facebook
Домой / Россия / Строительство атомного флота страны

Строительство атомного флота страны

|

Сегодня Балтийский завод — это бренд, который ассоциируется с атомным ледокольным флотом страны. Именно на стапелях Санкт-Петербургского предприятия строятся самые большие в мире и уникальные в своем роде заказы.

38 фото

Строительство атомного флота страны

Фотографии и текст Славы Степанова

Сейчас Балтийский завод специализируется на строительстве ледоколов и судов ледового класса, а также крупнотоннажных судов для перевозки различных грузов, здесь же строится единственный в мире плавучий энергетический блок, который войдет в состав ПАТЭС и в 2017 году придет на базу в северный город Певек. За 159-летнюю историю Балтийского завода здесь построено около 600 судов и кораблей.

Судостроительное производство предприятия располагает тремя построечными местами — двумя стапелями и эллингом. Стапель «А» Балтийского завода — самый большой в России и имеет длину 350 метров. В настоящее время здесь ведется строительство головного атомного ледокола проекта 22 220 мощностью 60 МВт, который получил имя «Арктика».

Балтийский завод был основан в середине 19 века и за почти 16 десятилетий пережил несколько войн, экономические спады и подъемы, реорганизацию. Сегодня предприятие остается одним из крупнейших судостроительных заводов России. В разное время здесь были построены первый в стране металлический корабль — броненосная канонерская лодка «Опыт», первая боевая подводная лодка «Дельфин», уникальные плавучие научно-исследовательские комплексы, предназначенные для поддержки пилотируемых космических полетов, дизель-электрические ледоколы, тяжелые атомные ракетные крейсеры типа «Киров».

1. Завод расположен в западной части Санкт-Петербурга, на Васильевском острове, в устье реки Нева. Предприятие занимает территорию площадью более 650 тысяч квадратных метров и сейчас в цехах, отделах и подразделениях работают около 4 000 специалистов. Завод продолжает активный поиск и набор квалифицированных работников — ведь теперь балтийцам предстоит строить серийный атомный ледокол, а позже — и второй серийный, контракт на которые был заключен в мае прошлого года.

Строительство атомного флота страны


2. Цикл производства заказа начинается с корпусообрабатывающего цеха, где проводится обработка и изготовление деталей. На данный момент цех способен обрабатывать до 30 тыс. тонн металла в год.

Балтийский завод

3. Со склада стали металл передается на линию, которая производит его очистку и грунтовку.

Балтийский завод

4. Затем обработанный металлопрокат перемещается на участок резки, где две машины фирмы Мesser методом плазменной резки производят дальнейшую обработку металла. Резка и маркировка деталей производится на роботизированной линии.

Балтийский завод

5. Здесь же производится вырезка отверстий, разделка кромок профильных деталей, а также нанесение инверсных (спрямляемых кривых) линий для выполнения гибки деталей без шаблонов.

Балтийский завод

6. Транспортировка листов, профиля и деталей осуществляется с помощью кранов, которые способны поворачивать на 180 градусов металлические листы весом до 12,5 тонн.

Балтийский завод

7. Изготовление узлов, плоских секций корпусов судов и сборка их в объем производится в сборочно-сварочном цехе.

Балтийский завод

8. Крановое оборудование цеха позволяет изготавливать секции весом до 80 т.

Балтийский завод

9. Цех разделен на 4 пролета. В нулевом пролете расположены участок изготовления объемных секций. Участок оснащен двумя мостовыми кранами грузоподъемностью 50 и 80 тонн.

Балтийский завод

10. Сварочное оборудование цеха включает в себя автоматы и полуавтоматы для сварки в среде CO2, а также установки для аргонно-дуговой сварки.

Балтийский завод

11. Объемная секция серийного ледокола в 4 пролете сборочно-сварочного цеха.

Балтийский завод

12. Транспортировка изготовленных объемных секций и крупногабаритного оборудования осуществляется при помощи двух автотрейлеров грузоподъемностью 150 тонн и 200 тонн.

Балтийский завод

13. Для формирования корпусов судов и кораблей и спуска их на воду Балтийский завод располагает двумя наклонными платформами и крытым эллингом, предназначенным для сборки судов и кораблей повышенной сложности.

Балтийский завод

14. Стапель (платформа) «А» Балтийского завода длиной 350 метров — самый большой в России. Он позволяет предприятию строить и спускать на воду суда дедвейтом до 100 000 т. В разное время с этого стапеля сходили такие заказы как крейсер «Киров», атомный ледокол «50 лет Победы», тяжелые атомные ракетные крейсеры «Адмирал Ушаков», «Адмирал Лазарев», «Адмирал Нахимов» и «Петр Великий», научно-исследовательское судно «Космонавт Юрий Гагарин», а также две кормовые части «Мистраля».

Балтийский завод

15. В настоящее время на большом стапеле «А» формируется корпус головного универсального атомного ледокола проекта 22220 мощностью 60 МВт. Атомный ледокол, названный «Арктика» станет самым большим и самым мощным в мире!

Балтийский завод

16. Заказ на строительство двух серийных атомных ледоколов проекта 22220 был получен в мае 2014 года. Исключительная энерговооруженность позволит им преодолевать льды толщиной до 3 метров. В результате Северный морской путь можно будет использовать почти круглый год. Впрочем, главная задача перспективной ледокольной флотилии — обеспечить доставку углеводородов с месторождений Ямала и Гыдана. Именно для этого корпус корабля сделали на 4 метра шире, чем в предыдущей серии.

Длина судна составляет 173 метра, ширина — 34 метра, осадка по конструктивной ватерлинии — 10,5 метра, минимальная рабочая осадка — 8,5 метра, водоизмещение — 33,5 тысяч тонн.

Балтийский завод

17. Двухосадочная конструкция судна позволяет использовать его как в арктических водах, так и в устьях полярных рек. Ледокол будет работать в западном районе Арктики: в Баренцевом, Печорском и Карском морях, а также на более мелководных участках устья Енисея и в районе Обской губы.

Балтийский завод

18. Головной атомоход должен выйти на ходовые испытания в 2017 году.

Балтийский завод

19. Стыковка секций носовой оконечности корпуса головного ледокола.

Балтийский завод


20. 26 мая на этом же стапеле в торжественной обстановке была произведена закладка первого серийного ледокола этого проекта под названием «Сибирь».

Балтийский завод

21. Нос головного атомного ледокола «Арктика».

Нос головного атомного ледокола «Арктика».

22. Кроме того, на стапелях Балтийского завода формируются и другие уникальные суда. Например, на малом стапеле «В» ведется строительство самого большого в мире дизель-электрического ледокола мощностью 25 МВт проекта 22600 «Виктор Черномырдин».

Балтийский завод

23. Металлургическое производство включает в себя: литейное, модельное, кузнечно-термическое и производство готовых гребных винтов.

Балтийский завод

24. Литейное производство изготавливает изделия судового и общего машиностроения для собственных нужд, по заказам верфей и судостроительных заводов России, СНГ, Ближнего и Дальнего зарубежья.

Балтийский завод

25. А еще в 2003 году Балтийский завод для Свято-Троицкой Сергиевой лавры изготовил колокол весом в 72 тонны — самый крупный из всех действующих колоколов, когда-либо изготовленных в России!

Балтийский завод

26. В кузнечно-термическом цехе производят поковки и штамповки, как из черных, так и из цветных металлов.

Балтийский завод

27. Балтийский завод — единственный в России производитель крупных гребных винтов из бронзы и латуни весом до 70 тонн и диаметром до 8 м.

Балтийский завод

28. На сегодня у завода есть заказы на изготовление гребных винтов для судостроительных предприятий всего Северо-Западного региона. Произведенные винты используются на крупнотоннажных танкерах, контейнеровозах и пассажирских судах, всех типах кораблей ВМФ, атомных ледоколах, быстроходных катерах, включая патрульные суда.

Балтийский завод

29. Для изготовления гребных винтов используются в основном цветные или нержавеющие сплавы.

Балтийский завод

30. Цех по изготовлению гребных валов. Они могут быть длиною до 33 метров и массой до 70 тонн. Большой вал на переднем плане — для атомного ледокола «Арктика».

Балтийский завод

31. А еще этот цех примечателен тем, что в нем установлена красивая винтовая лестница-трап, ведущая в обычную кабину крановщика. Говорят, что этот трап снят с крейсера «Рюрик» (1906 года постройки) во время распила в 1925 году.

Балтийский завод

32. Достроечная набережная Балтийского завода. Сейчас здесь производится достройка плавучего энергоблока (ПЭБ) «Академик Ломоносов». ПЭБ войдет в состав первой в мире плавучей атомной электростанции малой мощности, состоящей из гладкопалубного несамоходного судна с двумя реакторными установками.

Плавучий энергоблок

33. Плавучий энергоблок предназначен для эксплуатации в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока. «Академик Ломоносов» в будущем будет установлен в городе Певек Чукотского АО.

Плавучий энергоблок

34. Плавучая атомная станция может использоваться для получения электрической и тепловой энергии, а также для опреснения морской воды. В сутки она может выдать от 40 до 240 тысяч тонн пресной воды.

Балтийский завод

35. Станция способна вырабатывать до 60 МВт электроэнергии и до 50 Гкал/ч тепловой энергии, что достаточно для поддержания жизнедеятельности города с населением в 200 тыс. человек. Срок эксплуатации станции составит минимум 36 лет: три цикла по 12 лет, между которыми необходимо осуществлять перегрузку активных зон реакторных установок.

Балтийский завод

36. Длина судна — 144 метра, ширина — 30 метров. Водоизмещение — 21,5 тысячи тонн.

Балтийский завод

37. Плавкран «Демаг» грузоподъемностью 350 тонн с высотой подъема до 50 м. Высота самого крана — 76 метров. Этот кран изначально был заказан в 1939 году у германской фирмы «Демаг». В 1940 г. он был прибуксирован в Ленинград, но без подъемной стрелы, которая, по немецким объяснениям, «из-за сложности доставки», до войны так и не была поставлена. После войны Балтийский завод изготовил и установил стрелу своими силами.

Плавкран «Демаг»

38. Панорама завода Балтийского завода.

Балтийский завод

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This div height required for enabling the sticky sidebar
Ad Clicks : Ad Views :