Озеро Баскунчак — бесконечное месторождение соли | ФОТО НОВОСТИ
facebook
Фотожурнал о самых интересных событиях в мире
Сегодня 18 октября 2019 (пятница)
Выбери:

Озеро Баскунчак — бесконечное месторождение соли

Это неинтересноМожно глянутьНормальноПознавательноОчень интересно! (среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

На солёном озере Баскунчак добывают 80% всей российской соли. Под водоёмом находится соляная гора, которая уходит вглубь примерно на 6 километров. Соледобытчики компании «Руссоль» работают открытым способом, то есть срезают самый верхний слой. Соль с Баскунчака подходит и для еды, и для технического использования.

43 фото

Озеро Баскунчак — бесконечное месторождение соли

Фотографии и текст Славы Степанова

1. Баскунчак — большое солёное озеро на севере Астраханской области, его площадь составляет 115 квадратных километров. С VIII века здесь ведётся добыча соли, которую раньше отправляли на продажу по Шёлковому пути.

В 60-е годы XIX века месторождения стало главным поставщиком соли на внутренний рынок России. В то время соль добывалась вручную. Стоя по пояс в воде, рабочие рыхлили соль пешней, и при помощи лопат грузили её в телеги, запряжённые верблюдами. В 1918 году здесь появились экскаваторы, а в 1930-е годы — первые солесосы, которые стали прототипами современных солекомбайнов.

01s


2. Сегодня соль на Баскунчаке добывают при помощи специального технологического комплекса, основа которого — солекомбайн. А участок для добычи выбирают с помощью геологоразведки.

02s

3. Солекомбайн медленно едет по рельсам, которые переносят по мере выработки пласта соли.

03s

4. Комбайн — уникальная машина, которую спроектировали и построили прямо на месторождении ещё в 90-е годы. Название у неё соответствующее — «Баскунчак-1».

04s

5. Комбайн движется по рельсам, ломает пласт с помощью двух фрез и смешивает соль с водой. Эта масса называется соляная пульпа. Она попадает в систему обезвоживания, а затем в дробилку. Потом измельченная соль отделяется от воды и грузится в вагоны или тягач. Лишняя вода тут же сливается обратно в озеро.

05s

6. Машинист солекомбайна. Он управляет машиной вместе с помощником машиниста.

06s

7. Комбайн режет пласты на глубине до 8 метров, во время работы хрупкая соляная кромка может раскрошиться, и машина потеряет равновесие. Чтобы контролировать это, используют креномер. Инструмент следит, чтобы техника не наклонялась сильнее нормы. Если это происходит — на креномере срабатывает сигнализация и добычча останавливается.

07s

8. Помощник машиниста солекомбайна направляет стрелу таким образом, чтобы соль попала в тягач или грузовой вагон. Еще он держит связь с водителем тягача с помощью рации. Когда прицеп наполняется, он сообщает, что пора передвигать машину вперед . Таким образом рабочие синхронизируют процесс погрузки и скорость автомобиля.

08s


9. Элеватор, по которому соль поднимается на стрелу. За это время с неё стекает лишняя вода.

09s

10. Из комбайна соль сыпется в прицепы тягачей.

10s

11. Карьерный тягач — огромная машина с тремя прицепами. За раз в них грузят 450 тонн соли, это примерно семь железнодорожных вагонов.

11s

12.

12s

13. На то, чтобы загрузить один тягач уходит около 90 минут.

13s

14. За сутки здесь добывают примерно 100 железнодорожных вагонов соли.

14s

15. Когда пласт выработан, железнодорожное полотно сдвигают на 180 сантиметров. Обычно между траншеями оставляют целики шириной не более 10 сантиметров. Они нужны чтобы уменьшить потери от разрушения пласта.

15s

16. Чтобы передвинуть пути, используют специальные рихтовочные машины, монтируемые на тракторах. Полностью разбирать рельсы не нужно.

16s

17. За год на Баскунчаке добывают от 1,5 до 2 миллионов тонн соли.

17s

18. На том месте, где прошёлся комбайн, образуются выломы. Они выглядят как прямоугольные бассейны, разделенные соляными «волнорезами». Границы бассейнов помечают специальными ограждениями, чтобы никто из водителей не заехал на опасный участок с восьмиметровой глубиной.

18s

19. Тягачи работают только в светлое время суток. По ночам соль грузят в железнодорожные вагоны. Работа на предприятии ведётся круглосуточно в три рабочих смены.

19s

20. Вагоны под погрузку перемещают с помощью тракторов, которые цепляют к составу металлическими тросами.

20s

21. Комбайн грузит соль в вагоны.

21s

22. Процесс почти не отличается от погрузки в тягач.

22s

23. Соль грузят круглыми сутками. На самом Баскунчаке обрабатывают далеко не всё, остальное по Волге везут на другие предприятия в центральной части России.


23s

24. Тягачи привозят соль в пункт разгрузки, который расположен на предприятии.

24s

25. За восьмичасовую смену водитель тягача успевает сделать 3–4 рейса.

25s

26. Привезённую соль выгружают на приёмное устройство — бункер.

26s

27. Приёмник выглядит как огромное сито, через которое постепенно просыпается крупная, ещё не обработанная, соль.

27s

28. Дальше соль попадает на 700-метровый конвейер.

28s

29. По нему соль движется к стакеру-реклаймеру. Это автоматизированный комплекс, который принимает соль, укладывает её в большую гору для просушки. Потом соль подает дробление, а затем на фабрику.

Стакер-реклаймер — немецкая машина высотой 40 метров, которая предназначена для укладки и забора соли.

29s

30. Стакер оставляет на соляной горе красивые узоры.

30s

31. Пищевая соль попадает на фабрику. Сначала её дробят до первого помола и сушат а затем фасуют.

31s

32. Линия, где фасуют и упаковывают пищевую соль.

32s

33. Пищевую соль насыпают в целлофановые пакеты или большие 50-килограммовые мешки. Дальше соль отправляется на продажу по всей стране. А часть уходит на экспорт. Интересно, что в магазинах самого Баскунчака часто встречается соль которую привезли из соседних регионов.

33s

34. На пакеты ставят маркировку со сроком изготовления.

34s

35. Добытая соль различается по цвету, размеру гранул и количеству примесей. Молодая соль более светлая, мелкая и чистая, именно она подходит для еды.

Пищевая соль, расфасованная на этой фабрике, не выглядит идеально белой. Её не очищают при помощи химии, поэтому она сохраняет природный сероватый или бежевый оттенок. И это нормально.

Темная и крупная соль пролежала в озере дольше и успела впитать слишком много ила и другой органики. Её называют технической. Степень чистоты продукта определяют в лаборатории.

35s

36. Участок, на котором разгружают вагоны с солью.

36s

37. Чтобы опустошить вагоны со слегка слежавшейся солью, используют специальные ковши.

37s

38. Готовую техническую соль насыпают в вагоны. Соль состоит из хлористого натрия, который быстро разъедает металл, поэтому перед погрузкой вагон застилают защитными целлофановыми вкладышами.

38s

39. В большинстве российских городов техническую соль используют для того, чтобы посыпать дороги и тротуары. Также в своей работе её применяют химики, строители и энергетики.

39s

40. Из-за особенности технологии добыча происходит только в тёплый сезон — с весны до осени. Поэтому, помимо ежедневной упаковки и отправки, нужно создавать запасы на зиму.

40s

41. Автомобили, которые привозят рабочих на месторождение, служат всего 5–6 лет. За это время хлористый натрий, который содержится в соли, разрушает металл и выводит машину из строя.

41s

42. Ближайший к озеру населённый пункт — посёлок Нижний Баскунчак. Большинство его жителей работает на соледобыче из поколения в поколение.

42s

43. Солевые пласты Баскунчакского месторождения продолжают формироваться и по сей день. Со временем на месте выломов образуется новая соль. Сейчас практически полностью восстановились участки, работы на которых велись в 40-е годы. То есть, если соблюдать технологию, добывать соль с Баскунчака можно бесконечно.

43s

Также смотрите:


Понравилась статья? Расскажи друзьям:


Следи за новостями сайта



Рубрики
Система Orphus