Запуск американской ракеты Антарес с советскими двигателями
Эта статья доступна в высоком разрешении
Тестовый запуск ракеты «Антарес», разработанной американской компанией Orbital Sciences Corporation и предназначенной для доставки грузов на Международную космическую станцию, прошел успешно. Она стартовала в 22 апреля 01:00 по Москве с космодрома на острове Уоллопс в Атлантическом океане в 240 километрах от Вашингтона .
США планомерно двигаются к использованию своих космических кораблей и отказу от российских кораблей «Союз». Еще недавно только они могли доставить астронавтов и необходимое американцам оборудование на МКС.
Примечательно, что жидкостные двигатели НК-33 для первой ступени ракеты — российского производства. Их выпускает самарское предприятие ОАО «Кузнецов». В свое время эти силовые установки создавались для ракеты «Н1», которая должна была доставить советских космонавтов на Луну. Однако, в 1974 году работы по этому проекту были прекращены.
Н1 — «Царь-ракета»:
Ракету «Антарес» и космический грузовик Cygnus создает компания «Орбитал сайенсиз» (Orbital Sciences) в рамках контракта с НАСА по доставке грузов на Международную космическую станцию. Наряду с частной компанией SpaceX, Orbital Sciences получила от НАСА контракты по доставке грузов на МКС.
Подготовка к старту. Острове Уоллопс, штат Вирджиния, 17 апреля 2013. Ракету вывозят на стартовую площадку. (Фото NASA | Wallops | Brea Reeves):
Запуск ракеты «Антарес» — тестовый. Алюминиевый макет имеет вес 3 800 кг, который в этом полете сыграл роль корабля. Он оснащен разными приборами и датчиками, собирающими информацию о полете.
Подготовка к старту. Острове Уоллопс, штат Вирджиния, 14 апреля 2013. (Фото NASA | Wallops | Brea Reeves):
Билет в один конец. В отличие от корабля Dragon, космический грузовик Cygnus не имеет возвращаемой капсулы и сможет доставлять грузы только в один конец — на Международную космическую станцию. так же сейчас делают российские, европейские и японские грузовые корабли.
Ракета «Антарес» предназначена для доставки полезной нагрузки массой до 6 120 кг на орбиты высотой 250-300 км.
Подготовка к старту. Острове Уоллопс, штат Вирджиния, 14 апреля 2013. (Фото NASA | Bill Ingalls):
Советские двигатели
Двигатель НК-33, установленный на «Антаресе», был впервые сделан для ракеты Н-1 — «Царь-ракеты», как называли ее на Байконуре. Она должна была доставить первого советского космонавта на Луну еще в конце 1960-х. Четырежды стартовала «Царь-ракета» с космодрома. Четырежды на орбиту выйти не смогла.
К тому времени на Луне побывали американцы, а Политбюро ЦК КПСС приняло решение опередить американцев на Марсе, лунную программу закрыть, все двигатели НК-33 уничтожить.
Создатель двигателей академик Кузнецов их не уничтожил, а спрятал. НК-33 прятали и от западных разведок, и от родного Политбюро. Но, казалось бы, где можно спрятать несколько десятков гигантских ракетных двигателей?
Гениальный конструктор и в этом вопросе проявил оригинальность. Двигатели спрятали в месте, откуда видно всю Самару и которое у всей Самары на виду. Тем не менее, заводская вертолетная площадка 30 лет скрывала тайну академика.
Безымянка — рабочая окраина Самары. Именно она стала космическим кулаком страны. Все местные заводы работали на полеты к звездам. В середине 60-х инженеры и рабочие знали: это они стали первыми на околоземной орбите. Теперь надо было стать первыми на Луне.
«Первое время по освоению двигателей работали, можно сказать, круглые сутки. Я, например, бывало, по 5-6 дней не выходил с завода, — вспоминает Леонид Фирман, помощник генерального директора ОАО «Моторостроитель».
Рискованное решение Кузнецова в наши дни выглядит гениально-прозорливым маркетинговым ходом. Спустя четверть века спрятанные двигатели НК-33 показали миру. Они произвели фурор. Специалисты американского агентства «Аэроспейс» назвали их лучшими в мире и захотели приобрести всю партию. Сейчас за НК-33 борются американцы и французы. В Самаре же надеются, что двигатели потребуются на родине — для программы «Космический старт». И тогда слова Николая Кузнецова, произнесенные еще на первых испытаниях, — «будет жить» — станут пророческими. (Фото 85585):
Как советский двигатель НК-33 попал на американскую ракету «Антарес»? Был заключен договор о поставке до 2020 года 50 двигателей с американской корпорацией «Орбитал сайенсиз» (Orbital Sciences), выпускающей спутники и ракеты-носители, и компанией «Аэроджет» (Аerojet), являющейся одним из крупнейших в США производителем ракетных двигателей.
Американская ракета и советские двигатели НК-33:
Перед стартом. Космодром на острове Уоллопс в Атлантическом океане, являющемся частью территории штата Вирджиния, был построен в 1945 году. До сих пор он использовался главным образом для суборбитальных запусков. (Фото NASA | Bill Ingalls):
Ракета стартовала 21 апреля 2013 (22 апреля в 01:00 по Москве). Через 03:50 минуты после старта на высоте 107 километров был сброшен обтекатель, а на 6-й минуте полета, на высоте 328 километров, включилась II ступень с твердотопливными двигателями. (Фото NASA | Bill Ingalls):
Через 10 минут после старта макет корабля Cygnus, оснащенный многочисленными приборами для измерения параметров полета, отделился от II ступени отправился в самостоятельный полет на высоте около 250-300 километров. (Фото NASA | Bill Ingalls):
Ракета «Антарес» успешно вывела орбиту макет частного космического грузовика Cygnus, а также 4 микроспутника. Муляж вскоре сойдет с орбиты и через несколько месяцев сгорит в плотных слоях атмосферы.
(Фото NASA | Bill Ingalls):
Компания рассчитывает уже летом отправить первый корабль к МКС. (Фото NASA | Bill Ingalls):
Очень круто!
Как же так???. Какие люди жили и работали в этой стране, что и через 10-ки лет, после такого скачка в технологиях их работа востребована. Так еще и хитрить приходилось что бы сохранить результат своих трудов. Чтож нам так не везет с руководством(((((((
Спасибо за материал. Очень интересно…..
А как ракета взорвалась на старте — так тут же по всем новостям пошла активно инфа, что это украинские двигатели.