Трамвай в Стамбуле
Продолжаем знакомиться с трамваями в разных городах мира. По одной из версий, название «трамвай» произошло от вагонеток для перевозки угля на шахтах Англии. На сегодняшний день этот старейший вид городского транспорта является самым безопасным в мире.
Сегодня познакомимся поближе с трамваем в Стамбуле.
Фотографии и текст Рустема Адагамова
Немного истории. Трамвай в Стамбуле начался, как и положено, с конной тяги. В 1871 году лошадки потащили вагончики по четырем линиям и таскали их до 1912, а в 1914 конку заменил электрический трамвай. В 1923 г. маршрутов стало 23, а в 1928 г. трамвай появился на азиатской стороне города.
В 1950 г. стамбульский трамвай ходит по 37 маршрутам и все они пролегают через знаменитый Галатский мост над бухтой Золотой Рог:
Маленькое отступление: Галатский мост сам по себе — памятник многовековой истории Стамбула. Впервые он был построен по приказу римского императора Юстиниана, позже, уже при султане Баязиде проекты моста предлагали Леонардо да Винчи и Микеланджело.
Но это всё были проекты временных сооружений, а первый стационарный мост появился только в 1845 г. Он и еще два моста были деревянными, а металлический был установлен немцами в 1912 г. и продержался ровно 80 лет — до пожара в 1992. После этого за дело взялись сами турки и сейчас бухту пересекает пятый Галатский мост.
Так вот, про трамваи в Стамбуле. После своего расцвета в середине пятидесятых они были постепенно вытеснены троллейбусами, но это продолжалось недолго. В 1992 г. трамвай вновь вернулся на стамбульские улицы, как самый удобный вид наземного городского транспорта.
Вернулся, в т.ч. в качестве исторического наследия — старый трамвайчик ходит теперь по пешеходной улице Истикляль от площади Таксим до Тоннеля и обратно. Трамвай обычно успешно развивается там, где городские власти начинают бороться с автомобилями и отдают предпочтение общественному транспорту:
Сейчас современный стамбульский трамвай выглядит так (вагоны французской компании Alstom. Слева — здание Новой мечети):
В 2005-м году через Галатский мост были проложены новые трамвайные пути:
Остановки здесь сделаны по типу маленьких станций метро — здесь такие же турникеты, перрон огорожен стеклянными панелями:
Для разовых поездок в автомате покупается жетон стоимостью в 2 лиры (около 33 руб):
Место машиниста. Кстати, французская компания Alstom производит поезда Pendolino, которые используются на линии Санкт-Петербург — Хельсинки под маркой Allegro:
Пластиковые лавочки на перронах трамвайных остановок сделаны в виде раскрытых книг:
В час пик в вагоне полно народа:
Даже на европейской части берега Золотого рога отличаются — в старом городе, в районе Султанахмет, жизнь и люди совсем другие, не такие, как на совершенно европейской Истикляль. Мирное сосуществование этих противоположностей — одна из привлекательных черт Стамбула:
Вагоны и перроны остановок сделаны удобными для людей с ограниченными возможностями. Вот едет продавец сувениров на своей электротележке:
У тележки, кстати, вполне взрослый регистрационный номер и запасное колесо. Торговец выкатился из трамвая и поехал дальше по своим делам:
Исторический трамвай в Стамбуле. В конце 1990 года в европейской части города открылась линия исторического трамвая протяжённостью в 1.6 км. Она проходит вдоль пешеходной улицы Истикляль. (Фото Ugur Can):
Прежде трамвай ходил по этой улице до 1961 года. (Фото Atilla Kefeli):
Ежедневно эта историческая линия перевозит 6 000 пассажиров:
Современный трамвай в городе — это удобно, экологично, быстро. К сожалению, например, в Москве трамвай практически полностью побежден людьми на автомобилях, которым нужно всё больше и больше места на дорогах. В центральной части города линий практически не осталось, сохранность основной части сети зависит от того, как будут развиваться соответствующие районы города. С 1982 года в Москве так и не было построено ни одной трамвайной линии.
Трамвай нашим городским властям не нужен, это очевидно. Как очевидно и то, что мы в этом плане отстаем не только от стран Евросоюза, но и от восточных стран, таких, как Турция или Израиль. Во всяком случае, в отношении общественного транспорта Москва по сравнению со Стамбулом выглядит глухой провинцией, отсталой и некомфортной.