Производство самолетов Sukhoi Superjet 100
Пришло время вспомнить, как производят Суперджет. Репортаж 2015 года, но тема актуальная.
Sukhoi Superjet 100 (SSJ100) — российский региональный пассажирский 100-местный самолёт, разработанный компанией «Гражданские самолёты Сухого» при участии ряда иностранных компаний. Это первый российский самолет полностью спроектированный на основе цифровых технологий.
Первый полет SSJ100 состоялся в мае 2008 года, а сейчас в производстве 100-ый самолет. На сегодня самолет находится в эксплуатации у российских авиакомпаний — Аэрофлот, Газпром авиа, Якутия, Центр-Юг, Red Wings, в мексиканской авиакомпании Interjet и в специальных подразделениях государственных структур.
Фотографии и текст Славы Степанова
1. В его производстве применяются ранее не использовавшиеся в отечественном гражданском самолетостроении технологии, такие как бесстапельная сборка, автоматическая стыковка агрегатов планера, автоматическая клепка и другие.
2.
3. Филиал ОАО «Компания «Сухой» «НАЗ им. В.П. Чкалова» в Новосибирске производит детали и агрегатную сборку отсеков фюзеляжа и оперения.
4. Детали и секции передают в Комсомольский-на-Амуре филиал ЗАО «Гражданские самолеты Сухого», где и производится окончательная сборка самолета.
5. Цех сборки фюзеляжа (ЦСФ). Здесь производится стыковка готовых отсеков на стенде автоматической стыковки и установка крепежа по стыкам отсеков.
6. Цех сборки фюзеляжа состоит из четырех производственных участков.
7. Стыковка отсеков.
8. При производстве самолета SSJ100 используется более 600 тысяч заклепок, гаек, болтов, штифтов и других мелких деталей.
9. Здесь производится установка каркаса пола, монтаж пассажирских, сервисных дверей и дверей багажных отделений. На этом же этапе устанавливаются стекла пассажирского салона и антенны фюзеляжа.
10. Производится установка слоев теплоизоляции пассажирского салона.
11. Все работы имеют минимум трехуровневый контроль и проверку. После цеха сборки фюзеляжа самолет перемещают в цех окончательной сборки (ЦОС). Здесь 7 производственных участков. На сегодняшний день производственные мощности завода позволяют выпускать до 50 машин в год.
12. В данном цехе устанавливается оперение самолета, крылья стыкуются с фюзеляжем, осуществляется монтаж шасси, устанавливаются двигатели, проверяется работоспособность систем самолета и другие многочисленные операции.
[inpage]
13. Механизации крыла, рули направления и высоты, и другие детали выполнены из композиционных материалов. Алюминиевые части фюзеляжа покрыты желто-зеленой грунтовкой, а детали из композитных материалов белого цвета.
14. В рамках реализации проекта была проведена комплексная программа техперевооружения заводов в Комсомольске-на-Амуре и Новосибирске.
15. Средний возраст сотрудников компании составляет 35 лет.
16. В ЦОСе производится проверка функционирования шасси, подготовка воздушного судна к постановке под ток.
17. Завершающий седьмой производственный участок. Здесь выполняют окончательный монтаж интерьера багажно-грузового отсека, интерьера кабины пилотов, проводят общетехнический осмотр ВС и готовят его передачу на летно-испытательную станцию.
18. Отработка систем под током.
19. Самолет передается на летно-технические испытания. Как правило, летная программа каждого нового самолета состоит из восьми полетов, во время которых происходит тестирование систем в воздухе.
20. Из Комсомольска SSJ100 совершает перелет в Ульяновск на установку салона и покраску в цвета авиакомпании-заказчика, а затем в Жуковский в Центр поставки.
21. Авиационно-техническая база и лётно-испытательный комплекс (ЛИК) «Гражданских самолётов Сухого» (ГСС).
22. Ангар ГСС в Жуковском вмещает одновременно 8 самолетов.
23.
24.
25.
26. Sukhoi Superjet 100 оснащен двумя турбовентиляторными двигателями SaM146.
27. Особое внимание уделяется ремонтопригодности двигателя, например, предусмотрена возможность замены лопаток без съема двигателя с крыла.
28. Несмотря на то, что самолет считается ближнемагистральным, версия увеличенной дальности Long Range (SSJ100 LR) может выполнять полеты на расстояние свыше 4 000 км.
29. Максимальная крейсерская скорость SSJ100 в 0,81 Маха (860 км/ч) позволяет ему выполнять полеты на тех же эшелонах, что и наиболее распространенные типы ближнемагистральных воздушных судов: Boeing 737 и Airbus 320, оптимизируя тем самым не только топливные расходы, но и временные затраты на полет.
30. Подготовкой летного и инженерно-технического персонала заказчиков по самолету SSJ100 занимается компания SuperJet International (SJI). Было создано два центра обучения: в Жуковском (Московская область, Россия) и в Венеции (Италия).
Центры подготовки авиационного персонала предоставляют полный цикл обучения летного и инженерно-технического персонала заказчиков самолетов SSJ100. Они оснащены самыми современными средствами обучения и тренажерным оборудованием.
На сегодняшний день компания SJI успешно подготовила почти 500 пилотов, более 200 бортпроводников и более 1 700 специалистов по техническому обслуживанию.
31. Кабина пилотов. Авионика произведена французской фирмой Thales, которая также делает ее и для Airbus.
32. Все надписи полностью англоязычные.
33. Управление осуществляется боковой ручкой, от штурвальных колонок отказались еще на ранней стадии проектирования как устаревшей и бесперспективной технологии. В результате чего SSJ100 стал первым российским серийным гражданским самолётом с «сайдстиком».
34. Максимальная пассажировместимость самолета — 103 места.
35. Высота салона в проходе 2,12 м, что позволяет высоким пассажирам находиться в салоне в полный рост.
36. Компоновка пассажирских кресел «3+2». На борту Суперджета отсутствует место «В». Привычным наименованием мест для бортпроводников, работающих на самолетах типа А320 и B737, где конфигурация пассажирского салона представляла собой АВС+DEF, было: А — место возле окна, В — место посередине, С — место возле прохода. Таким образом было принято решение о том, что место B необходимо исключить, оставив привычное наименование и расположение: А — место возле окна, С — место возле прохода и с другой стороны все без изменений — DEF.
37. Увеличенное жизненное пространство для каждого пассажира: большой шаг кресел в базовой конфигурации самолета SSJ100 (81,28 см) позволяет даже высоким пассажирам чувствовать себя комфортно в кресле.
38.
39. «Прошлое и настоящее». SSJ100 На фоне легендарного Ту-144.
40. Сегодня маршрутная сеть Sukhoi Superjet 100 составляет более 130 городов по всему миру. Sukhoi Superjet 100 подтвердил свою успешную эксплуатацию в широком диапазоне климатических условий — при температуре от −54°С до +45°С: в Центральной и Южной частях России, на Крайнем Севере, в Индонезии, Лаосе и Мексике.
41. В мае текущего года общая наработка коммерческих летных часов самолетов Sukhoi Superjet 100 в авиакомпаниях составила более 100 тысяч с начала эксплуатации в апреле 2011 года.
42. Ожидается, что в ближайшее время будет получено Дополнение к Сертификату типа, расширяющее условия эксплуатации SSJ100 до +50 градусов. Все испытания уже проведены и сейчас идет период оформления бумаг. Кроме того, с учетом потребностей потенциальных заказчиков компания планирует расширять условия по высоте аэродромов базирования — 3 300 метров над уровнем моря.
43. Будут внесены некоторые изменения в конструкцию планера. Например, SSJ100 получит новые законцовки крыла (wingtips), сконструированные таким образом, чтобы оптимизировать характеристики самолёта и снизить расход топлива в целом от 3% до 4%.
44.
Также смотрите «Первый полет человека на самолете» и «Солнцелет Солнечный импульс 2».