Каргопольская глиняная игрушка | ФОТО НОВОСТИ
facebook
Фотожурнал о самых интересных событиях в мире
Сегодня 13 декабря 2019 (пятница)
Выбери:

Каргопольская глиняная игрушка

Это неинтересноМожно глянутьНормальноПознавательноОчень интересно! (среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Говоря про Каргополь, нельзя не упомянуть один из его самых узнаваемых брендов и сувениров, его лицо и символ — каргопольскую глиняную игрушку.

С этим художественным промыслом мы знакомились в одном необычном музее — доме семьи Шевелёвых. Уже несколько поколений этой династии занимаются изготовлением глиняной игрушки, не дают древнему промыслу угаснуть и уйти в историю, а также всячески содействуют не только его сохранению, но и популяризации и развитию.

А начиналось всё с древности — в деревнях Каргопольского уезда жило множество гончарных мастеров. В свободное от огорода и хозяйства время — с октября по март — мастера всей семьёй изготовляли посуду из местной глины.

00s

Фотографии и текст cr2

Шли в дело и остатки глины — из них для детей лепили игрушки. Так, ради забавы и удовольствия. Кого только ни рождала богатая крестьянская фантазия! Человечки, необычные персонажи из народного фольклора и мифологии, бытовые сцены, празднующие и веселящиеся звери и птицы.

В 1930-х годах производство гончарной посуды постепенно угасло, с ним же практически полностью прекратили изготавливать игрушки. И если бы не несколько мастеров, в том числе и Шевелёвых, каргопольская игрушка бы погибла.

01s


Выше — Дом Шевелёвых ничем не выделяется среди других на улицах Каргополя. Здесь таких много. В правой, оббитой, части живёт кто-то чужой, в левой — располагается шевелёвский музей.

В различных поездках я встречал множество музеев, но такого, чтобы в нём жили именно те люди, в честь которых он и создан, видеть ещё не доводилось

02s

2. Зайдём внутрь. Прежние хозяева дома — Дмитрий Васильевич и Клавдия Петровна Шевелёвы, мастера гончарного дела, много сделавшие для сохранения и возрождения традиций каргопольской игрушки.

02s

3. До чего же внутри уютно! Кажется, что хозяева просто вышли на минуту, дав возможность сфотографировать интерьер.

Печка, множество старинных предметов, которые можно потрогать и подержать в руках — одним словом: в живом доме устроился живой музей, впечатлений от которого получаешь явно больше, чем от помещений со старыми вещами, но и табличками «руками не трогать» и «посторонним вход запрещён».

03s

4. Деятельность хозяев выдают множество фотографий и, разумеется, стенды с различными игрушками .

04s

5. Маленькая комната, а рассматривать всё можно часами.

05s

6. Шевелёвы происходят из рода гончаров расположенной в окрестностях Каргополя деревни Токарево. Мастерами, работающими с глиной, были и их родители.


06s

7. Давайте же теперь познакомимся поближе с самой игрушкой.

Делались подобные творения почти каждым гончаром. Древнейших экземпляров её не сохранилось, поскольку ими играли дети и «срок жизни» подобной игрушки мог быть даже всего лишь пару часов.

Как я уже сказал, в 20-м веке производство глиняной посуды резко стало сходить на нет. Погибла бы и игрушка, если бы в 1930-х потомственный гончар И.В. Дружинин не дал промыслу «новую жизнь», став делать расписные игрушки не для игр, а как забавный сувенир.

Среди мастеров нужно выделить ещё и «бабушку Ульяну» — Ульяну Ивановну Бабкину (1888—1977). С 15 лет она изготавливала всевозможные глиняные игрушки, никогда не прерывая своей работы. Даже в те года, когда другие мастера вынуждены были по разным причинам отойти от промысла, Бабкина работала с глиной.

У неё же учились и представители современных династий, в том числе и Шевелёвы. Так что Ульяна Бабкина стала некой связывающей нитью между дореволюционными мастерами из прошлого и нынешними.

07s

8. Игрушки напоминают представителей отдельного, своего маленького мира, или собственной планеты, просто живущих среди нас .

08s

9. Часто животных наделяют какими-нибудь человеческими качествами, профессиями или просто одевают в традиционные крестьянские наряды прошлого.

Делалось это для того, чтобы играющие с ними дети чувствовали в образах, придуманных богатой фантазией мастера, своё — привычное и родное.

09s

10. А фантазия у мастеров по истине была богатая!

10s

11. Какой же Каргополь, «Карго-поле» без вороны! Помните же, да, что одна из версий происхождения названия города происходит от «карго» — местного древнего названия вороны?

11s

12. Порой даже птицам, воронам, в каргопольской игрушке предают человеческие черты .

12s

13. Среди игрушек встречаются как раскрашенные, так и нет .

13s

14. Мне больше нравятся всё же цветные.

Что интересно, одежду персонажей разукрашивали тоже не в абы какие цвета, а в гамму традиционного народного наряда.

В части деталей угадываются различные крестьянские обереги — крестики, кружочки, орнаменты — и предметы, связанные с жизнью и плодородием — зерно, плоды, цветы, засеянное поле. Здась даже символы света и жизни — солнце и древо.

Получается, в таком орнаменте закодирована целая жизненная философия и мировоззрение крестьянина.


Фигура женщины встречалась в традиционной игрушке чаще, чем мужская. Это отголосок обожествления нашими предками Матери-Земли, давшей жизнь всему миру и людям.

14s

15. Персонажи могли изображать бытовые сцены или моменты отдыха и празднества — игры, забавы, развлечения. Часто «музыкантами» или «работниками по хозяйству», выполняющими человеческие дела, были животные.

Делалось это для забавы, чтобы веселее было с такой играть. Однако если «копнуть» глубже — такие игрушки отправляли детей в мир, где человек не является владыкой, в живёт в равенстве с животными и где царит гармония и добро. То есть такие игрушки учили не быть эгоистами, не зазнаваться и бережно относиться к природе и окружающему. Словом, быть людьми.

Вообще «злые» сцены, те же битвы, в игрушке распространены не были. Даже, если и персонажи были «замечены в чём-то нехорошем» в мифах и легендах. Каргопольская глиняная игрушка олицетворяет жизнь, но жизнь идеализированную, без мрака.

15s

16. Даже Полканы и Китоврасы (аналоги кентавров), герои русского фольклора, в различных произведениях выступающие агрессивными, воюющими и носящими мечи, в каргопольской игрушке представлены спокойными и не воинственными.

16s

17. Мир каргопольской игрушки тесно связан с патриархальным бытом и деревенской жизнью.

17s

18. Однако многообразие образов и действий глиняных персонажей до сих пор увеличивается с каждой новой идеей каждого мастера.

18s

19. Не могу оторваться от шевелёвского собрания, хочется каждую игрушку взять в руки. Первое, что мне они напомнили, — Мышиный Цирк мистера Бобинского из мультика «Коралина в стране кошмаров»))

19s

20. А ещё здесь не только игрушки. Кажется, ты оказался внутри волшебного сундука с древностями.

20s

21. В другой комнате — галерея. Один из Шевелёвых (иди даже несколько представителей этой фамилии, прошу прощения, забыл) — художник, запечатлевший в своих произведениях виды Каргополя и его окрестностей в разные сезоны.

21s

22. Однако вернёмся к игрушкам.

22s

23. Знакомьтесь, Валентин Дмитриевич Шевелёв, сын Дмитрия Васильевича и Клавдии Петровны — один из самых ярких и лучших мастеров каргопольской игрушки наших дней.

Как отметил сам Валентин Дмитриевич, сблизился он с игрушкой не только через труд и пример старших, но и через её прямое назначение. Мастеру 86 лет и он в детстве играл подобными глиняными игрушками. Это сильно повлияло на его творческое формирование.

С 1960-х годов, после окончания художественно-графического факультета Костромского педагогического института, Валентин Дмитриевич работает с глиняной игрушкой. Начиналось всё с кружка в общеобразовательной школе, затем в школе искусств. Потом была постоянная работа в Архангельске мастером по изготовлению традиционной каргопольской игрушки и гончарных изделий.

23s

24. Валентин Дмитриевич показал нам, как делается игрушка. Местную глину, идущую на производство, он в шутку и ласково называет «каргопольским шоколадом».

24s

25. Сначала мы смотрели, как мастер лепит ворону. Делается игрушка из одного большого куска глины, вариант «приделаю клюв, хвост» не проходит.

Лепка Шевелёва продолжает традиции патриархов игрушки — Бабкиной и Дружинина, он очень чтит традиции, сохраняя в игрушке образы танцоров, крестьянок, гармонистов, наездников.

25s

26. Шевелёв общается с будущим произведением как с живым персонажем. По ходу комментирует свои действия: «Вот, у нашей птички и клювик вышел. А вот и пёрышки, сейчас мы их расчешем и украсим».

26s

27. «А вот и глазки воронушке сделаем. Рраз, ддва. Воот так!»

Валентин Дмитриевич — очень приятный человек, очень располагающий к общению. Сидеть на его мастер-классе или просто общаться не надоест и через полдня.

А голос! Я лишь позже пожалел, что не снимал видео, а делал только фото. Какой у Шевелёва голос! Добрый, ласковый и мягкий. В беседе с мастером забываются все проблемы, его общество словно обволакивает тёплым одеялом. Выбираться наружу не хочется.

27s

28. Уже и птичка угадывается. Образ персонажей каргопольской игрушки делается всегда обобщённо, нет необходимости точно копировать действительность. Деталей немного и часто они схематичны. Глаза и рот обозначаются на сырой глине палочкой.

28s

29. Посмотрим поближе. Ещё одна интересная деталь — игрушка делалась в основном для обзора спереди. Перед расписывался и продолжает расписываться сейчас более детально, а иногда задняя часть фигурки и вовсе не украшается и даже не прорисовывается.

29s

30. А это коняшка .

30s

31. Даже такие персонажики, как лошади и более сложные (даже группа людей или животных) делается, всё равно, из одного куска глины. В противном случае из-за микротрещин между разными элементами при обжиге фигурка может развалиться.

31s

32. «А знаете, как проверить авторство, ведь клеймо может поставить любой?», — спрашивает Валентин Дмитриевич. «А очень просто!». «Просовываете палец между элементами персонажа, скажем — между ножками коня. И если не совпадает форма игрушки с формой и размером вашего пальца, значит кто-то другой делал, а подписался вами».

32s

33. Подписывается мастер «ШВ» — «Шевелёв Валентин». Далее игрушка должна постоять, потом ее обжигают. Как же жалко, что мы не могли остаться у Шевелёвых на пару дней, подольше понаблюдать за процессом рождения игрушек, пообжигать, порасписывать... Ээх(

33s

34. На память Валентин Дмитриевич подарил нам по буклету о каргопольской игрушке и я попросил его подписать.

34s

Вот на такой милой ноте мы с вами прощаемся с Каргополем.

Городские древние храмы с их прекрасными деталями, музейные экспонаты, связанные с Русской Аляской и «Колумбом», забавная тёплая глиняная игрушка, мастер-волшебник Валентин Дмитриевич Шевелёв и его глубокие глаза до сих пор мне дарят в душе множество приятных и бурных эмоций.

Ну а местные «сахарные кончики» ещё пару дней спасали от голода в глуши))

Надеюсь, я обязательно ещё вернусь в этот город! Наш же путь лежит дальше, в Ошевенск.

Также смотрите:


Понравилась статья? Расскажи друзьям:


Следи за новостями сайта



Рубрики
Система Orphus