Путешествие на Северный полюс. Часть 1
Северный полюс — удивительное и далекое место, расположенное в центральной части Северного Ледовитого океана. Это край белых медведей и дрейфующих мощных многометровых льдов. Здесь в течение 6 месяцев подряд не заходит солнце за горизонт, а в период северной осени и зимы 6 месяцев подряд стоит ночь.
Отправляемся в путешествие на Северный полюс.
Фотографии путешественника Сергея Доли
Отплытие на Северный полюс
Мурманск. Путешествие на Северный полюс начинается с экскурсии на первый в мире атомный ледокол Ленин, с прохождения на территорию Росатомфлота, с обживания каюты, с исследования внутренностей ледокола и фотографирования соседних кораблей. И наконец, после всего этого, вы выходите в открытое море…
Знакомьтесь: атомный ледокол «50 лет Победы» (ранее «Урал»):
На сегодняшний день является крупнейшим ледоколом в мире:
Флаг над ним был поднят 23 марта 2007 года, и 11 апреля ледокол пришёл в постоянный порт приписки Мурманск:
Расчётная максимальная толщина льда, которую должен преодолевать ледокол — 2.8 метра. Длина этого гиганта составляет 159.6 м, ширина — 30 м, высота борта — 17.2 м:
Это каюта ледокола. У нас с попутчиком Олегом был двухместный номер люкс. Я спал на этом раскладном диванчике в большой, но проходной комнате:
А у него была отдельная норка:
Рядом с нами стоял авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов»:
Ледоколы «Россия» и «Арктика»:
Кстати, Россию мы встретили на пути обратно в Мурманск. Ну разве не красавец?
Начало путешествия и мишки
От Мурманска до Земли Франца Иосифа, где начинаются первые льды и медведи, 2 дня ходу. А вот утром второго дня, когда я открыл шторку на иллюминаторе и увидел проплывающие мимо нас льдины, то испытал полный восторг. Я даже отказался от завтрака и вместо него проторчал на баке до самого обеда в надежде увидеть мишку или моржа, а также любовался тем, с какой легкостью наш ледокол раскалывает огромные, как мне тогда казалось, льдины.
А к обеду мы увидели первых медведей. Всего за тот день мы видели 7 медведей, что необычайно много для этих мест и таких круизов, так что нам здорово повезло:
При виде корабля медведи ведут себя по-разному — некоторые убегают, а некоторые с интересом наблюдают за ледоколом и даже подходят близко к нему:
Зимой температура на Северном полюсе держится около -40, а летом колеблется около нуля. Солнце никогда не садится, и лед тает даже ночью под натиском его низко стелющихся лучей.
Земля Франца Иосифа
Земля Франца-Иосифа — одна из самых северных территорий России и мира — состоит из 191 острова. Нас высадили вертолетом на мыс Флору, находящийся на юге архипелага. Побережье мыса свободно ото льда и здесь останавливались многие полярные экспедиции.
Наш ледокол встал на рейд недалеко от берега, а вертолет, с командой организаторов и охранников, вылетел в сторону мыса Флора:
На землю стали возить пассажиров на вертолете, по 20 человек за раз:
От белых медведей нас охраняли 3 автоматчика с 9-миллиметровыми бронебойными пулями. При появлении медведя никто в него, конечно, не стреляет. Сначала производится несколько выстрелов в воздух, а потом начинают стрелять по камням, рядом с медведем. Осколки попадают в мишку и он, обычно, убегает. Еще медведи боятся металлического стука и громких звуков. Так же, как и от бурых медведей, ни в коем случае нельзя от них убегать — догонит и съест:
Существование земли к востоку от Шпицбергена предсказывал еще Ломоносов, но открыта она была только в 1873 году, да и то случайно. Австро-венгерская шхуна пыталась найти Северо-Восточный проход вдоль берегов России, но была затерта льдами. Постепенно ее вынесло к берегам неизвестной земли, которую они назвали в честь австро-венгерского императора Франца-Иосифа:
Не знаю, как тут зимой, но летом тут обалденно красиво:
Весь остров покрыт разноцветным мхом:
К сожалению, продукты жизнедеятельности человека отравляют и этот девственный край:
Я улетал с острова на одном из последних рейсов:
Каждый прилет вертолета тревожил птиц на вершине плато. Они снимались со своих мест и тучами кружили в небе:
Где-то через минуту после взлета вертолет начало трясти с огромной амплитудой, а звук винтов с монотонного сменился на пульсирующий. Все схватились за скамейки или сжали пальцы соседей, вертолет провалился вниз, но пилоты вовремя его поймали.
Летчикам удалось стабилизировать машину, набрать небольшую высоту и вернуться на место взлета. Все облегченно выдохнули, когда мы очутились на твердой земле. Беглый осмотр показал, что мы столкнулись с птицей, судя по останкам — кайрой:
Вместо вертолета на ледокол пришлось возвращаться на корабельной шлюпке:
Продолжение следует…
Отличный репортаж. Спасибо!
Сергей, спасибо огромное! Прекрасные фотоработы. Даже на фотовыставках, столь популярных нынче, далеко не всегда встретишь настолько профессиональные фото. Красиво очень. Никогда прежде не задумывалась о поезде на Северный полюс. А теперь, посмотрев Ваш отчет, очень захотела туда попасть.))
в смысле о поездке — не поезде))
супер
Да класс спасибо за фотки.
стоит ли удивляться, что арктика и антарктика так резко тают, если массовый туризм в эти девственные когда-то, очень давно места, набирает все большие и большие обороты. Скучно должно быть и банально, совершать такие вот прогулки на северный полюс, как вы, на вертолете, ледоколе, наверное там и мангал еще установили (так часто делают), шашлычков пожарить, и баньку растопили, Макдональдс бы еще….да? Не понимаю этого, о северном полюсе мечтала и мечтаю, но так, чтобы пройти его пешим ходом, вплавь, хотя и это плохо, из-за антропогенного фактора многие прекрасные места планеты сильно изуродованы. но так все таки лучше, как первооткрыватель, по-крайней мере мне лучше:))интереснее во сто тысяч крат.
Прекрасный пост,спасибо
С НОВЫМ ГОДОМ !