Парижский трамвай
История парижского трамвая уникальна. Первые трамваи появились в Париже ещё в 1855 году. Париж стал одним из первых европейских городов, в котором появилась конка, а в начале 20-го века Париж имел почти 1 000 км линий! Однако уже в 1920-х годах началась постепенная деградация трамвая. Тогда считалось, что трамвай мешает автомобильному движению, и ликвидация трамвая рассматривалась как способ борьбы с пробками. В пределах Парижа трамвай прекратил существование 15 марта 1937 года, в пригородах — 14 августа 1938 года. Ничего не напоминает история? Да, именно это сейчас происходит во многих российских городах. Трамваи убирают под предлогом борьбы с пробками.
Прошло 50 лет и стало ясно, что только путём строительства новых дорог и новых линий метро транспортную проблему города не решить. Поэтому в Париже, как и во многих других городах Франции и других стран началось возрождение трамвая. Первая линия нового парижского трамвая открылась в 1992 года. К 2006 году, спустя 70 лет трамвай вернулся практически в центр города.
Давайте посмотрим, что получилось у Парижа. У нас почему-то у многих людей трамвай ассоциируется со старой гремящей металлической коробкой. На самом деле, современные трамваи это совсем не то, что ездит по улицам наших городов.
Для продолжения строительства линии Т3, к слову, разбирали и сносили одну из автомобильных эстакад. До этого сносили один из автомобильных тоннелей. Это спутниковый снимок площади Porte d’Italie в городе Париже, до строительства линии трамвая Т3 и после:
В данный момент развитие линии трамвая в Париже продолжается. Действующий участок показал свою эффективность и успешную работу, так что линию продлевают дальше. Для этого сносят еще эстакаду — Viaduc de Vitry.
Вот как результат этой работы иллюстрирует журнал транспортного управления Парижа. Все это нас ждет через лет 20 в Москве. Все эти эстакады и тоннели в центре города будут сносить. Тоннели и эстакады, которые проходят в зоне жилой застройки и ухудшают условия жизни людей, безусловно пойдут в будущем под снос:
Но мы вернемся к парижскому трамвайчику. Вот, что получилось (на примере линии Т3, другие я не успел посмотреть внимательно).
На линии Т2 — трамваи типа Citadis 302:
Давайте посмотрим, как выглядят остановки.
Они большие и чистые. Стекло защищает от ветра и дождя:
На каждой остановке есть карта маршрутов, карта района со всей информацией и автомат по продаже билетов. Автомат принимает наличные и банковские карты:
Табло с временем ожидания:
И вот подходит трамвай…
Этот кадр может вызвать у вас удивление… Да, это называется низкопольный трамвай и нормальная платформа. Зазор между платформой и полом трамвая не превышает пары сантиметров! У нас даже метро так не делают. В трамвай можно без труда въехать с коляской или тележкой, трамваем могут пользоваться инвалиды без посторонней помощи! Это называется город удобный для всех:
Интерьер:
Никаких турникетов, в трамваях ходят контролеры. Кататься на парижском трамвае одно удовольствие.
Социальная реклама транспортников:
Опоры для контактной сети сделаны в едином стиле со всеми элементами улицы. Они специально разрабатывались для трамвайной линии:
Трамваи ходят мягко и очень тихо. Везде кроме остановок приятный зеленый газончик.
Любопытные планы развития есть во французской Википедии. Часть линий строится как транслор — то есть трамвай на шинном ходу. Это вынужденная мера, так как администрацию к ней принудили антимонопольщики. Самим транспортникам это было совершенно не нужно, и сама идея трамвая на шинах является убогой и неудобной. Но так как требования рельсового хода сочли ограничением конкуренции, то конкурс на пару линий выиграл транслор.
Вот такой парижский трамвай. Также читайте статьи «Гонконгский трамвай» и «Трамвай в Стамбуле».