Мыс Бурхан — скала Шаманка | ФОТО НОВОСТИ
facebook
Фотожурнал о самых интересных событиях в мире
Сегодня 28 марта 2017 (вторник)
Выбери:

Мыс Бурхан — скала Шаманка

Это неинтересноМожно глянутьНормальноПознавательноОчень интересно! (среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Мыс Бурхан — наверное, самое известное место на Байкале. Когда говорят Байкал, память услужливо подбрасывает образ Бурхана. Скалистый мыс, уходящий в темную байкальскую воду — это нечто большее, чем просто скала. Это символ уникального места, равного которому нет на земле, символ Великого Байкала. Во время нашей мартовской поездки именно Шаманка стала основным сюжетом наших фотосъемок.

Сегодня я расскажу вам про это уникальное место, перескажу пару легенд и самое главное — научу вас как правильно бурханить!

19 фото

Мыс Бурхан — скала Шаманка

Фотографии и текст Антона Петруся

1. Самое красивое время для съемок Шаманки — на рассвете. По нескольким причинам. Первая — удивительное зрелище, когда восходящее солнце начинает подсвечивать вершину мыса... Ну и практически никого нет на смотровой площадке, где на закате просто яблоку негде упасть )

скала Шаманка

2. В древности на Бурхане совершались культовые жертвоприношения хозяину острова Ольхон Угутэ-нойону, который по поверьям обитал в пещере мыса. Хозяин Ольхона был самым грозным и почитаемым божеством Байкала.

Скала Шаманка

3. Давным-давно люди считали, что мыс Бурхан состоит из золота и серебра. Многие пытались добраться до несметных богатств, но близко к скале подойти не могли. Днем и ночью хранила скалу эту старая шаманка. Она даже смотреть людям на скалу не давала, боялась, что золота и серебра в ней убавится. Насылала колдунья на людей гром и молнии, жить спокойно не давала.

Захотели люди избавиться от злой шаманки и призвали на помощь самых сильных и ловких богатырей и мэргенов – искусных охотников. Подготовили богатыри стрел несметное количество, луки сделали из самого крепкого дерева и кинули жребий, кому первому идти против шаманки.

Первым пошел богатырь Хоридой. Прицелился он и выстрелил. Стрела попала прямо в шаманку. Но каково же было удивление Хоридоя, когда шаманка встретила его со стрелой в руках! Отдала старуха стрелу богатырю и наказала никогда больше не возвращаться и стрелы напрасно не тратить. Выгоды ради вызвался Хоридой сразиться с колдуньей, потому и не причинили стрелы его вреда хранительнице скалы.

Вторым с шаманкой схватился богатырь Булагат. Нацелился он в голову шаманке и выстрелил. Но и его стрела не ранила старуху. Ради славы вызвался помочь Булагат, потому и его стрелы оказались бессильны против колдуньи. Третьим против шаманки отправился охотник Эхирит. Равных ему в ловкости и меткости не было. Знал он, что его стрелы мимо колдуньи не пролетят. И правда. Выстрелил Эхирит и пронзила стрела грудь старухи. Испугалась старая колдунья и заплакала. Эхирит стал первым, кто коснулся тела шаманки, и за это должна была она богатыря покарать. Взяла шаманка стрелу Эхирита, сломала пополам и отбросила так далеко, что обломки стрелы свистели в воздухе с утра до самого вечера. Поразился Эхирит силе шаманки и предложил стать его женой. Отказалась старуха и исчезла. Не может стать женой охотнику та, которую охотник убить хотел.

Через некоторое время шаманка снова стала взывать к темным силам, чтобы загремели громы и обрушились на землю страшные молнии. На этот раз вышел из леса простой охотник и увидел, что это ненастье происходит по воле шаманки. Достал охотник лук и выстрелил старухе прямо в сердце. Пошатнулась колдунья и упала на землю. И сразу стало спокойно на земле, появилось солнышко, птицы запели, трава зазеленела, рабы заплескалась в реках и озерах. Так исчезла злая шаманка, а все ее золото и серебро пошло на пользу.

Шаманку люди похоронили и поставили на верх ее могилы камень весом с большую скалу. А на скале той написали, что лежит здесь злая шаманка, что насылала на землю гром и молнии. И про охотника того не забыли написать, что избавил народ от жестокой старухи.

Скала Шаманка

4. На самом Бурхане и поблизости сделано много археологических находок. Шаманская пещера впервые осмотрена и описана И.Д. Черским в 1879 году. Позднее в ней были найдены монеты XVIII века, а в 1989 году проведены основательные раскопки и найдены предметы, относящиеся как к недавним временам (XVII-XIX вв.), так и к эпохе неолита (V-III тысяч лет до нашей эры). Часть находок хранится в Хужирском музее.

Еще больше археологических находок сделано во время раскопок на перешейке, соединяющем Бурхан с островом. Здесь были найдены стоянка древнего человека, больше десятка захоронений, относящихся к эпохам неолита и бронзового века (V-II тыс. лет до н.э.), и множество предметов: нож и топор из нефрита, наконечники стрел, фрагменты керамики, предметы из камня, кости, железа, бронзы, золота и т.д.

Скала Шаманка

5. На мысе стоит табличка про то, что вход запрещен. Но это никому не мешает... Говорят, что каждый год в марте недалеко от мыса Бурхан открывается портал в другое измерение. Официальных доказательств явления нет, только несколько любительских снимков.

Скала Шаманка

6. Наиболее распространенная легенда рассказывает о самом грозном и могущественном духе Байкал — Хан Хутэ-баабае (Хан Гхото-баабай). По шаманским преданиям, Хан Хутэ-баабай был самым могущественным из 13 северных нойонов — сыновей Небесного Бога Тэнгри, почитаемого у китайских и тюрко-монгольских народов.

Спустившись с небес чтобы вершить суд над людьми, каждый нойон-князь выбрал себе земную обитель. Бурхан-мыс приглянулся Хан Хутэ-баабаю и стал его земным замком наравне с небесным и подземным замками.

По другой легенде, Хан-гута-бабай был вольным отшельником и жил на горе Ижимей. Он спустился оттуда по просьбе смелой вдовы, умолявшей мудреца защитить ольхонских жителей от жестокости повелителя монголов — Гэген-бурхана, брата Эрлен-хана, правителя подземного царства. Хан-гута-бабай победил Гэген-бурхана и изгнал монголов с Ольхона. Мудрец остался жить на Пещерном мысе и стал царем и покровителем всех шаманов северного края.

Скала Шаманка

7. Среди ольхонского леса есть священные деревья, как правило, это старые ли­ственницы, в представлении бурят эти деревья связаны с жизненностью (хулдэ) че­ловека. Буряты раньше ве­рили, что дух дерева делает плодовитым скот и наделяет потомством женщин, если во время бури было слома­но много деревьев — много людей уйдет из жизни в бли­жайшее время. Самое старое и почтенное в округе дерево называли мать-дерево, чем мощнее и толще его ствол, тем больше ему поклонялись.

Скала Шаманка

8.

Скала Шаманка

9. Скала Шаманка — это фактически главный открыточный вид Байкала, как зимнего так и летнего. Именно к ней толпами едут туристы. На закате на смотровой площадке невозможно было протолкнуться. Особо радовали мексиканцы с селфи-палками, которые фотографировались на фоне скал.

Скала Шаманка


10. Солнце висело над горизонтом, его золотой свет окрашивал все вокруг в удивительные цвета. Ледяные торсы просто светились изнутри.

Скала Шаманка

11. А по берегу висели огромные сосульки – «наплески». Они появляются еще осенью, когда волны в мороз омывают береговую линию.

Скала Шаманка

12. Лед пронзали толстые трещины. К концу зимы толщина льда на Байкале достигает 1 м, а в заливах — 1,5-2 м. При сильном морозе трещины, имеющие местное название «становые щели», разрывают лёд на отдельные поля. Длина таких трещин — 10-30 км, а ширина — 2-3 м.

Скала Шаманка

13. Зимой движение машин проходит прямо по льду. Каждый год открывают официальную ледяную переправу с «материка» на Ольхон. Такая дорога отмечена знаками, которые показывают скоростной режим. Дистанцию и края переправы. Пока снимали, возле нас то и дело проезжали машины. Следами от шин был испорчен такой красивый  лед...

Скала Шаманка

14. К сожалению, в этом году лед был очень тонким, и только за время нашего пребывания там затонуло две машины.

Скала Шаманка

15. Шаманка — очень красивое место. Как только опускаются сумерки, температура падает. И почти сразу шум льда становится в несколько раз сильнее. И действительно, создается впечатление, что лед трещит прямо под ногами...

Скала Шаманка

16.

Скала Шаманка

17. Часто можно встретить деревья, обвязанные лоскутками разноцветной ткани. Это молитвы и просьбы, обращенные к хозяину Ольхона — про помощь в житейских делах, удаче на ловле рыбы и прочем. Непонятно правда, сколько из этих ленточек повязаны верующими людьми, а сколько туристами — «на всякий случай».

Скала Шаманка

18. Немного про самое интересное, о том, как же надо «бурханить». Бурханить — это задабривать местных духов, чтобы они были благосклонны к путешествующим. Бурханят следующим образом: в стакан с водкой нужно макнуть безымянный палец, брызнуть во все стороны света, выпить и подумать о хорошем.

Скала Шаманка

19. Раньше бурханили в основном молоком, табаком, зерном. Молоко чаще всего использовалось в подобных обрядах как символ чистоты помыслов и намерений из-за его белого цвета. Позже, когда с первыми русскими путешественниками в байкальских краях появилась водка, постепенно обычай бурханить стали связывать именно с этим напитком. Тем, кто по каким-либо причинам категорически не приемлет алкоголь, расстраиваться не стоит, местные жители считают, что побурханить можно и чаем, и соком, главное, чтобы намеренья и мысли в этот момент были правильные.

Скала Шаманка

Также смотрите «Ледовая переправа на Байкале».

Понравилась статья? Расскажи друзьям:




Следи за новостями сайта



Рубрики
Система Orphus