Космодром Восточный: запуск ракеты «Союз-2.1а» | ФОТО НОВОСТИ
facebook
Фотожурнал о самых интересных событиях в мире
Сегодня 21 апреля 2019 (воскресенье)
Выбери:

Космодром Восточный: запуск ракеты «Союз-2.1а»

Это неинтересноМожно глянутьНормальноПознавательноОчень интересно! (среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

27 декабря 2018 года состоялся четвёртый запуск в истории космодрома Восточный — первого в России гражданского космодрома. Ракета-носитель «Союз-2.1а» успешно стартовала в расчётное время, а отделившийся разгонный блок «Фрегат» доставил на целевые орбиты два российских спутника «Канопус-В» и 26 малых космических аппаратов, принадлежащих другим странам.

43 фото

Космодром Восточный: запуск ракеты «Союз-2.1а»

Фотографии и текст Славы Степанова

1. Монтажно-испытательный корпус ракеты носителя (МИК РН). Здесь проводится сборка ракеты-носителя, стыковка ее с космической головной частью (КГЧ) и подготовка ракеты космического назначения (РКН) к вывозу на стартовый комплекс. Общая площадь здания — почти 45 тысяч квадратных метров, что сравнимо с шестью футбольными полями. Сборку этой РН «Союз-2.1а» завершили 20 декабря — за неделю до старта.

01s


2. Сборка головного блока и КГЧ осуществлялась в другом корпусе — МИКе космических аппаратов и разгонных блоков (МИК КА и РБ). В состав головного блока вошли разгонный блок «Фрегат», два российских спутника и попутная полезная нагрузка в виде 26 малых иностранных космических аппаратов. За их запуск отвечали «Главкосмос» и «Главкосмос Пусковые Услуги» — оператор коммерческих пусков ракет-носителей «Союз-2» с российских космодромов.

02s

3. «Союз-2.1а» — это модификация ракеты «Союз-2», созданная на базе «Союза-У» и оснащенная усовершенствованной системой управления и двигательными установками I и II ступеней. Эта ракета отличается от прежней модели повышенной точностью выведения космических аппаратов на требуемую орбиту и увеличенной массой выведения полезных грузов в космос. «Союз-2.1а» производят в Самаре, в РКЦ «Прогресс».

03s

4. На первой ступени установлены четыре маршевых двигателя РД-107А. Они работают на ракетном топливе, в котором в качестве горючего используется керосин, а в качестве окислителя — жидкий кислород.

04s

5. Перед транспортировкой на стартовый комплекс космическая головная часть (в составе РБ «Фрегат», космических аппаратов и головного обтекателя) уже пристыкована к ракете и закрыта слоем теплоизоляции. Поддержание комфортного температурно-влажностного режима для спутников внутри КГЧ обеспечивается системой термостатирования. Это нечто вроде кондиционера с воздуховодами, подведёнными к головному блоку.

05s

6. Специалисты проводят финальную проверку ракеты перед вывозом из МИКа.

06s

7. Внутри МИКа ракета передвигается по рельсам. Весь путь до стартового стола она тоже проделает по железной дороге.

07s

8. В дальней части МИКа видны детали другой ракеты — «Союз 2.1б». Её запуск запланирован на весну-лето 2019 года.

08s

9. Традиционно перед вывозом ракеты проводят общее построение. В нём участвуют сотрудники Центра эксплуатации наземной космической инфраструктуры и РКЦ «Прогресс», пожарные, железнодорожники и охрана.

09s

10. Вывоз ракеты из МИКа. Она передвигается по рельсам на специальной платформе.

10s

11. Расстояние от МИКа до стартового стола — 4,5 километра. Чтобы его преодолеть, ракете потребуется около часа.

11s

12. Работы по транспортировке начались ещё до рассвета, за трое суток до старта.

12s

13. Платформу с ракетой тянет тепловоз.

13s

14. Во время транспортировки ракета окружена пешими сопровождающими. Поезд движется с комфортной для них скоростью: 5 км/ч.

14s

15. Перед заправкой топливом и доставкой на борт полезного груза стартовая масса ракеты составляет более 311 тонн. Для сравнения: самый большой в мире пассажирский самолёт Airbus A380 весит 277 тонн.

15s

16. На подъезде к стартовой площадке производится перецепка локомотива. Теперь тепловоз не тянет, а толкает состав-установщик к пусковому столу.

16s

17.

17s

18. Длина РН «Союз-2.1а» составляет 46,3 метра, диаметр — 10,3 метра.


18s

19. Ракету провозят через мобильную башню обслуживания. Это своеобразный передвижной дом, где проводятся работы по подготовке ракеты-носителя к пуску. Башня высотой 52 метра (15 этажей) подъезжает к ракете, стоящей на стартовом столе, и обеспечивает доступ ко всем её системам.

19s

20. До момента запуска ракету держат металлические фермы-опоры. Они сохраняют равновесие аппарата при сильных порывах ветра. По бокам ракеты-носителя располагаются мачты обслуживания, с помощью которых передвигаются сотрудники космодрома.

20s

21. После доставки аппарата на стартовый стол специальное устройство начинает переводить ракету в вертикальное положение.

21s

22. Процесс вертикализации занимает около получаса.

22s

23. Затем установщик убирают, а на ракету наезжает мобильная башня обслуживания. В течение трёх дней внутри этого сооружения «Союз-2.1а» готовили к полету: подключали коммуникации, размещали груз и заливали топливо.

23s

24. В подземной части стартового стола находится специальный канал, который предназначен для отвода газа и продуктов горения, выделяющихся при запуске.

24s

25.

25s

26.

26s

27. Ночь перед пуском.

27s

28.

28s

29. В такой башне можно проводить предстартовую подготовку в самых сложных климатических условиях.

29s

30. Головной обтекатель всё ещё скрыт под защитным чехлом.


30s

31. Мобильная башня обслуживания снаружи.

31s

32. Момент запуска ракеты.

32s

33. «Союз-2.1а» был запущен в 5 часов 07 минут 18 секунд по московскому времени и 11 часов 07 минут 18 секунд — по якутскому.

33s

34. Ракета и разгонный блок «Фрегат» сработали штатно.

34s

35. Для «Фрегата» этот пуск стал 72-м. Устройство успешно вывело на орбиту спутники и космические аппараты, а затем вошло в атмосферу на высоте 100 километров. Позже обломки «Фрегата» затопят в несудоходном районе Тихого океана.

35s

36. Тяга реактивного двигателя.

36s

37. Тяга — это сила, которая «толкает» ракету сквозь воздушный поток.

37s

38. Топливо сгорает в двигателе ракеты, и из сопла выходит масса в форме газа под высоким давлением.

38s

39.

39s

40. В морозном воздухе поднимается большое облако пара и дыма.

40s

41. После запуска ракета разворачивается вокруг своей оси, а затем ложится на курс.

41s

42. Здесь видно, как за ракетой тянется белая полоса. Это конденсационный след, он появляется из-за того, что на определённой высоте выхлоп двигателя вызывает процессы конденсации в атмосфере. Следы от водяных паров или кристалликов льда относятся к искусственным облакам, которые позже вырождаются в перистые.

42s

43. От От ракеты отделяются некоторые её части, о чём заранее предупреждают жителей сёл, расположенных в районе падения.

После старта двигатели боковых блоков работают 118 секунд, а затем отключаются. Далее они сбрасываются.

Центральный блок состоит из хвостового отсека, в котором установлен двигатель однократного включения. Он перестаёт работать через 280–290 секунд, после чего эта ступень тоже отделяется, а ракета продолжает движение и очень быстро превращается в небольшую точку.

43s

В процентном соотношении пусков в мире Россия заняла в 2018 году лишь третье место. В 2019 году «Роскосмос» планирует нарастить количество запусков ракет-носителей.

В «Главкосмос Пусковые Услуги» считают, что Россия должна делать ставку на коммерческие запуски и увеличивать их число. В планах компании — развивать отечественные космодромы и адаптировать их под требования иностранных заказчиков.

Также смотрите:


Понравилась статья? Расскажи друзьям:



Следи за новостями сайта



Рубрики
Система Orphus