Пекин, который мы потеряли
Вспоминаю своё первое путешествие в Китай. Начинался далёкий 2006 год, о Китае у меня был стандартный набор мифологем — коммунизм, китайская стена, дешёвые товары и, почему-то, мангалы с шашлыками из собак, которые, как я представлял должны стоять на каждом углу.
Сразу о собаках — в ту поездку я понял: собак там не едят. А в одну из следующих узнал, что всё же едят, но в редких ресторанах, до которых не каждый турист и догуляет. Но, вернёмся к поездке…
И так, я оказался в Пекине в феврале 2006, совершенно ничего не зная ни о стране ни о городе, поэтому все впечатления и восприятие были «чистыми», заранее не испорченными чужим мнением или советами. Это был уникальный Пекин, Пекин предолимпийский: город жил в предвкушении праздника, все жители учили английский, улицы были чисты, таксисты вежливы, торговцы учтивы; и всё это на фоне почти полного отсутствия туристов.
Началось путешествие с нового терминала аэропорта Пекина архитектуры Нормана Фостера. Но, ни про Нормана Фостера, ни про то что этот аэропорт займёт первое место в моём личном рейтинге аэропортов, я тогда не догадывался.
Фотографии и текст nicolay
1. Первые впечатления начались в отеле. Вид из окон поражал и давил своей основательностью.
2. Следующим сильным впечатлением был велотранспорт. Не веселые прогуливающиеся велосипедисты амстердамского стиля, а очень колоритные торговцы и рабочие, для которых велосипед это не просто средство передвижения, а ещё и основа всей их деятельности, и какой-то локальный смысл жизни.
3. Широкие выделенные велополосы вдоль основных магистралей.
4. Везде огромные велопарковки. Что-то ржавеет и постепенно врастает в асфальт, а на чём-то уже едут на работу. Никогда не понимал, как владельцы находят свои велосипеды в таком хаосе.
5. Скучающие вело-рикши. События разворачивались за два с половиной месяца до Олимпиады, поэтому город был не избалован туристами и жил своей закрытой не туристической жизнью.
6. Первое впечатление номер три: полиция, а точнее народная вооруженная милиция — они везде. Например, могут строиться на площади среди прогуливающихся школьников.
7. Могут стоять на входе в секретный проулок.
8. А могут стеречь лавочку во дворе.
9. И, конечно же, помогают ловить такси и объяснить таксисту куда нужно ехать.
10. Такси — отдельная большая тема. Оно было до неприличия дёшево, и машин было очень много, все новые и чистые. Но после Олимпиады, всех таксистов как будто подменили: в 2009-м и поймать автомобиль и доехать по счётчику стало уже проблемой.
11. Отдельная прелесть зимнего Пекина — отсутствие туристов.
12. Даже в культовых местах типа Запретного города, было пустынно, а редкие группы туристов — и те были не европейцами, а китайцами из провинций. Полное погружение в атмосферу.
13. Знаменитая площадь Тяньаньмэнь — совершенно скучное, продуваемое всеми ветрами пространство. И после круга почёта по периметру площади, затянувшемуся на добрый час, единственным развлечением были вопросы к нашему гиду-китайцу о событиях 89-го года, в ответ на которые он политкорректно откашливался и говорил: «Действительно, были небольшие проблемы».
14. Была и стандартная культпрограмма, вроде выступления мастеров кунг-фу.
15. На второй день путешествия я виртуозно овладел палочками для еды.
16. Очень красивые ветки деревьев.
17. Летом за листвой веток не видно, и теряется какая-то доля драматизма старых районов Пекина.
18.
19.
20. Какая красота. Почти Карвай.
21. Вся чья-то жизнь в одном кадре.
22. Но вернёмся к новым районам. В плане современной архитектуры Пекин если и может чем-то удивить, то явно не изяществом форм, а скорее масштабами и массивностью построек.
23. Даже небоскрёбы выглядят грузно и тяжело.
24. Хотя, 8 лет назад, у меня кружилась голова от таких видов.
25.
26. Тем временем, в Пекине выпал первый за зиму снег.
27. И совпало это с празднованием Китайского Нового года.
28.
29. Разумеется, впечатления от той поездки были бы не полными без посещения магазинов. Но на фоне жизни города, культуры и современного, но совершенно другого мира, магазины отошли даже не на второй, а на третий-четвёртый план. И единственное, что о них запомнилось — количество продавцов, сильно превышающее количеств покупателей.
30. Мао Цзедун в каждой лавке.
31. А для более искушённых покупателей — Мао в окружении Линь Бяо и Лю Шаоци.
Также смотрите «Хуанхэ — Желтая река» и «Самоделкины из Китая».