Как делают машины на АвтоВАЗе
АвтоВАЗ — один из крупнейших автомобильных заводов Европы, чьи производственные мощности позволяют выпускать до 800 тысяч автомобилей в год. Днем рождения АвтоВАЗа считается 20 июля 1966 года, когда было подписано Постановление правительства СССР о строительстве в Тольятти завода по выпуску легковых автомобилей.
Завод был построен в рекордно короткие сроки: через 3 года после начала земляных работ с конвейера сошла первая «копейка» — легендарный ВАЗ-2101, с которого и началась история бренда LADA.
Сегодня в России не так много предприятий, которые бы вызывали столь противоречивые чувства, ведь государство стараясь поддержать российского производителя вводит различные заградительные импортные пошлины, заставляя нас сильно переплачивать за иностранные автомобили или пересаживаться на Лады.
Большой репортаж о том, как делают машины на АвтоВАЗе сегодня.
Фотография и текст Вадима Кондратьева
Небольшая справка. Все автомобили АВТОВАЗа соответствуют международным нормам «Евро-4», а экспортируемые в страны ЕЭС — и «Евро-5». На заводе работает около 67 000 человек, средний возраст которых 40 лет; примерно 21 000 человек — молодежь до 30 лет. В конце 2012 года АвтоВАЗ станет мультибрендовым- здесь начнут выпускать Ниссан Алмеру и две модели Рено.
В начале мы поднялись на 24-й этаж здания заводоуправления и полюбовались видами завода и окрестностей с высоты. Снимать правда пришлось через стекло, поэтому качество фото не очень:
Завод огромен — он расположен на площади более 600 гектаров, площадь зданий предприятия составляет более 4 млн кв.м. Цеха АвтоВАЗа содержат десятки тысяч единиц оборудования; протяженность конвейерных линий — 300 км; длина главного конвейера — 1.5 км.
Машины работников, приехавших на завод:
Площадки для товарных автомобилей заполнены наполовину. Автомобили продаются быстро, что, по словам руководства, говорит о растущей популярности продукции автозавода. Хотя причина «относительно невысокая цена», скорее, ближе к истине.
Трек для испытания автомобилей:
Далее мы отправились в цеха и понаблюдали за рождением автомобиля. Первое, что мы увидели, стало прессовое производство:
Здесь, из ровных листов стали штампуют детали кузова автомобилей. Без проводника можно заблудиться, цеха огромные:
В 2010 году на АвтоВАЗе была запущена современная автоматическая прессовая линия японского производства «KOMATSU». Суточная производительность линии — 11300 деталей, причем парные детали могут штамповаться одновременно. При необходимости перенастройки пресса замена штампов может быть произведена за 10-12 минут.
Линия «KOMATSU» состоит из 5 прессов и предназначена для изготовления крупных лицевых и видовых панелей: крыша, двери, капот, багажник, крылья, боковины. Через пластиковое окно можно попытаться посмотреть за процессом. Махина действительно впечатляюще шустрая:
На данный момент штампуются крыши, работник на выходе проверяет их качество:
Готовые детали отправляются на склад:
Далее мы переехали на СКП — сборочно-кузовное производство (расстояния на заводе большие, так что лучше передвигаться на машине):
Сад роботов — так поэтично называют цех сварки Лада Калины работники. Здесь из нескольких десятков кузовных деталей формируется самая важная и дорогостоящая часть автомобиля — кузов:
Детали для будущего кузова «Калины» ждут своей очереди:
В цехе сконцентрировано около 350 сварочных роботов:
Вот уже кузов обретает черты:
Весь этот «сад» создан по лицензии известной немецкой фирмы «KUKA». На ограниченной площадке работают роботы двух типов: транспортировщики и сварщики:
Чтобы гарантировать точность геометрии каждую смену случайным образом выбираются готовые кузова и тестируются в камере с КИМ (координатно-измерительная машина). Высокоточное устройство, способное определить несоответствие в несколько микрон с заложенной программой, сможет своевременно идентифицировать проблему и выдать рекомендации по перенастройке сварочного оборудования.
Ручная сварка в цехе тоже есть:
Далее мы отправились на линию В0 (читается «бэ ноль»). Производство В0 — первый крупномасштабный совместный проект АВТОВАЗа и Альянса Renault-Nissan с мощностью производства до 350 тысяч автомобилей в год (при трехсменном режиме работы). Сейчас здесь выпускают автомобиль «Лада-Ларгус» (пяти и семиместный). Стоимость — от 350 до 450 тыс. в зависимости от комплектации.
Пока линия работает на неполную мощность, здесь собирают около 100 «Ларгусов» в сутки:
В скором времени здесь будут выпускать также автомобили под марками «Ниссан» и «Рено»:
Параллельно проходит конвейер, где собирают «Самару»- 14 и 15-е модели:
Тут конечно все попроще, еще старое оборудование стоит, но со временем и здесь все заменится:
У простых моделей задние боковые стекла приклеиваются, у «люкса» — окна открывающиеся, по типу форточки:
Здесь устанавливают фары:
Прикручивают колеса:
И практически готовый автомобиль продвигается к пункту контроля. Вид «Ларгуса» спереди:
Контрольный пункт:
Проходим ещё вперед до цеха сборки «Калины» и «Приоры»:
Попутные виды:
Заводская газета «Волжский автостроитель» на столе:
В цехе работает много молодежи:
«Калина»:
Водители загоняют машины на проверочные пункты:
Последний этап — линия окончательной сдачи. Здесь машина проходит последний контроль перед выпуском:
Автомобиль готов!
И в заключение пара кадров рядом с заводоуправлением. Памятник Полякову — первому директору АвтоВАЗа:
Офис АвтоВАЗа:
Японские авто на 40 лет вперед шагнули по долговечности, безопастности , комфортности и дизайну. А цена таже , а то и дешевле.
не нравится не покупай кто тебя заставляет ?! а про цену ты уж совсем загнул
Гы. Долго изучал стоянку для работников АвтоВАЗа (даже увеличил). Что-то не много там этих автовазов…