Марокканские сказки. 50 оттенков синего
Под голубым небом Марокко есть синий-синий город — Шефшауэн. Увидев его впервые на фотографиях, думаешь: фотошоп! Кажется, что это — сказка. Но он действительно существует: никакого мошенничества, даже ловкости рук не нужно. Более того, это — одно из популярнейших туристических направлений в Марокко, всего сотня километров и от Танжера, связанного с Европой часовым паромом, и от Сеуты, испанского анклава на северном побережье Африки. Можно на уикенд сюда приезжать, что некоторые испанцы и делают.
Фотографии и текст Владимира Кезлинга
В Шефшауэне ровно три развлечения: гулять по небесно-голубым улицам, лакомиться козьим сыром и курить марокканский гашиш. Для счастья — вполне достаточно.
Город расположен среди пологих зелёных склонов Рифовых гор, там где на смену жаркому дыханию Сахары приходит освежающий солёный бриз Средиземноморья. В конце XV века на этих землях обосновались мавры и евреи, изгнанные из Испании, с тех пор здесь всё по другому: Шефшауэн больше похож на Южную Европу, чем на Африку — даже испанский язык встречается здесь чаще чем французский.
1. Со стороны город напоминает огромное птичье гнездо, прилепленное к склону горы. Издалека его синева кажется неестественной, словно болезненный цвет кожи.
2. Сам город — вполне обычный. Интерес представляет исключительно его историческая часть — медина. Внутрь крепостных стен ведут старые городские ворота.
3. Проходим через них и сразу попадаем на рынок — в разные стороны разбегаются яркие торговые ряды.
4. Но, в отличие от других городов Марокко, здесь всё чинно и благородно, по-европейски: торговцы не галдят, пытаясь перекричать друг друга, ни к кому не пристают и не тащат в свои лавки. Да и ассортимент здесь, если присмотреться, скорее южноевропейский, чем марокканский.
5. Чем дальше от городских ворот, тем реже торговые лавки.
6.
7.
8. Неожиданно рынок заканчивается, и мы остаёмся с городом один на один.
9. Здесь, в жилых кварталах — настоящее царство синевы. Можно изучать названия оттенков: голубой, джинсовый, кобальтовый, лазурный, ультрамариновый, васильковый, циановый, небесный, какие там ещё есть?
10. Кажется, что всё это сон, обман, иллюзия. Этого не может быть. Это — не с нами. Но всё реально, и в жизни выглядит точно так же как и на фотографиях.
11.
12. Шефшауэн — арабское название города, но местные называют его на берберский мотив — Ша́вен.
13. История города началась в 1471 году. Именно тогда андалузский эмир Моула Али-бен-Мусса-бен-Рашид-эль-Алами основал на месте маленькой берберской деревушки первую мощную крепость для защиты земель от португальских захватчиков, закрепившихся к тому времени на северном побережье Марокко.
14. Однако своими яркими оттенками город обязан вовсе не маврам, а евреям-сефардам, обосновавшимся в Шефшауэне после изгнания всех иноверцев, не исповедовавших христианство, из Испании. В иудейской традиции синий цвет символизирует молитвенное покрывало — талит.
15. Со временем традиция вышла за рамки еврейской общины, и в синий стали выкрашивать всё подряд — стены, заборы, окна, двери, ступени лестниц, камни на мостовой, деревья и кошек.
16. Город был объявлен священным, иноверцам запретили посещать его под страхом смерти. Поэтому до начала XX века в Шефшауэне побывало всего три европейца. Первым был известный французский исследователь Африки и миссионер Шарль Эжен Фуко, прибывший в город в 1883 году всего на один час в облике раввина. После него в Шефшауэн удалось проникнуть корреспонденту «The Times» Уолтеру Харрису, притворившемуся мавританским торговцем. Третьим смельчаком оказался американский миссионер Уильям Саммерс, которому так же удалось пробраться на территорию города, однако практически сразу после этого он был отравлен. Лишь в 1912 году, в ходе раздела Марокко между Испанией и Францией, город был открыт для внешнего мира.
17. Закрытость Шефшауэна способствовала тому, что в течение столетий он почти не перестраивался и практически без изменений сохранил свой средневековый облик.
18. В наши дни евреев в городе уже не осталось, но местные жители продолжают поддерживать традицию и регулярно обновляют стены свежей краской. Причём, такое ощущение, что с каждым годом оттенок становится ярче — всё для привлечения туристов.
19. Единственное место в медине, не окрашенное в традиционный синий цвет — старая касба.
20. С её стен открывается симпатичный вид на городские крыши. Отсюда заметно, что магия цвета живёт в Шефшауэне исключительно на его улицах. А стоит лишь немного подняться наверх — от неё не остаётся и следа, всё уносят порывы средиземноморского ветра.
21. Напротив касбы расположено огромное количество туристических ресторанчиков, в одном из которых мы и решаем отужинать рыбой.
Пока мы ждём наш заказ, к нам по очереди подходят драг-дилеры с предложениями купить гашиша. Выглядит это примерно так — я закуриваю сигарету, тут же ко мне подбегает сомнительного вида паренёк с дредами:
— Здесь курить нельзя!
— ???
— Сейчас придёт полиция и арестует!
— ???
— Сигареты курить нельзя. В Шавене никто не курит сигареты. Все курят шоколад (chocolate — традиционное обозначение гашиша в Марокко). Купи шоколада!
Только отвязываешься от одного дилера, на его место тут же приходит другой, и шоу повторяется по стандартному сценарию. Вообще, Шефшауэн считается наркотической столицей Марокко. Вокруг города расположены поля с марихуаной, а на улицах то там, то здесь постоянно улавливается запах раскуриваемой травки. И это при том, что по местным законам за покупку и употребление наркотиков полагается 10 лет тюрьмы.
Наконец, нам приносят заказанную еду. Рыба оказывается пережаренной и костлявой, овощи — несъедобно солёными.
22. Шефшауэн — настоящий город-открытка: здесь куда не поверни объектив — фотографию сразу можно помещать на обложку путеводителя. Ранее мне было известно только одно настолько фотогеничное место — маленькая белоснежная деревушка Ия, что на греческом острове Санторини.
23. Правда, в отличие от Ии, Шефшаун на фотографиях получается намного красивее, чем он есть в реальной жизни.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31. Нам пора ехать дальше. Hasta la vista, Шефшауэн! Ещё увидимся!
Также смотрите «Козы из Марокко, которые умеют лазать по деревьям» и «Море птиц в Марокко».