Там, где производят отечественные автомобили представительского класса | ФОТО НОВОСТИ
facebook
Фотожурнал о самых интересных событиях в мире
Сегодня 25 мая 2017 (четверг)

Там, где производят отечественные автомобили представительского класса

Это неинтересноМожно глянутьНормальноПознавательноОчень интересно! (среднее: 4,50 из 5)
Загрузка...

Завод имени Лихачёва — старейшая российская автомобилестроительная компания.

Идея попасть в место где производились и производятся по сей день отечественные автомобили представительского класса (в народе «членовозы») у нас созрела уже давно, но подходящего момента все никак не было. Наконец-то звезды сложились как надо, и в одну холодную, зимнюю ночь мы предприняли попытку попасть в интересующий нас цех, на территории завода имени Лихачева. Идти к нему надо было почти через весь завод, который хоть и выглядит местами заброшенным, но пока еще работает и охраняется.

Также поговорим об истории советских автомобилей представительского класса.

27 фото

Там, где производят отечественные автомобили представительского класса

Фотографии и текст saoirse-2010

На улице стоял полный штиль и гробовая тишина, которую мы нарушали хрустом снега под ногами, порой казалось, что наши шаги слышны за километр. Это порядком добавляло нервозности. Удивительно, но не смотря на холод и поздний час, охрана завода не спала и периодически объезжала территорию на машине. Но заметить нас им не удалось, машина их было шумной, а мест где можно заранее притаиться на заводе уйма. На весь поход до цеха ушел почти час. Естественно нужный корпус не встречал нас распахнутыми дверьми, да и с виду внутри был минимум один дежурный. Но сдаваться мы были не намерены. И спустя некоторое время мы уже оказались внутри и бесшумно приступили к фотосъемке.

Цех по производству «членовозов» правильно называется ЦЛА ( цех легковых автомобилей ), он же 6-й механосборочный цех ЗИЛа. Построен он был в 30-х годах прошлого века, скорее всего во время второй реконструкции завода, как раз тогда на заводе наметился выпуск легковых автомобилей.

Если бы меня каким-нибудь мистическим образом затянуло во временную воронку на несколько десятков лет назад, то вокруг была бы точно такая же обстановка. Разница лишь в том, что мне знатно досталось бы от охраны, ведь в этот цех можно было попасть только по специальному пропуску из КГБ и даже руководство завода не всегда могло в него попасть.

Там, где производят отечественные автомобили представительского класса

Упоминаний об этом цеху в книгах, журналах как и в интернете очень мало. Попадающаяся информация обычно относится к нашему времени, а меня, наоборот, интересовала самая ранняя история производства. Поэтому о многом пришлось догадываться на основе увиденного, так что вполне вероятно, что в описании будут ошибки, за которые заранее приношу извинения.

Там, где производят отечественные автомобили представительского класса

В данном здании был налажен мелкосерийный выпуск специальных автомобилей и машин для высшего руководства. Единственное исключение был микроавтобус «Юность», о нем более подробно я расскажу ниже.

Там, где производят отечественные автомобили представительского класса

Немного истории. С какой модели было начато производство именно в этом цеху выяснить точно мне не удалось. Но первым выпущенным автомобилем представительского класса на заводе был ЗИС-101 ( 1936 — 1941 г.) Планировалось выпускать не меньше 10 000 автомобилей в год, что никак не могло соответствовать действительности. За все 5 лет выпуска, заводу так и не удалось выполнить хоть бы план одного года (всего было выпущено 8 752 автомобиля). Причин для невыполнения плана было несколько, но основной ошибкой был неудачный выбор прототипа — «Бьюик» модели 1934 года. Американская машина была сложная в производстве и, как следствие, наладить качественное серийное производство не очень-то и получилось. Поэтому «советский Бьюик» — ЗИС-101, так и не стал машиной для высшего руководства. Сталин по прежнему предпочитал машины американского производства.

На фотографии ЗИС-101А в специсполнении для кремлевского гаража. 1940 года:

ЗИС-101А

Следующая попытка создать машину для высшего руководства СССР, началась в годы Второй мировой войны. 14 сентября 1942 года Наркомат среднего машиностроения издал приказ о создании на заводе имени Сталина (После смерти И.А. Лихачева завод переименовали в его честь и он стал носить привычное для нас название — ЗИЛ) нового легкового автомобиля высшего класса. Для меня это решение кажется странным, страна все ресурсы мобилизует на борьбу с немецкой армией, а верхушка думает о лимузинах. Но речь не об этом.

Зная любовь Сталина к машинам марки «Packard», его и взяли за основу. Внешне новая машина, получившая название ЗИС-110, была практически идентична «Packard 180». 20 сентября 1944 года образец ЗИС-110 был утвержден Государственным комитетом по обороне и, меньше чем через год, 20 июля 1945 года началась сборка первой партии. Всего с 1945 по 1958 год было собрано 2072 автомобиля.

Слева — Маршал Г.К. Жуков в автомобиле ЗИС-110Б:

ЗИС - 110Б

Ненадолго отвлечемся от истории легковых автомобилей ЗИЛа и посмотрим как собирались машины в ЦЛА (цехе легковых автомобилей).

Там, где производят отечественные автомобили представительского класса

Несмотря на изменение модельного ряда автомобилей, принципы производства в этом цеху остались такими же, какими они были еще в советское время.

Там, где производят отечественные автомобили представительского класса

Для создания кузовных панелей используются специальные деревянные шаблоны сделанные из дуба, на которых металлический лист выколачивают, рихтуют и выравнивают с помощью оловянного сплава. Думаю всем понятно, что это делается вручную:

Там, где производят отечественные автомобили представительского класса

Такое изготовление деталей дело кропотливое, требующее времени и определенного мастерства. Также можно отметить, что при таком производстве намного легче произвести изменение в дизайне автомобиля, чем при серийном.

Там, где производят отечественные автомобили представительского класса

Очевидно, что изготавливая детали кузова таким методом, наладить большой выпуск автомобилей невозможно, но оно и не нужно, на кой обычным советским людям тысячи лимузинов.

Там, где производят отечественные автомобили представительского класса

В отличии от массового производства, где будущий автомобиль перемещается по конвейеру и обрастает деталями, в этом цеху используют стапеля. На них фиксируются рама автомобилей и к ней уже привариваются детали.

Элементы кузова приваривают снизу вверх. На этом этапе требуется максимальная точность:

Там, где производят отечественные автомобили представительского класса

Конечно, все оборудование, да и сам метод сборки машин уже очень сильно устарел, но зато это делает выпускаемые автомобили еще более уникальными.

Там, где производят отечественные автомобили представительского класса



На изготовление одной машины уходит примерно полгода. В лучшие годы ЦЛА изготавливал порядка 20 автомобилей в год, сейчас этот показатель ниже — 5-7 автомобилей в год, если не меньше.

Там, где производят отечественные автомобили представительского класса

Примечательно, что в этом цеху был практически полный цикл производства автомобиля. Коэффициент «чистого продукта» составлял 0,7, то есть 70% машины изготавливалось в этом месте.

Там, где производят отечественные автомобили представительского класса

Для покраски деталей в цеху стоят специальные камеры. Окраска производится нитроэмалью, с нанесением краски в 9 — 15 слоёв. После каждого слоя окраски идет сушка и полировка:

Там, где производят отечественные автомобили представительского класса

Последний слой наносился и полировался по окончанию обкаточных испытаний, на которых зачастую машины проезжали больше 1 000 километров.

Там, где производят отечественные автомобили представительского класса

В этом же цеху изготавливались деревянные элементы внутренней отделки салона и обивка. Пошивочная, совсем небольшая и отделена от цеха перегородками с окнами. Вот на этих столах, что на фотографии, вырезают нужные элементы отделки из кожи, либо ткани:

Там, где производят отечественные автомобили представительского класса

Вернемся к истории модельного ряда легковых автомобилей завода ЗИЛ.

Там, где производят отечественные автомобили представительского класса

К концу 40-х годов прошлого века ЗИС-110 уже явно устарел, но несмотря на это верхушку власти всё устраивало. Конструкторы же посчитали, что время создать новый автомобиль и в 1949 году приступили к разработке. Стоить помнить, что экономика СССР была плановой, поэтому, когда об этой разработке «втихаря» узнали, то разразился скандал и проект закрыли. Но конструкторское бюро все равно продолжало заниматься работой над различными узлами, для нового представительского автомобиля.

Бытует мнение, что после Женевской конференции в 1955 году, Никита Сергеевич Хрущев оказался под большим впечатлением от роскошного автомобиля американского президента Эйзенхауэра, и дал распоряжение в кротчайшие сроки разработать новую машину высшего класса. В 1956 году на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке был представлен опытный образец ЗИЛ-111 «Москва»:

Там, где производят отечественные автомобили представительского класса

«Москва» Хрущеву не понравилась, так как выглядела довольно устаревшей, по сравнению с американскими новинками. Поэтому был организован открытый конкурс на стилистическое решение нового лимузина.

По доброй традиции, для изготовления внутренней начинки нового автомобиля использовался опыт иностранного автомобилестроения. Поэтому автозавод закупил ряд автомобилей американского производства, чтобы их изучить. При этом речь не шла о полном и бездумном копировании, но и полученный в итоге автомобиль нельзя назвать полностью отечественной разработкой. Конструкция ЗИЛ-111 имела все обычные атрибуты американских дорогих автомобилей середины 50-х.

Первая машина была выпущена в 1959 году, но уже через 2 года произошла полная модернизация внешнего вида. Это было обусловлено тем, что новые американские автомобили задали новую моду на эстерьер, да и большое сходство с «Чайкой» напрягало высшее руководство.

Там, где производят отечественные автомобили представительского класса

Обновленная машина получила индекс ЗИЛ-111Г. Этот вариант выпускался до 1967 года. В отличии от предыдущих легковых машин представительского класса выпускавшихся на заводе, машины были строго ориентированы на нужды Кремля. Из-за этого на базе ЗИЛ-111 было выпущено всего 112 автомобилей в различных вариациях:

Там, где производят отечественные автомобили представительского класса

Помимо легковых автомобилей представительского класса, ЦЛА еще выпускал микроавтобусы — ЗИЛ-118 «Юность», которые, к сожалению, так и не пошли в серию. Первый микроавтобус ЗИЛ-118 появился в 1961 году, за основу была взята база лимузина ЗИЛ-111:

ЗИЛ-118 «Юность»

Впервые увидев микроавтобус «Юность» Н.С. Хрущев воскликнул: «Вот это настоящий народный автомобиль!». Оно и не удивительно, для удобства пассажиров были сделаны комфортные сиденья, индивидуальное освещение, радиоприемник с четырьмя динамиками, пепельницы, крючки для одежды, эффективные системы отопления и вентиляции.

Вроде бы начало для новой машины было более, чем хорошее, но, увы, как я и говорил выше, экономика была плановой и, чтобы получить «добро» на производство, нужно было уведомить Госплан СССР заранее, лет так за 10 до начала выпуска. Поэтому в серию эти автомобили не пошли. За период 1961—1970 год в этом цеху было собрано всего 20 «Юностей».

Там, где производят отечественные автомобили представительского класса

Самым большим достижение микроавтобуса было международное признание в 1967 году. «ЗИЛ-118 «Юность» завоевала 12 призов на Международной недели автобусов в Ницце, включая Большой приз Президента Французской республики.

Вместе с обновлением линейки лимузинов, менялся и микроавтобус. В 1971 году на ВДНХ была представлена обновленная «Юность», которая как и первая версия была высоко оценена и так же, к сожалению, не нашла места в госплане новой пятилетки.

Сейчас в цеху стоит несколько недоделанных кузовов последней версии «Юности» — ЗИЛ-3207:

«Юность» ЗИЛ-3207

Несмотря на то, что завод имени Лихачева сейчас находится в упадке, цех по прежнему функционирует. В нем до сих пор трудятся сотрудники. Немало среди них, тех кто всю сознательную жизнь проработал изготавливая машины для высшего руководства.

Там, где производят отечественные автомобили представительского класса

В наше время большую часть времени цеха легковых автомобилей занимается ремонтом автомобилей, которые здесь же и были произведены.

Там, где производят отечественные автомобили представительского класса

Так же сотрудники в цеху находят время и желание создать, что-то новое. Также смотрите статьи «Экскурсия на завод Дженерал Моторс» и «Как делают машины на АвтоВАЗе».

Там, где производят отечественные автомобили представительского класса

Понравилась статья? Расскажи друзьям:




Следи за новостями сайта



Рубрики
Система Orphus