Авиасалон AirShow China 2024
Не так давно в Чжухае прошёл 15-й авиасалон в AirShow China 2024, который стал одним из самых масштабных в мире. Больше тысячи компаний из 47 стран приняли участие в выставке, общая площадь экспозиции превысила 800.000 кв.м.
Фотографии и текст Марины Лысцевой
Крытая выставочная площадь составляла 120.000 кв.м, открытая выставочная площадь составляла 230.000 кв.м, 120.000 кв.м. было выделено под зону динамической демонстрации наземного оборудования, под демонстрационную зону для БПЛА было выделено в общей сложности 300.000 кв.м., а также для других мероприятий в рамках авиасалона было выделено 160.000 кв.м.
Китайский авиасалон стал местом множества премьер в этом году. Впервые были публично показаны истребители J-35A, J-15T и J-15D, также российский Су-57 дебютировал на международной арене. Доля новых экспонатов в сфере космонавтики достигла 75% и 150 из них демонстрировались впервые.
Самым ожидаемыми в демонстрационных полётах стали истребители J-35A (первое публичное появление).
Главной премьерой авиашоу в Чжухае стала, конечно же, лётная демонстрация новейшего опытного образца легкого истребителя-бомбардировщика пятого поколения J-35A (Дзянь-35А). Ровно 10 лет в 2014 году в Чжухае прошла премьера его предшественника, опытного истребителя FC-31.
Совершивший первый полёт в 202х году, Дзянь-35 создается в двух вариантах: палубном, для базирования на авианосцах с котопультой и в сухопутном Дзянь-35А. При его создании на китайский копировальный аппарат положили американский F-35, на который издалека и похожа китайская поделка, но в отличии от образца для вдохновения он имеет два двигателя. Официальные ТТХ его секретны, поэтому тут рассказывать особо и нечего, а только фантазировать.
В полёте строем во краям мы видим J-15 (Дзянь-15), копию российского палубного истребителя Су-33, ранний прототип которого Т10К-7 китайцы смогли купить на Украине. Они оснащены подвесным агрегатом заправки (аналог российских ПАЗ-МК) и позволяют дозаправлять другие палубные машины в полёте — к сожалению, российские Су-33 не имеют такой возможности (но так умеют МиГ-29К).
По РЛС и управляемому оружию копия тоже превосходит оригинал. В центре строя палубный двухместный самолет РЭБ J-15D (Дзянь-15Д), основанный на палубном учебно-боевом Дзянь-15S, и тоже не имеет у нас прямых аналогов. Под самолётом подвешено несколько контейнеров РЭБ, так же как и на американском палубном EA-18G Growler.
J-20 (Дзянь-20) появился впервые в небе Чжухая на авиасалоне в 2016 году. Являясь ровесником другого истребителя пятого поколения (Су-57), по некоторым данным, он состоит на вооружении ВВС НОАК уже в количестве сотен штук.
Это во многом оригинальная китайская разработка, хотя его первые экземпляры поднимались в воздух российскими двигателями АЛ-31.
Самолеты выполняли групповой пилотаж как четверкой, так и отдельными парами, но в этот раз не засветили открытыми свои отсеки вооружения.
Воздушный танкер YY-20 (ЮньЮнь-20) ещё одна новинка на авиашоу. Созданный на основе ВТС Юнь-20А, в котором легко одновременны заметны черты Ан-70, Ил-76 и C-17A, способен как и российский танкер Ил-78М одновременно заправлять в воздухе три самолета по системе «шланг-конус».
YY-20:
Black Hawk Down? Нет, пока ещё не даун и это китайский транспортно-боевой вертолет Z-20. Если вы умеете считать до пяти, то вы всегда его отличите от «Черного Ястреба», у того четырехлопастной винт, то у китайского на 25% больше — целых пять!
Как и «Блэк Хок», Z-20 имеет и морскую модификацию, палубный поисково-спасательный-десантный вертолет Z-20J. Они базируются на китайских УДК типа 076 (китайский универсальный десантный корабль) и демонстрировали в полёте транспортировку легких машин на внешней подвеске.
Z-8L является военно-транспортным вертолётом, способным перевозить воздушный десант. Самые большие изменения претерпела конструкция его фюзеляжа, он стал более широким. В его кабину теперь можно загрузить более объёмные и тяжёлые грузы, такие как, например тактический колёсный вездеход «Шаньмао».
Впервые на международной арене был показан российский Су-57 пятого поколения, который пилотировал Сергей Богдан.
Ударный вертолёт Changhe Z-10 так называемого «среднего класса».
На сегодняшний день боевой вертолёт Z-10 является достаточно эффективным ударным вертолётом, способным осуществлять быструю атаку позиций противника с воздуха, в том числе, уничтожая как живую силу врага, так и легкобронированную и бронированную технику.
Основанные на SA 321 Super Frelon морские транспортно-десантные вертолёты Z-8C способны производить посадку на воду или участвовать в морских десантных операциях.
В демонстрационной программе три вертолета осуществляли перевозку на внешней подвески легких десантных машин и высаживали в воздухе отряд морской пехоты. Возможно, так в будущем им представляется высадка на Тайвань… Осуждаем такие милитаристские планы!
И снова вернемся к копиям, хотя тут от прототипа — российского УБС Як-130 легко узнаваема только передняя часть фюзеляжа. Этот самолёт уже конструировался совместно с российским КБ и отличается измененной хвостовой частью.
В отличие от Як-130, на китайский УБС L-15B возможна установка реактивных двигателей с форсажной камерой и он будет способен выходить на сверхзвук. Не так давно (год назад) на L-15 был заключен первый экспортный контракт с ОАЭ.
В Шэньян J-16 Hidden Dragon — китайский многоцелевой ударный истребитель, построен Shenyang Aircraft Corporation и эксплуатируется Военно-воздушными силами Народно-освободительной армии Китая (PLAAF). Разработан на основе Shenyang J-11, серийного варианта российских Су-27 и Су-30.
Эту «сушку» китайцы купили в 90-х годах и производили по лицензии, построив для этого в своей стране целый ряд специализированных заводов.
С909 или ARJ21? Те же яйца — вид сбоку! Китайская COMAC решила унифицировать название линейки своих пассажирских самолётов и не так давно переименовала своего первенца ARJ21 в C909.
Ход не оригинальный — когда-то Боинг переименовал купленную линейку регионалов MD-90 в Boeing-717, тут товарищи китайцы тоже не оригинальны… Но зато мы получили новую симпатичную выставочную ливрею!
Как ни странно, совершивший свой первый полет в 2017 году C919, никогда не демонстрировался на авиашоу в Чжухае. В отличии от своего конкурента — российского МС-21, он уже вышел на регулярные пассажирские авиалинии.
Оснащен франко-американскими двигателями CFM LEAP-1C:
С китайской стороны главной пилотажной группой является «August 1st» (“1 Августа”), которая выступает на истребителях национального производства J-10C.
Что объединяет пилотажные группы “1 Августа” и «Русские Витязи»? Прежде всего — авиационные моторы! Как и на российских Су-30СМ, изначально на китайских истребителях J-10 стояли двигатели АЛ-31. Правда, сейчас одноместные J-10A уже сменили на J-10C с модными воздухозаборниками и китайскими моторами WS-10 самостоятельной разработки.
Изначально «1 августа» была укомплектована учебно-тренировочными самолётами Shenyang J-5 — китайской версии советского истребителя МиГ-17.
Chengdu J-10 — китайский всепогодный многоцелевой истребитель, разработанный китайской компанией CAIG. Истребитель предлагается на экспорт под обозначением F-10. На западе также известен под названием «Стремительный дракон» (англ. Vigorous Dragon).
Программа разработки самолёта была рассекречена 29 декабря 2006 года. Первый полёт серийного самолёта J-10A состоялся 28 июня 2002 года.
Для зачисления в состав пилотажной группы летчик-кандидат должен иметь минимум 800 часов налета на истребителях, в том числе не менее 200 часов на J-10, возраст до 35 лет.
И в завершение: репортаж был бы неполный без показательного выступления российской АГВП «Русские витязи» на Су-35 и Су-30СМ. О них уже столько написано, что пересказывать не имеет смысла…
Также смотрите: