Ан-225 «Мрия» — самый большой самолет в мире
Ан-225 «Мрия» (в переводе с украинского — «мечта») является самым тяжёлым грузоподъёмным самолётом, когда-либо поднимавшимся в воздух. Максимальный взлётный вес воздушного судна составляет 640 тонн. Причиной постройки Ан-225 была необходимость создания авиационной транспортной системы для проекта советского многоразового космического корабля «Буран». Самолет существует в единственном экземпляре.
Фотографии и текст Славы Степанова
Самолет был спроектировал в СССР и построен в 1988 году на Киевском механическом заводе.
«Мрия» установила мировой рекорд взлётного веса и грузоподъёмности. 22 марта 1989 года Ан-225 совершил полёт с грузом 156,3 тонны, побив тем самым одновременно 110 мировых авиационных рекордов, что является рекордом само по себе.
С начала эксплуатации самолет налетал 3 740 часов. Если предположить, что средняя скорость перелетов (с учетом взлета, набора высоты, крейсерского полета , снижения, захода на посадку) составляет около 500 км/час, то можно посчитать примерное значение пройденного километража: 500 х 3740 = 1 870 000 км (более 46 витков вокруг Земли по экватору).
Масштабы Ан-225 поражают: длина самолета — 84 метра, высота — 18 метров (как 6-этажный 4-подъездный дом).
Наглядное сравнение «Мрии» и пассажирского Боинг-747. Если взять за основу самый большой из Боингов 747-800, то длина Ан-225 будет больше на 8 метров, а размах крыла — на 20 метров.
По сравнению с Airbus A380 — самым большим пассажирским самолетом в мире — «Мрия» длиннее на 11 метров, а по размаху крыла превосходит его почти на 9 метров.
Случается, что у аэропорта нет соответствующей стоянки для столь большого самолета, и его ставят прямо на ВПП. Разумеется, речь идет о запасной ВПП, если таковая имеется у аэропорта.
Размах крыла составляет 88,4 метра, а площадь — 905 кв.м.
Единственный самолёт, превосходящий Ан-225 по размаху крыла, это Hughes H-4 Hercules, который относится к классу летающих лодок. В воздух судно поднималось всего один раз в 1947 году. История этого самолета нашла отражение в фильме «Авиатор».
Так как сам космический корабль «Буран» и блоки ракеты-носителя «Энергия» имели габариты, превосходящие размеры грузового отсека «Мрии», на новом самолёте предусматривалось крепление грузов снаружи. Помимо этого планировалось, что самолет будет использован как первая ступень при старте космического корабля.
Образование спутной струи от закреплённого наверху самолета крупногабаритного груза потребовало установить хвостовое оперение двухкилевым, чтобы избежать аэродинамического затенения.
На самолете установлены 6 двигателей Д-18Т. На взлетном режиме каждый двигатель развивает тягу 23,4 тонны (или 230 кН) т. е. суммарная тяга всех 6-ти двигателей составляет 140,5 тонны (1380 кН).
Можно предположить, что каждый двигатель на взлетном режиме развивает мощность около 12 500 лошадиных сил!
Двигатели Д-18Т самолета Ан-225 те же, что и на Ан-124 «Руслан». Высота такого двигателя 3 м, ширина 2,8 м, а вес более 4 тонн.
Система запуска — воздушная, с электрическим автоматическим управлением. Вспомогательная силовая установка, состоящая из двух турбоагрегатов ТА-12, установленных в левом и правом обтекателях шасси, обеспечивает автономное питание всех систем и запуск двигателей.
Масса топлива в баках составляет 365 тонн, оно размещается в 13 крыльевых баках-кессонах.
Самолет может оставаться в воздухе 18 часов и преодолевать расстояние свыше 15 000 км.
Время заправки такой машины колеблется в диапазоне от получаса до полутора суток, а количество заправщиков зависит от их вместимости (от 5 до 50 тонн), т. е. от 7 до 70 заправщиков.
Расход топлива самолета составляет 15,9 тонны/ч (в крейсерском режиме). При полной загрузке самолет может находиться в небе без дозаправки не более 2 часов.
Шасси включает двухстоечную носовую и 14-стоечную главную (по 7 стоек с каждой стороны) опоры.
На каждой стойке размещено по два колеса. Итого 32 колеса.
Колеса требуют замены через каждые 90 посадок. Шины для «Мрии» производят на Ярославском шинном заводе. Цена одной шины составляет около $ 1000.
На носовой стойке — колеса размерами 1120?450 мм, а на главной — колеса размерами 1270?510 мм.
Давление внутри составляет 12 атмосфер.
С 2001 года Ан-225 выполняет коммерческие грузовые перевозки в составе авиакомпании «Antonov Airlines».
Размеры грузовой кабины: длина — 43 м, ширина — 6,4 м, высота — 4,4 м.
Грузовая кабина самолёта герметична, что позволяет осуществлять перевозку грузов различного типа. Внутри кабины можно разместить 16 стандартных контейнеров, до 80 легковых автомобилей и даже большегрузные самосвалы типа «БелАЗ». Здесь достаточно пространства, чтобы поместился весь корпус Боинга-737.
Доступ в грузовой отсек осуществляется через носовую часть самолета, которая откидывается наверх.
Процесс открытия/закрытия рампы грузового отсека занимает не более 10 минут.
Для раскладывания рампы самолет осуществляет, так называемый «поклон слона». Передняя стойка шасси отклоняется вперед, а вес самолета переносится на вспомогательные опоры, которые установлены под передним порогом грузовой кабины.
Вспомогательная опора:
Панель управления системой «приседания» самолета:
Данный способ загрузки имеет ряд преимуществ в сравнении с Боингом-747 (загрузка на который осуществляется через отсек в боковой части фюзеляжа:
«Мрия» — рекордсмен по весу перевозимого груза: коммерческого — 247 тонн (что в четыре раза больше максимальной полезной нагрузки Боинга-747), коммерческого моногруза — 187,6 тонны, и абсолютный рекорд грузоподъёмности — 253,8 тонны. 10 июня 2010 года перевезён самый длинномерный груз в истории воздушных транспортировок — две лопасти ветряка длиной 42,1 м каждая.
Самолет оборудован бортовым погрузочным комплексом, состоящим из четырех подъемных механизмов, грузоподъемностью каждого в 5 тонн. Кроме того, предусмотрены две напольные лебедки для погрузки несамоходной колесной техники и грузов на погрузочной эстакаде.
На этот раз Ан-225 зафрахтовала французская машиностроительная компания «Alstom» для перевозки 170 тонн груза из швейцарского Цюриха в Бахрейн с дозаправкой в Афинах и Каире.
Флайт-менеджер Вадим Николаевич Денисков:
Для буксировки самолета Ан-225 невозможно использовать водило самолетов других фирм, поэтому водило перевозится на борту самолета.
Для обеспечения разворотов при движении самолета по земле четыре последних ряда стоек основной опоры выполнены ориентируемыми.
Большой вес самолета приводит к тому, что шасси оставляют следы на асфальте:
Лестница и люк в кабину экипажа:
Пассажирский отсек разделен на 2 части: в передней находится экипаж самолета, а в задней — сопровождающий и обслуживающий персонал. Герметизация кабин раздельная — они разделены крылом.
Задняя часть кабины сопровождающих, предназначена для приема пищи, работы с технической документацией и проведения конференций.
В самолете предусмотрено 18 мест для отдыха членов экипажа и членов инженерно-технической бригады — 6 мест в передней кабине и 12 в задней.
Лестница и люк в кабину сопровождающих в хвостовой части самолета:
Технический отсек, расположенный в задней части кабины экипажа:
Самая удаленная точка от базового аэропорта, в которой удавалось побывать самолету, — это остров Таити, входящий в состав Французской Полинезии. Расстояние по кратчайшей дуге земного шара около 16 400 км.
Рында Ан-225. Упоминаемый в гравировке Владимир Владимирович Масон — инженер по эксплуатации ВС, который очень много лет работал на «Мрии».
Командир воздушного судна (КВС) — Владимир Юрьевич Мосин. Чтобы стать командиром Ан-225, необходимо иметь опыт полетов на самолете Ан-124 в качестве командира не менее 5 лет:
Экипаж самолета состоит из 6 человек: командира воздушного судна, второго пилота, штурмана, старшего бортинженера, бортинженера по авиационному оборудованию, бортрадиста.
Штурвал управления самым большим самолетом в мире:
При пустом самолете — для взлета и посадки достаточно 2400 м взлетно-посадочной полосы.
Взлет с максимальным весом — 3500 м, посадка с максимальным весом — 3300 м.
На исполнительном старте начинается прогрев двигателей, который занимает минут 10.
Набор высоты осуществляется на скорости 560 км/ч, при вертикальной скорости 8 м/с.
На высоте 7 100 метров, скорость увеличивается до 675 км/ч с дальнейшим продолжением набора высоты до эшелона полета.
Крейсерская скорость Ан-225 — 850 км/ч. При расчете крейсерской скорости учитывается масса самолета и дальность полета, которую самолет должен преодолеть.
Дмитрий Викторович Антонов — старший КВС.
Посадка осуществляется на скорости 295 км/ч с полностью выпущенной механизацией. Допускается касание ВПП при вертикальной скорости 6 м/с. После касания ВПП, сразу перекладывается реверс тяги на двигателях со 2 по 5, а 1 и 6 оставляют на малом газу. Торможение шасси осуществляется на скорости 140-150 км/ч до полной остановки самолета.
Ресурс самолета — 8000 летных часов, 2000 взлетов-посадок, 25 календарных лет.
Самолет еще может пролетать до 21 декабря 2013 года (исполняется 25 лет с момента начала его эксплуатации), после чего будет выполнено тщательное исследование его технического состояния и выполнены необходимые работы по обеспечению продления календарного срока службы до 45 лет.
Из-за высокой себестоимости перевозки на Ан-225, заказы появляются только для очень длинных и очень тяжелых грузов, когда перевозка наземными видами транспорта невозможна. Полеты носят случайный характер: от 2-3 в месяц, до 1-2 в год. Периодически возникают разговоры о постройке второго экземпляра самолета Ан-225, но для этого нужен соответствующий заказ и соответствующее финансирование. Для завершения постройки необходима сумма, приблизительно равная $ 90 млн, а с учетом проведения испытаний она возрастает до $ 120 млн.
Пожалуй, это один из самых красивых и впечатляющих самолетов в мире. Смотрите также статью про самый большой пассажирский самолет в мире — A380.
Умели строить. уважение к конструкторам нашим и пилотам.
И это все, было сделано в СССР… Я представляю, что было бы сделано спустя 25 лет, — если бы не идиотский всесоюзный «майдан» 90х …! К сожалению, разум имеет границы …, — человеческая глупость безгранична …
а остались на уровне — главное сделать и попасть в рекорд, а рентабельность. экономия не важно у нас же была целая армия добрых, сильных, безответных тружеников и строителей коммунизма давай к победе………
Это чудо было создано совместно с Россией или точнее благодаря России и чем могли торговать наши соседи, а точнее братья удивляя мир! Салом или удобрениями мир не удивишь !