Ми-26 — самый большой вертолет в мире
Добро пожаловать на борт самого большого серийно выпускаемого вертолета в мире! Вы удивитесь, но если его поставить рядом с авиалайнером Boeing 737, он окажется длиннее! А диаметр винта на целых 4 метра больше размаха крыльев классической серии Boeing 737.
Этого летающего монстра можно сравнить с муравьем. Потому что это один из немногих летательных аппаратов, способных поднять и перенести груз, практически равный по весу себе самому. И не только поднять, но и транспортировать эти 20 тонн груза к черту на кулички — до 800 километров от базы.
Разработанный еще в середине 70-х годов, этот голиаф-трудяга выпускается до сих пор в разных модификациях — как военно-транспортный, пассажирский, гражданско-транспортный, летающий кран, медицинский и т.д. 310 единиц МИ-26, выпущенных за эти долгие годы, эксплуатируются на военной и гражданской службе в самых разных странах — России, Казахстане, Украине, Венесуэле, Индии, Китае и даже в Лаосе и Перу.
История создания МИ-26
Тяжелый вертолет МИ-26 начали разрабатывать в начале 1970-х в качестве замены знаменитому на то время рекордсмену МИ-6. Необходимость разработки новой модели обуславливалась возрастающими потребностями как Вооруженных сил СССР, так и советского народного хозяйства. Согласно требованиям, новый вертолет должен был перевозить грузы массой до 20 тонн на расстояние более 500 км, а также без проблем выполнять военные и гражданские задачи на высотах более 1 000 метров над уровнем моря.
Тяжелый вертолет нового поколения получил обозначение Ми-26 (или «изделие 90») и его аванпроект был одобрен научно-техническим советом МАП СССР в декабре 1971 года. Постройка макета Ми-26 началась в 1972 году, а через три года его приняла Госкомиссия. 14 декабря 1977 года МИ-26 впервые поднялся в воздух, проведя в небе около 3 минут.
Первые МИ-26 отправлялись прямиком в Вооруженные силы СССР, и лишь спустя еще несколько лет начали появляться гражданские модификации этого тяжеловеса. МИ-26Т с бортовым номером RA-06031, на примере которого подготовлен сегодняшний рассказ, был выпущен 1 августа 1990 года. Место постоянного базирования — аэропорт города Сургут.
Гражданская версия МИ-26
Гражданская версия вертолета, получившая обозначение Ми-26Т, была запущена в серийное производство 12 января 1985 году. Он отличался от военного собрата прежде всего навигационным оборудованием.
Вертолет был оснащен системой внешней подвески, которая смогла обеспечить транспортировку стандартных морских контейнеров. Универсальная стабилизирующая платформа позволила увеличить скорость транспортировки крупногабаритных и длинномерных грузов (типа домиков, контейнеров, труб) на внешней подвеске до 200 км/ч. Кроме того, в арсенал Ми-26Т вошли автоматический захват для транспортировки древесины в горных районах.
Интересно, что еще до массового поступления Ми-26 в Вооруженные Силы и Аэрофлот на нем был установлен ряд мировых рекордов. Например, 4 февраля 1982 года экипаж летчика-испытателя Г.В.Алферова выполнил полет, в котором 25 т груза удалось поднять на высоту 4 060 метров, при этом на 2 000 м вертолет забрался с полетной массой 56 768.8 кг, что тоже было высшим мировым достижением.
В том же году экипаж Ми-26 во главе с Ириной Копец установил 9 женских мировых рекордов. Когда машина уже вовсю эксплуатировалась в строевых частях, военные испытатели побили еще один рекорд, установленный на Ми-8 еще в 1967 г. 7 августа 1988 г. экипаж прошел по замкнутому маршруту Москва-Воронеж-Куйбышев-Москва протяженностью 2 000 км со средней скоростью 279 км/ч. Причем на завершающем этапе вертолетчикам пришлось преодолевать метеофронт с сильной болтанкой и ливнем.
В Аэрофлот Ми-26Т начали поступать в 1986 году.
Народный труженик и рекордсмен
Центральную часть фюзеляжа МИ-26 занимает вместительная грузовая кабина с задним отсеком, переходящим в хвостовую балку. Длина кабины — 12.1 м (с трапом — 15м), ширина — 3.2 м, а высота изменялась от 2.95 до 3.17 м. Как подтвердили макетные испытания, габариты кабины позволяли перевозить все виды военной техники массой до 20 тонн. Загрузка техники осуществлялась своим ходом через грузовой люк в хвостовой части фюзеляжа, оснащенный двумя раскрывающимися боковыми створками:
В десантном варианте Ми-26 перевозил 82 солдата или 68 парашютистов. Специальное оборудование позволяло в течение нескольких часов превращать вертолет в санитарный для транспортировки 60 раненых на носилках и трех сопровождающих медработников. В гражданской версии задний отсек позволяет перевозить технику или любые грузы. Кроме того, крупногабаритные грузы массой до 20 тонн можно перевозить на внешней подвеске.
Грузовой отсек вертолета, помимо грузов, позволяет также размещение дополнительных топливных баков (на фото), благодаря чему увеличивается возможная дальность полета МИ-26:
При использовании в гражданских целях как нельзя кстати пришлись возможности Ми-26 по доставке крупногабаритных грузов на внешней подвеске. Многие операции стали уникальными, получили широчайшую известность в мире и самым благоприятным образом сказались на репутации вертолета.
Одна из первых — транспортировка зимой 1986 г. планера Ту-124Ш массой около 18 тонн с аэродрома Чкаловский на территорию городка Щелково-2. В 1988 году на Кавказе вертолет Ми-26Т поднял совершивший аварийную посадку в горах на высоте 3 100 м Ми-8 и доставил его в Тбилиси. Также известна операция по эвакуации самолета-амфибии Бе-12 с места вынужденной посадки на севере Ростовской области в Таганрог.
Проводились подобные операции и за рубежом. Так, интереснейшую работу выполнил в октябре 1994 году. Экипаж Ми-26Т получил задание — вытащить из болота американский «Бостон» и перевезти его в порт Мананг. Этот самолет во время второй мировой войны входил в 13-ю бомбардировочную эскадрилью США, был подбит японцами в 1945 году и совершил вынужденную посадку на «брюхо» и теперь предназначался для музея ВВС Австралии.
В носовой части фюзеляжа Ми-26 располагается кабина экипажа с местами командира (левого летчика), правого летчика, штурмана и борттехника, а также кабина для четырех человек, сопровождающих груз, и пятого члена экипажа — бортмеханика. По бортам кабины предусмотрены люки для аварийного покидания вертолета:
Радиоэлектронное и навигационное оборудование вертолёта позволяет выполнять боевые задачи в сложных метеорологических условиях и в любое время суток.
22 тысячи лошадей и 120 метров лопастей
Силовую установку самого большого вертолета в мире МИ-26 (серийно выпускаемого) составляют два двигателя Д-136 производства запорожского завода Мотор-Сич суммарной мощностью 22 тысячи лошадиных сил. Эти двигатели позволяют поднимать 28-тонную машину с 12 тоннами топлива и 20 тоннами груза на высоту до 6.5 км и перемещать ее на расстояние от 800 км (в полностью загруженном состоянии) до 2 350 км (при перегоне).
Двигатель потребляет до 3 100 килограмм топлива в час, а стоимость летного часа составляет около 600 тысяч рублей.
Забираемся на самый верх. Совершенно невероятного вида огромная «гайка» с восемью 16-метровыми лопастями:
Еще ближе:
Для понимания размеров этой верхней «гайки», фото во время обслуживания двигателя самого большого вертолета в мире МИ-26 техниками аэропорта:
Не менее поражают и лопасти главного винта. Их 8, каждая из которых имеет длину 16 метров:
Лопасти, как металлические пальцы некоего фантастического робота. Люди внизу выглядят муравьями на их фоне:
Выгнутые вниз в статичном положении, во время полета под действием различных физических сил лопасти выпрямляются, а иногда даже складывается впечатления, что они выгибаются к верху:
По сравнению с главным винтом, рулевой кажется совсем маленьким. Однако его диаметр больше 7.5 метров. Т.е. почти как три этажа жилого дома…
Напоследок несколько забавных ракурсов с МИ-26. Улыбка тяжеловеса спереди…
… и сзади. Ми-26 настоящий Двуликий Янус )
Как я уже сказал в самом начале, всего было выпущено более 310 вертолетов МИ-26 разных модификаций. Благодаря уникальной грузоподъемности эти тяжеловозы пользуются большим спросом как в России, так за рубежом до сих пор. Наибольшим гражданским эксплуатантом МИ-26 является российская компания UTair, в составе которой находится 25 вертолетов этой марки.
Спасибо! Очень интересно!
Очень интересно! Спасибо!
Вот где Силища наша!!!