Путешествие на угольный разрез в Казахстане
Угольный разрез «Молодежный» находится недалеко от Караганды. На нем добывают 7 млн тонн угля в год. Огромный карьер, огромные машины БелАЗы…
Фотографии и текст Вадима Махорова
Если говорить честно, я понятия не имел, как и чем сейчас живёт Казахстан и то, что я увидел вызвало у меня двоякие ощущения. Так вышло, что я прилетел в Астану и решил не брать в руки фотоаппарат, а просто погулять по столице, проникнуться местной атмосферой. Я прошёл пешком пол города и везде меня встречали чистые улицы, улыбающиеся люди красивые здания, фонтаны, памятники и тд. Мне было приятно гулять по столице Казахстана. К примеру, в России гулять по улицам с удовольствием у меня получалось только в двух городах — в Казани и в Питере.
Астана — столица, она обязана быть красивой. Обратную картину я по привычке ожидал увидеть в периферии — Караганде и тем более уж в рядовом колхозе, куда нам волею случая довелось заглянуть. Но и там я не увидел поваленных заборов, разрушенных коровников и алкоголиков с бутылкой спирта на улице. Что касается Караганды, то она мне напомнила наш шахтёрский городок Прокопьевск (Кузбасс), только чуть лучше облагороженный, что тоже хорошо.
Меня не покидало чувство, что нас обманывают, нас возят специально по тем местам, где все хорошо, а жести не показывают, но сомнения развеивали люди на производствах, с которыми мы общались. Люди были довольны своей работой, рассказывали нам, что государство им помогает.
С одной стороны, я был рад, что в Казахстане всё хорошо и люди живут с уверенностью в своём будущем. С другой — мне обидно, что у нас в России обстановка слегка плачевнее. Наверное, не стоит даже объяснять, в чём заключается эта плачевность.
Но вернёмся к угольному разрезу и БелАЗам, которые по нему ездят. Разрез «Молодёжный» — крупнейшее угледобывающее предприятие Карагандинского района.
Когда-то здесь была степь и ничто не предвещало беды:
Теперь здесь огромный карьер, где уже 30 лет добывают уголь круглые сутки.. Говорят, что угля хватит еще лет на 50.
Месторождение включает три пласта угля суммарной мощностью 44,5 метров. Основная часть продукции поставляется на энергетические станции, входящие в состав группы Казахмыс.
Проектная мощность разреза — 10 000 000 тонн в год.
Для перевозки угля используются БелАЗы грузоподъемностью до 130 тонн:
Экскаваторы используются тоже немаленькие. Например, этот ковшом может загрести до 12 тонн породы зараз:
Человек на фоне выглядит крошечным:
В кабине:
Погрузка:
Максимальная глубина залегания пластов составляет 225 м.
Сегодня коллектив разреза «Молодежный» состоит из 1150 человек, включая работников социальной сферы. Работают вахтовым способом через 5 дней. Рабочая смена — 11 часов. Около 70 процентов работников — местные, из поселка «Молодежный» и окрестных сел, а 30 процентов приезжают из Караганды и других отдаленных мест. Средняя заработная плата — около 44 тысяч тенге, а машинисты экскаваторов, водители автосамосвалов получают 90 — 100 тысяч тенге (19-21 тысячу рублей по курсу). Рассматривается вопрос об увеличении средней зарплаты до 50 тысяч тенге.
Экскаватор питается от 6 кВ кабеля:
Ковш:
По технологическим дорогам в разрезе постоянно курсируют поливалки, но в жару поливалки не справляются и все равно стоит пыль:
Отправляемся на разгрузку:
В день БелАЗисты делают примерно по 35 рейсов.
Уголь был первым из используемых человеком видов ископаемого топлива. Он позволил совершить промышленную революцию. Для образования угля необходимо обильное накопление растительной массы. В древних торфяных болотах, начиная с девонского периода (примерно 400 млн лет назад), накапливалось органическое вещество, из которого без доступа кислорода формировались ископаемые угли. Большинство промышленных месторождений ископаемого угля относится к этому периоду, хотя существуют и более молодые месторождения. Возраст самых древних углей оценивается примерно в 300—400 миллионов лет.
[bigfoot-rss]
На разрезе также работают шагающие экскаваторы, производительность которых выше, чем у обычных:
С виду это 5-этажный дом со стрелой:
Человек и и экскаватор:
Человек и ковш:
Внутри экскаватора:
Вот так эти махины выглядят со стороны:
Напоследок ещё несколько фотографий.
На этом всё. Спасибо за внимание! Также смотрите статьи «Самый большой автомобиль на территории СНГ» и «Как добывают антрацит».