Плато Арабель. Киргизия
Это одна из самых высоких дорог в Киргизии, доступная для любого автомобиля. Место, где даже летом царят снег, холод и ветра.
Фотографии и текст Французова Дениса
1. Посёлок Тамга, известный своим санаторием Министерства Обороны Республики Кыргызстан. На краю небольшой сопки в 90-е годы кто-то из влиятельных местных жителей установил бывший боевой самолёт. Учитывая, что рядом находится заброшенный аэродром, а с площадки открывается прекрасный вид на Иссык-Куль, начинаешь представлять себе, какая картина возникала перед пилотами во время взлёта.
2. Оттуда уже отправились в одноимённое ущелье, название которого переводится как «Барсовы слёзы» (по причине нескольких красивых водопадов в горах). К золотоносному руднику Кумтор, разработкой которого занимается канадская компания Centerra Gold, и который даёт около трети бюджета всей республики, ведёт грейдер. Казалось бы, обычная грунтовая дорога, но канадцы за ним очень тщательно следят: постоянно проливают водой и ремонтируют неровности. В результате, несмотря на обилие тяжёлых фур и прочей техники, на легковой машине можно запросто ехать 90-100 километров в час, словно по отличному асфальту, а от возможного превышения скорости останавливает не гипотетическая встреча с сотрудниками ДПС, а потрясающие виды, ради которых приходится останавливаться каждые несколько километров.
3. В этих краях любил отдыхать Юрий Гагарин, оно и не удивительно — места просто потрясающие.
4. Сравните фотографию со снимком №2. Пока мы ехали несколько километров, погода очень сильно поменялась.
5. «Небесные горы» Тянь-Шаня, парящие над землёй. Хочется остановиться на пару часов и насладиться моментом, но мы потеряли в магазине слишком много времени, так что приходится двигаться дальше.
6. Перед крутым серпантином отметились на КПП, высота 2770 метров, от берега озера мы поднялись на километр с хвостиком (Иссык-Куль находится на высоте 1600 метров). В 2015 году меня здесь «развели» на 100 рублей за въезд, который на самом деле бесплатный.
7. Знак, впрочем, не соврал — у затяжного серпантина мы насчитали целых 14 петель! Перевал Сары-Муйнак можно перевести как «Светлая точка» (или «Светлая метка»).
8. А вот и сам серпантин, его петли были пронумерованы: если вдруг с техникой что-то случается, сразу понятно, куда именно надо ехать ремонтной бригаде. За каких-то три километра пути мы набрали почти 700 метров высоты.
9. Но это далеко не всё, впереди нас ждёт ещё 600 метров набора высоты. Выпавший ночью снег растаял под солнцем, идеальная дорога превратилась в скользкое месиво. Впрочем, надо отдать должное канадцам — во время подъёма мы насчитали два работающих бульдозера, которые отвалами выравнивали грейдер после проехавшей техники.
10. Фото с высоты 3800 метров. Очень необычные ощущения, когда за какие-то полтора часа из лета на озере Иссык-Куль вдруг оказываешься среди белого безмолвия высокогорного плато Арабель. Середина сентября, а здесь уже снег, но при этом вода ещё не успела замёрзнуть.
11. Просторы вокруг сложно описать словами, поэтому всё-таки приходит на помощь дрон. Где-то возле тех гор находится единственный перекрёсток на этой дороге. На фото видна река Арабель, давшая название плато.
12. Температура падает вначале до +4, а потом и до полутора градусов. Вокруг ни единой души. Фотографии тоже получаются с оттенками минимализма, но именно такое настроение в кадрах я ценю больше всего. Когда остаётся только главное, а всё лишнее исчезает само собой.
13.
14. Ну а дальше начался крутой подъём, в самом начале которого поперёк дороги стоял грузовик местных (я почему-то его не сфотографировал).
15. Я доехал до места, с которого было видно, что через пару сотен метров следы машины заканчиваются, начинается свежий снег.
16. За теми дальними горами уже начинается Китай.
17. Пастух на лошади. Отличный транспорт — пройдёт везде! Только холодно на нём, так что мужик сразу попросил у нас водки или спирта и очень расстроился, узнав, что «ничего нет». Сказал, что с каждым днём погода всё хуже, ещё неделю назад могли бы проехать без проблем. Напоследок рассказал, что второе название этого места — «перевал костей», мол, многим с непривычки становилось плохо от резкого набора высоты и люди здесь умирали. Не знаю, правда это или его выдумка, но из песни, как говорится, слов не выкинешь.
18. Каждый раз, когда проезжаю мимо этого места, возникает ощущение, что из вон той шахты вдалеке (которая на самом деле насыпь старого моста) вылезут гномы с тележкой, полной золота. А вообще плато сильно впечатляет именно своей атмосферой холода, спокойствия и умиротворённости.
19. Плато само по себе очень красивое.
20. Погода стремительно портилась, снова пошёл снег. И главное — звёздного неба ночью явно не будет. А раз так, то особого смысла ночевать именно здесь вообще нет. Тем более, что ночью запросто может быть минус, а у нас в баке летняя солярка. Про интересный опыт, когда в снегопад не можешь завести мотор далеко в горах, я как-нибудь обязательно расскажу.
21. Мы решили спускаться обратно к Иссык-Кулю, где хотя бы будет тепло. Просто ехать неспешно, наслаждаться видами и периодически запускать дрон по пути.
22. Когда ветер ненадолго стихал, в зеркале воды отражались окружающие горы.
23.
24. «Проверили тормоза», «переключились на пониженную передачу» и, «опасаясь обвалов» поехали вниз — в строгости с предписаниями расставленных дорожных знаков, по пути радуясь, как показания расхода топлива на экране бортового компьютера падают с 22 до 14 литров на сотню.
25. Обычно я не люблю провода в кадре, но в данном случае, как мне кажется, они дают хорошее представление о крутизне спуска в долину.
26. В горах всё очень сильно зависит от погоды. Переночевав на Иссык-Куле, отправились в ущелье Барскоон. Несмотря на крутой подъём, микроавтобус с двухлитровым битурбодизелем откровенно радовал каким-то смешным расходом в 12 литров на сотню. Но с каждой следующей сотней метров набора высоты столбик термометра опускался вниз, а надежды на хорошую погоду в горах улетучивались.
27. Название ущелья переводится как «Барсовы слёзы» — здесь находятся несколько красивых и мощных водопадов, но, к сожалению, с дороги более-менее хорошо заметен лишь один, а к остальным надо идти пешком. За какой-то час практически без остановок мы «взлетаем» на высоту 3800 метров и снова попадаем в белое безмолвие.
28. Снежная шапка размером с пятиэтажный дом на вершине горы.
29. Высокогорное плато, холод и снег.
30. Но в тот день каким-то чудесным образом был штиль. То есть ветер как бы не прекращался, но при этом зеркало многочисленных луж и озёр было спокойным и отражало окружающие нас вершины. Только эти виды стоили того, чтобы снова сюда приехать!
31. По пути встречаем колонну, двигающуюся с рудника Кумтор, разработкой которого занимается канадская компания Centrerra Gold. Проносящаяся мимо американские машины откровенно радует звуком многолитровых моторов. Флажок на кузове пикапа служит дополнительным ориентиром для водителей тягачей, бульдозеров и прочей горной техники: впереди ребят ждёт непростой спуск по извилистому серпантину. Качество укатанного грейдера, как я уже рассказывал, просто потрясающее: на прямых участках грузовики держат скорость 80-90 километров в час, и обогнать их становится весьма непростым делом.
32. За 20 лет, с 1997 по 2017 год, как утверждает Википедия, на Кумторе добыто 357 тонн золота, а вообще это второе в мире высокогорное золоторудное предприятие, которое по высоте расположения уступает лишь месторождению в Перу.
33. Вскоре мы упёрлись в шлагбаум КПП и дальше нас, вполне ожидаемо, не пропустили. За месторождением находится ледник Петрова, но без разрешения от администрации туда, к сожалению, не попасть. Возле склона горы яркими пятнами стоят сотни контейнеров — оборудование и бытовки рабочих.
34. В 2015 году с погодой нам повезло больше, поэтому вот несколько фотографий четырёхлетней давности. Склон горы словно срезан рифлёным ножом. Месторождение было открыто в 1978 году, ещё при СССР, но тогда его разработка была признана экономически нецелесообразной. После распада Союза Киргизия заключила соглашение с канадской компанией, и в 1997 году была начата добыча золота. Завершение горных работ в карьере рудника планируется в 2023 году, а период переработки руды на золотоизвлекательной фабрике продлится до 2026 года.
35. И немного видов с высоты. Река Арабель, давшая название плато. Слева виднеются разноцветные контейнеры, а прямо по центру — изрезанные полосками склоны гор.
36. Где-то там вдалеке погранзона с Китаем.
37. Вскоре нашли хороший съезд к небольшому озеру, отсыпанный щебёнкой. На улице +5, но нет пронизывающего ветра, так что с удовольствием гуляем по берегу.
38. Отражения гор и мрачного неба в зеркале озера. Похоже на компьютерную графику, но нет.
39.
40. Окружающие вершины здесь кажутся не столь огромными, потому что стоят рядом с тобой, а снег начинается практически с уровня дороги. Плюс высота в 3800 метров над уровнем моря всё-таки очень хорошо чувствуется. В общем, достаточно самобытное и непохожее на другие место.
41.
42. Озёрная гладь, хмурые тучи и «шахта гномов» вдалеке. Моё любимое место на плато Арабель.
43. Видимо, в ту поездку была не судьба застать ясную погоду на плато. Поздно мы приехали, середина сентября как-никак. Хотя даже летом здесь холодно, а горы и окружающие виды больше всего напоминают Памир, что не удивительно, учитывая их практически общую высоту…
Также смотрите: