавательных знаков. Четыре километра глубины покрыты двухметровым слоем льда, который дрейфует со скоростью 5 километров в сутки, так что лед, который сегодня был над полюсом, завтра уплывет от него километров на 5.
Тем не менее, это место имеет большое символическое значение для человечества. Побывать на «вершине глобуса» стремились многие путешественники, и если раньше такие путешествия были связаны с лишениями и частыми летальными исходами, то в наше время сюда можно достаточно комфортно добраться на ледоколе.
Где-то за километр до полюса все высыпали на палубу, желающим раздали GPS, чтобы они могли следить за приближением к полюсу:
И вот! Свершилось! Мы достигли широты 90 градусов — географического Северного полюса:
Ледокол попал в полюс с первого раза. Частенько приходится ломать весь лед вокруг прежде, чем удастся зафиксироваться в точке полюса. Руководитель нашей экспедиции предложил выпить не за «покорение Северного полюса», а за «мир у наших ног»:
После этого всех выпустили на лед:
Пассажиры встали в круг, взялись за руки и совершили кругосветное путешествие вокруг Северного полюса:
А после этого круг сомкнулся, и каждый пытался дотронуться до символической таблички:
Все по-разному вели себя на полюсе. Например, Иосиф пролежал, раскинув руки почти все время, пока мы тут были:
А первая алжирская женщина, добравшаяся до полюса, всю дорогу звонила кому-то по телефону:
Члены команды фотографировались на фоне ледокола:
Пока все гуляли по полюсу, мне разрешили залезть на радиомачту ледокола. Похоже, я один из очень немногих, кто был так высоко над полюсом, не считая вертолетчиков и 7 парашютистов:
Для желающих искупаться на Северном полюсе установили специальную лесенку. А температура воды здесь -1,1 градуса…
Все вылезали из воды очень радостными:
Прежде чем отпустить человека в воду, всех привязывали канатом, чтобы далеко не уплыл:
Хотя находились перцы, которых приходилось буквально силой вытаскивать из воды:
Последними на льду остались ребята из ФСБ, охранявшие нас от белых медведей:
На полюсах, что на Северном, что на Южном, существует правило: все, что с собой привезли, все надо увезти. Никакой мусор на полюсе никто не оставляет, включая таблички:
Ну и еще один взгляд с радиомачты на глобус у моих ног:
Красотища!