facebook
Домой / Россия / Как учатся на пилотов больших самолетов

Как учатся на пилотов больших самолетов

|

Современный самолет — это большой (или не очень) летающий компьютер. Что бы ни говорили, но автоматизация большинства расчетов и операций общую безопасность только повышает, а не наоборот.

Вы можете родиться сколько угодно пилотом от бога, но с первого раза запустить и уж тем более поднять современный аэробус в воздух у вас вряд ли получится. Этому надо учиться. Учиться основным и аварийным процедурам. Уметь выполнять все операции и этапы полета в штатном режиме. И делать все тоже самое с различными отказами. Только много часов упорных тренировок, аварийных процедур и технической документации на земле позволят безопасно выполнить полет.

Для того чтобы посмотреть, как идет подготовка экипажей, отправляемся в учебный центр компании S7 Training. Архивная статья.

Как учатся на пилотов больших самолетов
Фотографии и текст Александра Попова

Центр был открыт в 2004 году и располагает современной учебной базой для проведения различных видов первоначальной подготовки, переподготовки и повышения квалификации членов экипажей и наземного персонала.

Как учатся на пилотов больших самолетов


В центре действует полноценная (так написано на сайте) школа бортпроводников и стюардесс. Срок обучения на бортпроводника — два месяца. А всего через центр проходит около 30 000 человек в год. Это и пилоты, и бортпроводники, и наземный персонал.

Как учатся на пилотов больших самолетов

Учебный зал, где учат открывать двери, скатываться с трапа, спасать пассажиров и помогать им в случае аварийной посадки.

Учебный зал, где учат открывать двери, скатываться с трапа, спасать пассажиров и помогать им в случае аварийной посадки

Здесь представлены различные тренажеры и фрагменты оборудования (в основном, дверей) различных ВС. На фото, например, аварийный тренажер «Ан-148»:

Аварийный тренажер «Ан-148»

А это тренажер аварийно-спасательного покидания А310:

А это тренажер аварийно-спасательного покидания А310.

Как оказалось, в технологии покидания самолета по трапу есть много тонкостей, которым пассажира не учат. Я думаю, что хотя бы раз в жизни каждому пассажиру надо скатиться по такому трапу. В реальной ситуации это поможет.

Я думаю, что хотя бы раз в жизни каждому пассажиру надо скатиться по такому трапу

А теперь давайте заглянем в аварийный тренажер A320.

А теперь давайте заглянем в аварийный тренажер A320

Тренажер позволяет отрабатывать различные сложные ситуации на борту, имитировать всевозможные очаги пожаров.

Тушим пожар в багажной полке. Здесь нужно чуть приоткрыть крышку, просунуть раструб огнетушителя и пройтись им по всей длине:

Тушим пожар в багажной полке

В комплексе есть бассейн и такие тренажеры, где бортпроводники отрабатывают спасение пассажиров на воде, чтобы в экстренной ситуации в считанные минуты успеть всех спасти и разместить на плотах. Все они должны уметь плавать. Они отрабатывают технику, позволяющую в воде поднять пассажира без сознания на плот:

В комплексе есть бассейн и такие тренажеры, где бортпроводники отрабатывают спасение пассажиров на воде

А теперь давайте посмотрим на самое интересное — обучение пилота. Это CBT — Computer Based Training. По сути, здесь экипаж знакомится с кабиной. На основе программного обеспечения узнает о работе и функционировании всех систем самолета. Т.е. если говорить грубо — теория. По распечатанным приборным доскам запоминается расположение кнопок, тумблеров и стрелок. Заучиваются действия по «контрольным картам» в разных ситуациях. Кстати, на торрентах вы можете найти CBT на все известные модели и самостоятельно посмотреть, что это такое:

CBT — Computer Based Training

Далее обучение идет на процедурном тренажере MFTD А320-200:

MFTD А320-200

Он предназначен для проведения тренировок по ознакомлению с кабиной А320. Также моделируются отказы:

MFTD А320-200

И, наконец, самое интересное — полноценные тренажеры, которые имеют шесть степеней свободы и позволяют имитировать почти все ситуации в воздухе. На фото — комплексный пилотажный Тренажер А320-200, введенный в эксплуатацию в апреле 2009 года:

Тренажер А320-200

А это отечественный тренажер «Ан-148»:

А это отечественный тренажер «Ан-148»

Самое интересное — это новейший тренажер А320, который запустили в августе прошлого года:

Новейший тренажер А320

Первым на тренажере летал я. Ощущения просто потрясающие, особенно когда эта широченная полоса медленно-медленно на тебя набегает и ты понимаешь, что не попасть на нее очень трудно:

Как учатся на пилотов больших самолетов

Мне показалось, что некоторые товарищи немного поржали над моим самомнением, когда забравшись в правое кресло я сказал, что основы я знаю и объяснять мне ничего не надо. Но нет! 10 лет симмерского опыта, сотни часов IFR, немного тренажера 737 и, конечно, любовь к авиации, не прошли даром.

Как учатся на пилотов больших самолетов

Слетал на руках круг в Инсбруке. Самолет посадил, все в порядке.

Как учатся на пилотов больших самолетов

Однако, справился! Но хочу уточнить, что управление закрылками и РУДами осуществлял командир воздушного судна. Я же только пилотировал джойстиком. Кстати, так им удобно управлять, оказывается! Жалко, что не было возможности посидеть слева, чтобы понять, как пилотировать левой рукой.


Как учатся на пилотов больших самолетов

A320, выпущенный в 1988 году, стал первым пассажирским самолётом, на котором была применена электродистанционная система управления.

Как учатся на пилотов больших самолетов

В конце 80-х годов такой самолет был прорывом в гражданской авиации и философии кабин:

Как учатся на пилотов больших самолетов

Рабочее место инструктора. Отсюда можно задавать все параметры окружающего мира, погоды и, конечно же, отказов. Причем, экипажи тренируются на сочетаниях невероятных отказов и последствий. Действия отрабатываются до автоматизма. А часть операций, где время очень критично (например, экстренное снижение), выполняется по памяти:

Как учатся на пилотов больших самолетов

В самолет заложена целая куча защит. В том числе и от сваливания, и от превышения скорости, и от сильного крена, и от многих других дурных действий экипажа. Так как ручка управления связана с рулевыми поверхностями только электрически, то компьютер анализирует действия пилотов и вносит свои поправки. Например, если дать ручку на себя, то самолет будет задирать нос, но до определенного момента. Потом сработает защита от потери скорости. Конечно, там система работает гораздо сложнее, я описываю ее лишь в общих чертах.

Как учатся на пилотов больших самолетов

Поначалу были сложности с новой системой, но, вылечившись от детских болезней, А320 стал одним из самых популярных и безопасных самолетов в мире. Сейчас в эксплуатации находится более 4 400 машин. И еще около 2 400 машин с нетерпением ожидают заказчики.

Как учатся на пилотов больших самолетов

В кресло сел Юра — бывший диспетчер Москва-подход, который сейчас уже летает вторым пилотом А320 в авиакомпании S7. Сначала он показал всевозможные защиты. Как они действуют и как реагирует самолет. Кстати, на тренажере есть пауза. Оказывается, если ее нажать, то подвижная платформа приходит в горизонт. Но картинка на экране остается! И когда инструктор нажал паузу при сильном тангаже (угловое движение летательного аппарата), то кабина выровнялась. А картинка в мире осталась с опущенным горизонтом. Мой вестибулярный аппарат немного пришел в ужас от такого несоответствия:

Как учатся на пилотов больших самолетов

После этого инструктор отключил все защиты — имитировали отказ системы.

Как учатся на пилотов больших самолетов

Тут Юра показал, что можно сделать на самолете. Поверьте, даже на тренажере такая картинка вызывает мурашки по коже и холодок в волосах. Но таки вышли из пике! На последних футах перевели самолет в набор высоты!

Как учатся на пилотов больших самолетов

А вот горка. Еще раз повторюсь, что в нормальной эксплуатации такое сделать не даст электронная система:

Как учатся на пилотов больших самолетов

А система обратно так и не запустилась. Для этого надо было перегружать весь тренажер. Решили садиться так.

Как учатся на пилотов больших самолетов

Добрый инструктор уже после высоты принятия решения устроил отказ одного двигателя. Юрка выдержал это испытание и посадил самолет:

Как учатся на пилотов больших самолетов

Пульт бога на тренажере 🙂

Как учатся на пилотов больших самолетов

Тренажер позволят летать ночью в самых невообразимых комбинациях погодных условий. Имитировать всевозможные отказы и их сочетания. И отрабатывать действия экипажа до автоматизма в различных ситуациях.

Как учатся на пилотов больших самолетов

Наше время истекло, полет окончен. Да, забыл сказать, что полетать на настоящем тренажере было еще одной моей мечтой идиота. Наконец-то она осуществилась. Жалко, что времени было так мало. Также читайте статьи «А380 — самый большой самолет в мире» и «Тренажерный центр Аэрофлота».

Как учатся на пилотов больших самолетов

1 Комментариев

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This div height required for enabling the sticky sidebar
Ad Clicks : Ad Views :