Аэростаты
Аэростатом называют летательный аппарат легче воздуха, использующий для полета подъемную силу нагретого воздуха или заключенного в оболочке газа. Аэростаты впервые позволили человеку подняться в воздух, а позднее и достичь стратосферы.
1. Аэростаты бывают свободнолетящие, а также с двигателем, тогда их называют дирижаблями.
2. Шарльеры — газовые аэростаты, для наполнения из оболочки применяются водород и (реже) светильный газ; но эти газы горючи, а их смеси с воздухом взрывоопасны. Данного недостатка лишен газ гелий, однако он достаточно дорог, что препятствует его широкому применению в воздухоплавании.
3. Тепловые аэростаты или монгольфьеры заполняются нагретым воздухом.
4. Название получил по фамилии изобретателей братьев Монгольфье — Жозеф-Мишеля и Жак-Этьенна. Первый полет совершил в городе Аннонэ (Annonay, Франция) 5 июня 1783 года.
5. Во время Второй мировой войны аэростаты широко применялись для защиты городов, промышленных районов, военно-морских баз и других объектов от нападения с воздуха. Действие аэростатов заграждения было рассчитано на повреждение самолётов при столкновении с тросами, оболочками или подвешиваемыми на тросах зарядами взрывчатого вещества. Наличие в системе ПВО аэростатов заграждения вынуждало самолеты противника летать на больших высотах и затрудняло прицельное бомбометание с пикирования.
6. В конце 1920-х немецкий физик Плаусон с успехом применил привязные аэростаты в качестве приемников атмосферного электричества. С одиночного аэростата в ясную погоду удавалось снять до 3,5 киловатт электрической мощности при напряжении около 120 киловольт.
7. Аэростаты впервые позволили человеку подняться в воздух, а позднее и достичь стратосферы.
[inpage]
8. Стратостатом называют свободный аэростат, предназначенный для полетов в стратосферу, то есть на высоту более 11 км. Его устройство имеет ряд существенных отличий. Плотность воздуха в нижних слоях стратосферы на порядок меньше, а на высотах около 30 км на 2 порядка меньше, чем на уровне моря, поэтому для создания достаточной аэростатической подъемной силы объем баллона должен быть достаточно большим и, как правило, превышает 14 000 куб.м. Вследствие сильного расширения газа с высотой на старте баллон имеет сильно вытянутую грушевидную форму.
Стратостат:
9. 27 мая 1931 года Огюст Пиккар и Паул Кипфер первыми сумели достичь стратосферы на воздушном шаре. 31 августа 1933 года Александр Даля, находясь на борту открытого воздушного шара, сделал первый снимок, на котором видна округлость Земли.
Текущий рекорд установил 14 октября 2012 года Феликс Баумгартнер, поднявшись на высоту около 39 045 метров в капсуле, прикрепленной к воздушному шару Red Bull Stratos над американским штатом Нью-Мексико. Также на эту тему статью «Прыжок из стратосферы».
10. Но вернемся к монгольфьерам или тепловым аэростатам, снимки которых мы смотрим. История монгольфьера началась в августе 1709 года, когда бразильцем по происхождению Бартоломеу де Гусман, живущим в Португалии, была продемонстрирована модель воздухоплавательного аппарата, представлявшего собой тонкую яйцеобразную оболочку с подвешенной под ней маленькой жаровней. При одном из испытаний модель поднялась в воздух на 4 метра. Гусман был первым человеком, который, опираясь на изучение физических явлений природы, сумел выявить реальный способ воздухоплавания и попытался осуществить его на практике.
11. 19 сентября 1783 года в Версале (под Парижем) в присутствии короля Людовика XVI во дворе его замка в час дня воздушный шар взмыл в воздух, унося в своей корзине первых воздушных путешественников, которыми были овца, курица и утка. Шар пролетел 4 километра за 10 минут.
12. Одно время монгольфьеры уступили своё место аэростатам, наполняемым водородом, так называемым шарльерам. Это было вызвано присущими монгольфьерам недостатками: необходимость брать на борт большое количество топлива, опасность возникновения пожара в воздухе и т. д.
13. Однако, во второй половине XX века монгольфьеры вновь стали популярны. К этому привело появление новых легких и огнестойких материалов и появление специальных газовых горелок, которые вместе с газовыми баллонами составили удобный и надежный комплекс управления тепловыми аэростатами. Кроме того, появился и такой вид монгольфьеров, как солнечные. Перепад температур между воздухом в оболочке и окружающей средой может составлять около 30 °C. Разумеется, такие аэростаты могут летать только в солнечную погоду, да и объём оболочки в 2,5—3 раза больше, чем у обыкновенных.
14. Большинство фотографий — с 36-го Международного фестиваля воздушных шаров в Англии Bristol International Balloon Fiesta. А нем приняли участие 156 тепловых аэростатов.
15.
[bigfoot-rss]
16.
17.
18. Рекорд высоты для беспилотного шара составляет 53,0 км (173 882 футов). Шар был запущен JAXA 25 мая 2002 года из префектуры Ивате, Япония. Это самая большая высота, когда-либо достигнутая средством передвижения в атмосфере. Только ракеты, ракетные самолеты и баллистические снаряды могут лететь выше.
19. Также смотрите «Каппадокия c высоты воздушного шара» и «Как прекрасен этот мир…Полет на воздушном шаре».