Долина мертвых экскаваторов
Морозовский карьер — один из крупнейших угольных разрезов Украины. Еще не так давно здесь кипела работа. Каждый час огромные шагающие экскаваторы отгружали сотни КАМАЗов угля. Сейчас они потихоньку ржавеют и ждут, когда их пустят на металлолом. Техника советская, 70-х годов, и немецкая, еще довоенная.
Репортаж о железных монстрах в долине мертвых экскаваторов.
Фотографии Дениса Климова
Морозовский разрез — одно из немногих мест в Украине, где добывали бурый уголь. Предприятие с грехом пополам пережило 90-е и до недавнего времени работало. В 2009 компании отключили электроэнергию — за долги. Техника стала, персонал сократили, карьер быстро заполнился грунтовыми водами. Разрез ждет рекультивация — говорят, его хотят разрабатывать китайцы.
В последнее время «долина мертвых экскаваторов» очень популярна среди украинских любителей индастриала. Правда, с каждым месяцем «экспонатов» становится всё меньше, а попасть к ним всё труднее.
Карьер хорошо охраняется. Сверху — два поста. Охранники — отличные ребята, раньше работали здесь экскаваторщиками. На мой вопрос можно ли спустится вниз, испуганно отвечают: «Та ты шо, там же донецкие металл режут!». Присмотрелся — таки режут. Груженые КАМАЗы снуют туда-сюда буквально каждые пять минут. Растаскивать есть что:
Мужики свято верят, что скоро экскаваторы починят и производство возродят. Как грицца — блажен, кто верует.
По подсчетам, залежей угля здесь хватит еще лет на 20 активной добычи.
Главная достопримечательность карьера — огромнейший роторный экскаватор. Слева внизу стоит обычный — можно сравнить размеры:
Зовут монстра ЭРШР-1600. С маркировкой всё просто: экскаватор роторный шагающий-рельсовый, производительность 1600 кубометров в час. Чтобы было понятно — это около 200 КАМАЗов. Повторяю — в час!
Машина 1970 года постройки. Запчасти привозили по отдельности несколько лет и тут, на месте, рабочие собирали этого монстра. Весит махина 4 000 тонн. Это примерно как 80 железнодорожных пассажирских вагонов. В обхвате реально почти с мою хрущевку-пятиэтажку:
Двигался он со скоростью два метра в минуту. Медленно, но верно) Этот экскаватор разрабатывал карьер. Он шел по краю, срезал верхний слой, после чего драглайны (см. ниже) приступали к добыче угля, а он спускался на уровень ниже и копал там.
Огромное колесо на конце стрелы — собственно, ротор. Диаметр — 16 метров. К нему крепилось 10 ковшей. Недавно их срезали на металлолом:
Драглайн. Он же — шагающий экскаватор ЭШ-6/45. С маркировкой — опять таки ничего сложного. Буквы просто аббревиатура. Цифры означают объем ковша (в кубометрах) и длину стрелы соответственно:
Такие экскаваторы выпускали с начала 70-х до конца 80-х. Всего драглайнов этого класса НКМЗ склепал больше 300 штук. Их поставляли во все страны соцлагеря:
Лапки) Именно ими он «шагает»:
Немного деталей:
А это — его старший брат. Он в полтора раза больше. Длина стрелы — 70 метров. Для сравнения — это стандартная ширина футбольного поля:
Просто невероятные цвета. Никогда не видел такого сочетания в природе:
Воды с каждым годом всё больше. Местные говорят — глубина «высотой с три столба».
Говорят, каждый день уровень воды поднимается на 1 см. Под водой – линия электропередач, конвейер и еще много чего. Почти утонул и один из шагающих экскаваторов. На фото они кажутся маленькими. На самом деле стрела правого экскаватора 70 метров, ковш – 10 кубов. Издалека они напоминают скелеты каких-то динозавров:
Слева на холме — наш старый знакомый, по которому мы лазали:
Конвейерный мост — единственный в Украине. Трофейный. Мост привезли из Германии, после Второй мировой. Там он с 1929 года использовался на угольном разрезе в городе Брегвитц:
Еще в карьере вроде как есть два старых немецких экскаватора. Но то ли я до них не дошел, то ли их уже успели разрезать на металл.Мы с вами не в Германии живем, поэтому музей из железных монстров делать никто не будет. Так что если хотите увидеть их вживую — поспешите.
Также смотрите статьи «Механические монстры», «Механические монстры: шагающий экскаватор», «Большой взрыв в большом карьере».
Интересное место!
Первый раз о таком месте слышу, в каком городе находится??
Близлежащие города: Александрия, Знаменка, Кривой Рог
Я машинист роторного экскаватора ЭРШР-5000 40/7 (НКМЗ). Наш карьер по добыче марганцевой руды (Марганецкий ГОК) ещё работает. Был я в Орджоникидзевском ГОКе и там под нож уходит наш родственник то же ЭРШР-5000.
Картина Морозовского карьера удручает ((( жалко технику. А за каждым экскаватором стоит труд сотен людей и десятков конструкторских бюро. Глядя на снимки, ощущение жутковатое и будто всё в миг остановилось, замерло. Экскаваторы замерли на подуступах и как бы в ожидании что вот-вот придут экипажи и они снова будут нужны людям…… жалко…..
Из имеющихся данных по ЭРШР 1600:
Диаметр роторного колеса 16 метров
Количество ковшей 10
Ёмкость ковша 1,6 метров кубических
Теоретическая производительность в рыхлой массе 5000 метров кубических в час
Максимальная высота копания 40 метров
Максимальная глубина копания 7 метров
Максимальная ширина заходки 80 метров
Длина стрелы ротора (от оси ротора до опорного устройства стрелы) 63,3 метра
Эл.двигатель привода роторного колеса постоянного тока мощностью 1120 квт (вес 12,8тонн)
Масса экскаватора 4250 тонн
P.S. Не в качестве рекламы: вот ссылка в ютубе на слайдшоу и видео нашего Марганецкого карьера (ЭРШР, ЭКГ, ЭШ и др.) http://youtu.be/SYeLPVZNUTg http://youtu.be/V44DGqEK3JE
Работаю в том самом Орджоникидзевском горно-обогатительном комбинате (Днепропетровская обл. Никопольский р-н ( http://wikimapia.org/#lang=ru&lat=47.677871&lon=34.184647&z=13&m=b&tag=1530 — это наши карьеры со спутника) , который упоминает Сергей. Наш ЭРШР-5000 уже пошёл на переплавку (отчасти Сергею на запчасти) . Я с этим экскаватором проработал более 10 лет на 1-м забойном конвейере , а 2013 г. наш комплекс (р/к №10 Шевченковского карьера) закрыли и списали.. Теперь это уже часть истории нашего комбината . У меня сохранилась (и до сих пор пополняется) большая коллекция фото и видео наших карьеров . Приглашаю желающих посмотреть —
https://www.youtube.com/playlist?list=PLMaCN3d0msCqlh94iNyAqiIXzXuufZGus
https://fotki.yandex.ru/users/nortridg
Вот такой был наш роторный экскаватор (взорвали 8 июля 2014 г.) — последние кубы он давал в декабре 2012 г.
Удивляюсь как в Морозовском карьере сохранилось оборудование , как буд-то архитектурный памятник — у нас уже давно всё сдали бы на металлолом
Надо было правосекам громче кричать слава украине может помогло-бы-но что-то берёт сомнение… Думаю Украине и Грузии надо было не дёргаться и жить под крылышком России и всё работало-бы исправно…