Промышленность Челябинска
Челябинск не всегда был индустриальным центром. Некогда торговый и аграрный город стал активно развиваться благодаря строительству Транссиба, последующей индустриализации, а затем переноса сотни предприятий из европейской части территории СССР в военное время. Это сделало его важнейшим стратегическим центром, который работал на нужды всего советского тыла. Сегодня Челябинск остается крупнейшим промышленным городом России, в котором расположены предприятия металлургии, машиностроения и других отраслей.
Фотографии и текст Славы Степанова
1. Ведущая отрасль промышленности Челябинской области – металлургическая (более 60% всего объема по области промышленной продукции). Челябинск – один из крупнейших производителей металла в России, на предприятиях города изготавливается 43% отечественных ферросплавов.
2. Челябинский металлургический комбинат. Крупнейшее в России предприятие полного металлургического цикла по выпуску высококачественных сталей.
3. Челябинский металлургический комбинат занимает 5-е место среди предприятий черной металлургии России по объему производства металлопроката и является крупнейшим производителем нержавеющей стали в стране.
4. Комбинат занимает площадь более 22 квадратных километров и является градообразующим предприятием, обеспечивающим рабочими местами более 17 тысяч человек. Предприятие входит в состав российской горнодобывающей и металлургической компании «Мечел».
5. Доменная печь — металлургическое устройство, основной задачей которой является получение первого жидкого металла из железной руды.
6. Печь работает безостановочно. Лишь иногда, один раз в 10—20 лет, когда многие элементы её конструкции износились от многолетней эксплуатации, печь останавливают для проведения капитального ремонта. Температура в печи достигает 1 300 градусов Цельсия.
7. Горновой доменной печи — это первый, кто начинает работать с только что полученным расплавом.
8. Он ведёт технологический процесс, наблюдая за ходом плавки визуально или по показаниям приборов, и своевременно выпускает чугун и шлак из домны.
9. Выпуск чугуна происходит в среднем каждые 40 минут. Получив выход из домны, расплавленный металл сильной струёй бьёт из отверстия, попадает в оборудованную систему желобов и, протекая через весь литейный цех, разливается в чугуновозы.
10. Кислородно-конвертерных цех. Сущность процесса переработки чугуна в сталь заключается в уменьшении содержания в чугуне ненужных примесей путём их окисления кислородом. Удаление этих элементов придаёт стали прочность и пластичность, а также делает её более податливой при обработке.
11. Слив шлака в шлакоотвал.
12. Шлак — побочный продукт или отход от производства металла, после очистки от остатков ценных компонентов отправляемый в отвал.
13. За семь десятилетий комбинат выпустил 175 миллионов тонн кокса, 120 миллионов тонн агломерата, 200 миллионов тонн чугуна, 270 миллионов тонн стали и отгрузил 225 миллионов тонн металлопродукции.
14. Разливка стали — завершающая стадия сталеплавильного процесса, во время которой сталь из жидкого состояния переходит в твёрдое и приобретает определённые форму, размер и массу.
15. Более экономичным способом разливки стали, позволяющим получать стальную заготовку квадратного или прямоугольного сечения непосредственно из жидкого металла, является способ непрерывной разливки стали. Принцип непрерывности машины заключается в том, что до конца разливки стали из одного ковша следующий подаётся заблаговременно. Смена ковшей производится без остановки процесса литья за счёт использования части металла в промежуточной ёмкости. Металлурги такой метод называют «плавка на плавку».
16. Металлические слитки плавно вытекают из кристаллизатора и разрезаются газовой кислородной горелкой на мерные длины.
17.
18. Универсальный рельсобалочный стан, на котором производятся рельсы длиной до 100 метров с применением новейших технологий прокатки, закалки, правки, отделки и контроля качества. Именно такие рельсы используются при строительстве высокоскоростных железнодорожных путей.
Длина рельсовой заготовки составляет всего 8,1 метров, вес — около тонны. Время производства одного 100-метрового рельса составляет чуть более 2 минут.
19. Челябинский металлургический комбинат — одно из немногих предприятий страны, которому дано право присваивать продукции собственный индекс — ЧС (Челябинская Сталь). Сегодня выпускается более 130 таких марок стали.
20. Челябинский электрометаллургический комбинат. Крупнейший производитель ферросплавов в России (80 % рынка ферросплавов), способный полностью обеспечить потребности отечественной металлургии.
21. Территория комбината занимает площадь около 4 квадратных километров. Комбинат занимает первое место в мировой отрасли ферросплавов по разнообразию сортамента производства и гибкости организации металлургических процессов.
22. В настоящее время предприятие ежегодно производит до 750 тысяч тонн ферросплавной продукции, более 250 тысяч тонн рудного концентрата, 200 тысяч тонн извести, 150 тысяч тонн агломерата, перерабатывать более 900 тысяч тонн текущих шлаков.
23. Здесь действуют 39 ферросплавных электропечей. Благодаря ним в сутки предприятие потребляет около 11 миллионов кВт.ч электроэнергии, что сопоставимо с суммарным суточным потреблением всей Курганской области.
24. Ферросплавы — это сплавы железа с другими элементами (хром, марганец, кремний, кальций и др.). Они применяются для легирования, раскисления и модифицирования стали и чугуна.
25. Благодаря ферросплавам металл обретает требуемую структуру и свойства.
26. Широкое применение ферросплавов в металлургии обусловлено их физическими и химическим свойствами — температура плавления ферросплавов ниже температуры плавления чистого металла, что облегчает его растворение и приводит к уменьшению угара ведущего элемента. Таким образом, восстановление окислов ведущего элемента ферросплава происходит при более низкой температуре, быстрее, полнее и с меньшими энергетическими затратами.
27. На Челябинском электрометаллургическом комбинате работает более 8 000 человек.
28. Челябинский электрометаллургический комбинат — одно из немногих крупных предприятий, где путем создания замкнутого цикла промышленного водоснабжения с многостадийной очисткой воды, решена проблема сбросов производственных стоков в городскую реку.
29. Челябинский цинковый завод. Крупнейший в России производитель цинка и сплавов на его основе.
30. На долю Челябинского цинкового завода приходится около 2 % мирового и более 60 % российского производства цинка.
31.
32. Автоматизированный комплекс электролиза цинка является самым современным в Европе. Качество цинка, получаемого на комплексе, соответствует европейской марке SHG (Special High Grade) — это наиболее чистый из выпускаемых цинковыми заводами СНГ металл с содержанием основного компонента 99,995%.
33. В плавильном отделении цеха производят готовую продукцию: цинк и сплавы на его основе в виде чушек весом в 25 килограмм и блоков от 1 до 2 тонн.
34. За сутки отсюда выходит 600-700 тонн продукции.
35. Введение в эксплуатацию комплекса «Вельцпечь № 5» позволило заводу дополнительно перерабатывать до 85 000 тонн в год цинксодержащего сырья без увеличения мощностей сернокислотного производства.
36. Основными потребителями продукции ЧЦЗ на внутреннем рынке являются крупнейшие металлургические предприятия страны.
37. Челябинский механический завод. Машиностроительное предприятие по производству автокранов «ЧЕЛЯБИНЕЦ» и кранов на гусеничном ходу марки ДЭК.
38. С советских времен визитной карточной предприятия являются легендарные гусеничные краны ДЭК. За свою историю ОАО «ЧМЗ» произвело более 10 000 единиц техники данной марки.
39.
40. Новинка 2014 года — гусеничный кран ДЭК-1001 грузоподъемностью 100 тонн, не имеющий аналогов в мире.
41. Высота подъема стрелы этого крана достигает 75 метров.
42. Номенклатура автокранов постоянно расширяется и включает в себя более 30 серийных моделей грузоподъемностью 25, 32, 40 и 50 тонн на различных шасси.
43.
44. Челябинский тракторный завод. Машиностроительное предприятие по разработке и производству колесной и гусеничной дорожно-строительной техники, двигателей внутреннего сгорания, запасных частей и прочей высокотехнологичной машиностроительной продукции.
45. Производственная площадь, занимаемая предприятием, составляет 1,5 млн кв.м. Численность работающих — более 13 000 человек.
46. За 80 лет работы завод изготовил более 1 268 000 тракторов.
47. За это время они переместили около 350 кубических километров грунта. Им можно было бы покрыть всю поверхность Луны слоем в три с половиной сантиметра. А чтобы перевезти грунт, снятый техникой завода, потребовался бы железнодорожный состав длиной в 135.5 миллионов километров.
48. Установка гусениц на бульдозер.
49. Сборка тяговых модулей вагонов ТМВ-2. Машина изначально задумывалась как альтернатива маневровому тепловозу. Она призвана заменить его, прежде всего, на железнодорожных путях промышленных предприятий, снизив тем самым затраты на выполнение работ по транспортировке вагонов и формированию составов там, где не выгодно содержать тепловоз и тепловозную бригаду, брать дорогую технику в аренду.
50. Гибрид грузового автомобиля и локомотива способен легко переезжать с одного пути на другой, а гидростатический привод позволяет модулю трогаться с максимальным тяговым усилием, необходимым, чтобы сдвинуть с места большой груз. Локомобиль способен выполнять работы по перестановке железнодорожных вагонов и платформ общим весом до 1000 тонн.
51. Т-800 — самый крупный трактор, выпускаемый в Европе. Всего было выпущено 9 таких машин.
Номинальная сила тяги — 75 тонн, максимальная — 140 тонн. Мощность двигателя — 820 л.с. Полная масса трактора с бульдозерно-рыхлительным оборудованием — 103 тонн.
52. Челябинский трубопрокатный завод. Одно из крупнейших предприятий России, специализируется на производстве труб.
53. Завод располагает мощностями для производства стальных труб практически всех типоразмеров.
54. «Высота 239» — цех по производству труб большого диаметра. Здесь впервые в мире появилась белая металлургия, в противовес черной металлургии.
55. Новое оборудование цеха позволяет изготавливать трубы диаметром до 1 420 мм с толщиной стенки до 48 мм и длиной до 18 метров.
56. Благодаря запуску нового цеха российская топливно-энергетическая отрасль может полностью обеспечить себя трубами большого диаметра. Больше нет необходимости в импорте подобной продукции.
57. Новый цех способен ежегодно выпускать свыше 600 тысяч тонн одношовных труб.
58. На «Высоте 239» производятся трубы большого диаметра для нефте- и газопроводов. Они предназначены для использования в строительстве магистральных трубопроводов в районах шельфовых разработок, сейсмически активных зонах, районах вечной мерзлоты, труднодоступной местности, при прокладке подводных и морских трубопроводов.
59. Название «Высота 239» связано с тем, что 239 — это высота географической точки, где построен цех, соответствующая высоте южной части Уральского хребта над уровнем моря.
60. Челябинский электродный завод. Предприятие по выпуску материалов и изделий на основе углерода.
61. Челябинская ТЭЦ.
62. В пригороде Челябинска располагается Коркинский угольный разрез, который является самым глубоким в Евразии и вторым в мире. Сейчас его глубина достигает уже 500 метров и продолжает увеличиваться. Проектная глубина — 610 метров. Диаметр воронки разреза — полтора километра.
63.
64. Также смотрите «Челябинск с высоты птичьего полета» и «Падение метеорита в Челябинске».
Восхитительно! Спасибо!