Орнитологическая служба Домодедово
Безопасность полётов — главное в авиации. Будь то большой аэропорт или аэродром местных воздушных линий. Все они находятся на открытой местности, доступной для определенного рода «лиц», которым не требуется пропуск и документы, чтобы попасть на территорию аэропорта. Мало того, что эти персонажи постоянно проникают на закрытую территорию, так они еще создают угрозу безопасности полётов.
Сегодня речь пойдет о птицах и одном дне из жизни орнитологической службы аэропорта Домодедово.
Столкнувшись с фюзеляжем или попав в двигатель самолета, птица может нарушить работу агрегатов воздушного судна. Для предотвращения такого рода событий Московский аэропорт Домодедово первым в России еще в начале 80-х годов создал Орнитологическую службу, в задачи которой входит контроль за популяциями птиц на территории аэродрома и в радиусе 15 километров от него.
Фотографии и текст Марины Лысцевой
1. Чем занимается орнитологическая служба? В задачи подразделения входит обеспечение орнитологической безопасности полетов и контроль за популяциями птиц на территории аэродрома и в радиусе 15 километров от него. Домодедово первым среди аэропортов МАУ (Московского авиационного узла) в 2002 году стал использовать уникальных ловчих патрульных птиц для отпугивания тех пернатых, которые могут представлять угрозу для воздушных судов.
2. По опасности, которую могут представлять пернатые для воздушных судов, птицы делятся по весу и размеру. Наибольшую опасность представляют крупные птицы массой тела от полкилограмма, стремящиеся на открытые участки летного поля или собирающиеся в стаи. Это гуси, журавли, лебеди, цапли, аисты, орлы, канюки, утки, серебристые чайки.
3. К средним можно отнести голубей, грачей, озерных и сизых чаек, куропаток, чибисов, а также еще несколько видов. Все они имеют вес от 150 до 500 грамм. К мелким опасным для самолетов видам птиц относятся скворцы, дрозды, жаворонки. Они опасны тем, что склонны к образованию многочисленных стай. А вот вороны не опасны, так как это очень умные птицы и на территории аэропорта ведут себя корректно и от воздушных судов держатся на почтительном расстоянии.
4. Птицы боятся резких звуков, хлопков, выстрелов и представляющих для них потенциальную угрозу хищников. Исходя из этого, отпугивание птиц на территории аэродрома производится с помощью акустических установок, транслирующих крики опасности птиц.
Вот из этого динамика постоянно стонут птицы:
5. Также пернатых отпугивают с помощью пропановых пушек, имитирующих звук ружейного выстрела, стартового пистолета или сигнальных патронов. Несколько таких пушек установлены рядом с впп в Домодедово — на фото справа.
6. Периодически пушка выстреливает сжатым газом, и даже на расстоянии сотни метров чувствуется взрывная волна.
7. Один из самых «живых» методов борьбы с летающей угрозой — ловчие птицы, они же ястребы-тетеревятники. И вчера сотрудник орнитологической службы Иван показал журналистам, как охотится ястреб.
8. На сегодняшний день для обеспечения орнитологической безопасности полетов в аэропорту Домодедово используются ястребы-тетеревятники в количестве пяти особей. Знакомьтесь, это Брунгильда, молодая полугодовая самка ястреба. Для своих — Бруня.
9. Использование специально обученных ловчих птиц является наиболее эффективным и естественным методом борьбы со скоплениями пернатых в зоне взлета-посадки и широко применяется во всем мире: пернатые охотники работают в крупнейших воздушных гаванях США, Англии, Испании, Канаде (всего более чем в двадцати странах).
10. В отличие от других технологий, в частности акустических, данный метод вызывает у птиц устойчивые реакции избегания на основе глубоких инстинктивных процессов, выработанных в ходе эволюции, в результате чего эффективность такого воздействия заметно возрастает.
11. В среднем, ястреб-тетеревятник обучается и адаптируется в течение месяца. Пернатые охранники проходят подготовку по специальной методике, в основу которой положены принципы дрессуры, используемые в соколиной охоте.
12. В процессе так называемого «вынашивания» специалисты-орнитологи приучают птицу к себе, окружению, специфическим условиям работы на аэродроме. Главная задача специалиста — найти с птицей контакт, добиться от нее доверия и привыкания к технике и персоналу.
13. До начала охоты на птицу надевают шлем-наглазник, чтобы не нервировать большим количеством объективов, направленных на нее — линзы фотоаппаратов ястреб воспринимает как чьи-то глаза и переживает за то, как будет выглядеть на экране. Бруня прислушивается к каждому звуку и периодически почесывается, пытаясь избавиться от шлема.
14. Прежде чем выпустить патрульную птицу в патрульный полет, к ее хвосту или лапе крепят небольшой передатчик, позволяющий отследить перемещения в радиусе 25 километров. Однако это скорее формальность — хорошо обученная птица держится рядом с хозяином и лишь в азарте погони за добычей может улететь на значительные расстояния.
15. Когда в поле зрения появляется нарушитель, ястреб срывается с насеста — у Ивана на левой руке специальная толстая кожаная перчатка для транспортировки птицы.
16. На сей раз нарушителем оказался голубь — не самая лёгкая добыча для ястреба. Нам они кажутся неповоротливыми увальнями, но на самом деле голуби очень шустрые и маневренные, когда находятся на открытой местности.
17. Проходит буквально десять секунд и нарушитель вот-вот окажется в лапах у Брунгильды.
18. Все происходило довольно далеко, так что обойдемся без подробностей. Скажу лишь, что работу свою Бруня выполнила на отлично, а нарушитель стал полноценным ястребиным обедом.
19. Как рассказал Иван, каждая птица в отряде имеет свой характер и выделить любимца из всех он не смог.
20. Бруня пока девица молодая и импульсивная, ей еще предстоит работать над собой и оттачивать охотничье мастерство.
21.
22. Вот такая красотка.
Также смотрите «Парад стюардесс в Домодедово» и «Аэропорт Домодедово в 2020 году».