Город мертвых
Балкарская народность формировалась на протяжении веков в долинах и ущельях высокогорной части Кабардино-Балкарии. Долина реки Чегем является одним из таких мест. Наибольший историко-архитектурный интерес из чегемских селений представляет Эльтюбю, где сохранились памятники народного зодчества различного назначения, относящиеся к разным стадиям развития архитектуры. Одним из памятников этого интереснейшего селения является располагающийся чуть южнее на склонах «Город мертвых», уникальный по разнообразию относящихся к разному времени погребальных сооружений.
Фотографии и текст nalchik360
Чегемское ущелье. На подъезде к некрополю:
Город мертвых:
Виртуальные панорамы Чегемского ущелья. (Панорама интерактивна, надо дождаться загрузки и управлять поворотом изображения с помощью кнопок мыши или клавиатуры):
Панорама интерактивна, надо дождаться загрузки и управлять поворотом изображения с помощью кнопок мыши или клавиатуры:
Над всем некрополем доминируют несколько хорошо сохранившихся монументальных усыпальниц — «кешэнэ». Они относятся к разным периодам и делятся на 2 типа по плану и внешнему виду: прямоугольные в плане и восьмиугольные.
Прямоугольные:
Восьмиугольные являются более поздними:
Эти небольшие каменные усыпальницы с одним окном и тонким карнизом, высотой в пять-шесть метров представляют собой неправильные выпуклые восьмигранные пирамидальные объёмы с плавно изогнутыми рёбрами и гранями, завершающиеся сверху шишкой из цельного камня:
Старые чегемские строители не знали настоящего свода, арки, купола, и во всех случаях применяли только ложный свод, то-есть такую систему, когда каждый камень чуть нависает над нижним, постепенно сокращая расстояние между противоположными стенами:
Кроме того, стены из камней неправильной формы делались внизу толще, чем в верху. Всё это и создаёт то своеобразие силуэта, которым отличаются кешэнэ:
Многогранные мавзолеи с конусовидными или пирамидальными завершениями встречаются в архитектуре и Средней Азии, и Азербайджана, и на Северном Кавказе (в частности в Чеченских районах, почти аналогичные, но, в отличие от чеченских эти неоштукатуренные), и в Кабардинских районах. Все эти памятники относятся к памятникам «мусульманского» зодчества. Это даёт основание видеть в кешэнэ Эльтюбю памятники мусульманского периода и датировать их не ранее чем концом XVII — началом XVIII века.
Построенные с помощью ложного свода, утончающиеся кверху боковые стены которых, постепенно смыкаясь, завершаются острым коньком, прямоугольные кешэнэ выглядят исключительно монументально и воспринимаются значительно крупнее своих абсолютных размеров:
Сравнительно небольшое сооружение Баймурза-кешэнэ, имеющее высоту 8 м 60 см и объем около 160 куб.м, своей монументальностью подчиняет себе окружающий пейзаж, так что кажется, будто создал его не человек, а сама природа:
Необходимо отметить, что эстетическое воздействие всех погребальных сооружений определяется не нагромождением деталей, а композицией объёма, контрастом пятна проёма со светлым оштукатуренным полем стены, умелой постановкой сооружения среди ландшафта. Лишь только на одном кешэнэ имеется декоративное убранство в виде нескольких отпечатков на свежем растворе то горлышка, то дна кувшина:
Вся территория таких некрополей покрыта буйно цветущей горной травой с вкраплениями ярких кустов барбариса:
В охоте за сусликами и прочей живностью кружат хищные птицы:
Относительно того, когда были сооружены верхнечегемские мавзолеи, ученые и сегодня не пришли к единому мнению. В целом принято считать, что сооружать их начали не ранее XIII века и возводили вплоть до XVIII века. «Город мертвых» – излюбленное место остановок туристов, приезжающих в Чегемское ущелье. Большинство из них уверено, что с этим местом связано немало преданий, таинственных историй, необычных фактов.
И не мудрено…