facebook
Домой / Животные / Они круче, чем котики

Они круче, чем котики

|

Совершенно внезапно выяснилось, что по степени мимишности олени в разы превосходят котиков и в три раза аборигенов с автоматами и тарелками в нижней губе. А кошачьи морды у них вообще нарисованы на замерзшем носу, если присмотреться.

Они реально очень круто выглядят! Смотрите сами и выбирайте лучший нос. Заодно узнаем, как получить оленьи права, где у оленя газ, почему плохо работает руль.

25 фото

Они круче, чем котики

Фотографии и текст Сергея Анашкевича1.

01


2.

02

3.

03

4.

04

5.

05

6.

06

7.

07

8.

08

9.

09

10.

10

11.

11

Как получить оленьи права

12. Позавчера получил еще одни права, на этот раз на управление оленьей упряжкой. Они международные и действуют 5 лет. Получить такие правда очень легко и сейчас я расскажу о процессе их получения, где у оленя газ, почему плохо работает руль и как олень чекинится каждый 10 пройденных километров.

Кстати, оленьи права иметь круто. Теперь, когда поеду на Чукотку, в Якутию или на Аляску, смогу без проблем брать в аренду оленью упряжку и путешествовать. Очень удобно.

А что вы вообще знаете об оленях, кроме того, что это самые большие друзья Левина и его логотип, размещенный на свитере? На самом деле, какими бы смешными ни были ассоциации с этим животным, на Севере человеку без него очень плохо. Там, где лошадь становится совершенно беспомощной, с давних времен людей выручали как раз олени.

Дело в том, что каким бы глубоким ни был снег, если он хоть немного слежался, олень без проблем идет по нему и тащит за собой нарты. Вообще, для многих народов Севера олени просто-таки универсальное транспортное средство, ведь в случае необходимости, это не только вездеход, но и пища, сырье для одежды, строительства жилья, и много другого.

12


13. Возможно, вы удивитесь, но в начале зимы 1941 года на Карельском фронте из-за проблем с транспортным сообщением при огромной протяженности линии боевых действий в сложных зимних условиях Севера, были созданы специальные армейские оленьи подразделения для обеспечения фронта боеприпасами, продовольствием, связью и эвакуации раненых. Каждая такая рота включала 154 человека (из них 77 оленеводов-ездовых), 1015 ездовых оленей, 15 оленегонных лаек, 237 грузовых и 76 легковых нарт.

В общем, без оленей никуда. Но чтобы ездить на них, в наше время нужны права. И получить их можно только в специальных школах оленеводов-любителей, в одной из которых я и прошел обучение.

13

14. Эта школа находится за Полярным кругом в окрестностях финского городка Леви и называется Poroajokortti. Приезжать сюда лучше пораньше, пока нет большого количества желающих пройти курс обучения. Удивительно, но оказалось, что умение управлять оленьей упряжкой очень востребовано в Лапландии.

14

15. Мы прибыли, когда еще только светало и успели оказаться в числе первой группы. Свежие олени припаркованы вместе с санями и ждут курсантов, чтобы отправиться в путь.

15

16. Обучение здесь, подобно тому, как учат ездить на машине, состоит из двух частей: теоретической и практической. Сначала инструктор объясняет принципы управления оленем.

16

17. Их три и все они реализуются при помощи одной единственной веревки. Это и газ, и тормоз, и руль. Итак, руль. Если хотите, чтобы олень повернул налево, перебросьте веревку на левую сторону и потяните. Если хотите, чтобы он повернул направо, перебросьте на правую и потяните. И тут же инструктор добавляет: может так случиться, что вы тянете налево, а олень поворачивает направо или продолжает ехать прямо… Это же олень… В общем, нужно не отчаиваться и продолжать попытки совершить поворот.

Теперь что касается газа. Газа у оленя нет, поэтому приходится пользоваться рулем. Намотать конец веревки на руку и хлестать оленя по бокам. И тут же инструктор добавляет: может так случиться, что вы хлестаете, а олень продолжает идти. Здесь тоже нужно не отчаиваться и продолжать попытки надавить на газ.

Ну и тормоз. Тормозит олень легко и непринужденно. Варианта два. Либо когда вы тянете веревку на себя, либо, когда ему приспичит по-маленькому. Сложностей с остановкой у оленя не возникает, он реагирует на команду моментально.

17

18. Теперь что касается второго способа остановки оленя. Олень не умеет ходить по-маленькому на ходу. Ему обязательно нужно остановиться. А еще оленеводы говорят, что с помощью таких остановок они отмеряют пройденное расстояние, т.к. олени это делают каждый 10 километров. То есть, фактически, чекинятся, оставляя желтую метку на снегу.

18

19. После инструктажа мы, наконец, уселись в сани и отправились нарабатывать практические навыки. Что я могу сказать… Управлять оленем, запряженным в сани не сложнее, чем резиновой уточкой в ванне. Он просто все время едет прямо, каждые 10 километров останавливается по-маленькому и здесь главное … не уснуть в пути.

19

20. Максимальная скорость оленя в упряжке — около 10 километров в час, а крейсерская — 4-5. И то, если оленю не сильно лениво. Мы долго и тщетно пытались убедить оленя ехать быстрее, чем он желал сам, но в какой-то момент просто отчаялись. Решив, что хлестать его веревкой и совершенно бесполезно, и негуманно, достали Айфон, чтобы снять короткое видео для Инстаграма и … произошло чудо. Олень так наподдал, что мы чуть не вылетели от неожиданности из саней. Но буквально через 500 метров наш олень встал, как вкопанный и сделал 10-километровую пометку.

20

21. Практическая часть закончилась вскоре после отметки нашего оленя на снегу. Мы припарковали нашу упряжку на паркинге и отправились в лесную избушку погреться какао, перекусить поджаренными на открытом огне сосисками и … получить свою заветную корочку.

Вот так выглядят права на управление оленьей упряжкой:

21

22. Кстати, далеко не каждый олень может стать ездовым. Кандидатов отбирают еще в детстве из числа молодняка, ориентируясь на характер и физические кондиции. Чтобы научить оленя ходить в упряжке нужно около двух лет и такие олени стоят довольно больших денег. К примеру, обычный взрослый олень в Лапландии стоит от 350 до 500 евро, а ездовой — от 2 500 евро! Из ездовых выделяют «дальних» оленей, способных возить упряжки на большие расстояния и «ближних».

22

23. Ездовые олени требуют особого режима во время дальнего пути. Каждые 2 часа им дают короткий перерыв 5 минут передохнуть, закусить снега и пощипать ягеля. Затем дальше в путь. Через 1-2 остановки делают перерыв побольше, выбирая при этом ягельное место, чтобы олени могли подкормиться. Через 12 часов хода дают передышку 3 часа. А затем все по такому же алгоритму. Оленеводы говорят, что при грамотном подходе олень при двух таких передышках в сутки может бежать целую неделю!

Кстати, при необходимости, за 12 часов непрерывного бега лишь с короткими передышками хороший олень за день может преодолеть до 160 километров.

23

24. Вот такие они, северные олени в качестве транспортного средства.

24

25.

30

Также смотрите «Север России: жизнь в оленеводов в Тундре» и «Полуостров Ямал — олений край в Западной Сибири».

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This div height required for enabling the sticky sidebar
Ad Clicks : Ad Views :