Авианосец-музей USS Midway
Каждому хорошему городу свойственны свои ассоциации или, если хотите, стереотипы. Например, Париж все ассоциируют с Эйфелевой башней, а Торонто — с CN-Tower, у Сиэтла тоже есть башня. Без башен у нас Лос-Анджелес — со знаком Голливуд, Детройт — с заброшенными домами. В общем, вы поняли. Так вот у Сан-Диего есть как минимум две визитных карточки: это всемирно известный зоопарк и пришвартованный на городской набережной… авианосец.
Фотографии и текст Антона Белоусова
Планируя день в Сан-Диего, я рассчитывал зайти на USS Midway не более чем на пару часов и еще походить по городу, но когда мне дали карту с 11 палубами (!) быстро стало ясно что исследовать авианосец — это занятие на целый день.
Постройка «USS Midway» (C-41) началась в разгар Второй Мировой войны, в 1943 году и он был введен в строй всего через 8 дней после ее окончания.
На тот момент это был самый большой военный корабль в мире, и первый военный корабль, который не мог пройти через Панамский канал.
Даже назван Мидуэй был в честь одного из самых решающих сражений на Тихоокеанском фронте — битву за одноименный атолл, в которой, к слову, США потеряли один свой авианосец, а Япония — аж четыре. За 4 дня сражения с обеих сторон тогда погибло 3,500 человек, причем соотношение потерь было 9:1 в пользу США).
И хоть на Вторую Мировую USS Midway не поспел, тем ни менее, за 47 лет своей службы (кстати, рекорд для военного корабля) он успел поучаствовать и в войне в Корее и во Вьетнаме и даже в Ираке, пока не был списан в 1997 году.
С тех пор он стоит на приколе в центре Сан-Диего в Калифорнии, а на его борту открыт музей.
С более чем 1 млн. посетителей в год это самый посещаемый военно-морской музей в США.
В его экспозиции можно увидеть различные типы самолетов и вертолетов, используемых на “USS Midway” за почти полвека его службы.
Особенно вызывают восторг те из них, которые выстроены на лётной палубе.
USS Midway — первый авианосец с бронированной лётной палубой. Идея в том, что она, по сути, являясь крышей, должна защищать внутренности корабля от ракетных и бомбовых ударов.
Первый в истории самолет дальней радиолокационной разведки морского базирования — E-2 Hawkeye, разработанный в первой половине 1960-х.
Мой фантом стрелою белой на распластанном крыле с ревом набирает высоту…
Самолет радиоэлектронной борьбы (РЭБ) EA-6B Prowler имел экипаж из 4-х человек: один пилот и 3 электронных инженера.
Он легко узнается по асимметричной заправочной приёмной штанге, смещенной вправо от пилота для лучшего обзора.
Это был первый самолет, способный использовать противорадиолокационные ракеты AGM-88 HARM, которые сегодня активно используются в войне в Украине. Позже под них переоснастили F-4 и F-16.
AIM-9 Sidewinder — еще один музейный экспонат «современного западного вооружения» (выпускается с 1956 года на минуточку), переданного Украине. Эту ракету долго пытались приспособить под советские самолеты в рамках проекта «FrankenSAM», но в итоге переделали в тип земля-воздух.
Помимо самолетов здесь также есть несколько вертолетов.
Морской рыцарь использовался для перемещения грузов и персонала между кораблями в море.
UH-1 Huey Gunship:
Еще здесь волонтеры из числа ветеранов расскажут как пилоты ориентируются заходя на посадку и как сам авианосец разгоняется до 22 узлов в любую погоду, чтобы создать необходимый встречный поток воздуха.
Система несколько раз обновлялась в течение полувековой службы авианосца, но сама идея менялась мало — по сути, это такой оптический уровень, состоящий из двух разнесенных частей, как в оружейном прицеле. Если пилот может оптические совместить две части, то угол захода в пределах нормы.
Самой угловой лётной палубой шириной 73 метра авианосец обзавелся только после модификаций с 1957 по 1970 года — перед войной во Вьетнаме. Изначально же палуба была прямая и всего 41м в ширину.
На момент ввода в эксплуатацию на борту Мидуэя могло находиться 42 самолета. После всех модификаций его вместительность была более чем удвоена, до 100 (137 теоретический максимум с учетом всех ангаров и мест на летной палубе).
Как полагается, авианосец никогда не ходил в одиночные плавания, а, будучи флагманом, шел во главе авиа несущей группы, как минимум с несколькими кораблями снабжения и прикрытия.
За исключением огромной палубы, находясь на которой совершенно забываешь что стоишь на корабле, по своим параметрам этот авианосец середины XX века во многом похож на современный круизный лайнер:
- длина: 305м
- ширина по ватерлинии: 38м
- ширина летной палубы: 73м (до модернизации — 41м)
- водоизмещение 64 тыс. тонн
Такие же длинные коридоры.
Только узкие и не предусматривающие перевозки багажа и грузов.
Кое-где перегородки между секциями спилены, а проходы расширены — но это исключительно для удобства посетителей музея.
Парикмахерская:
Магазин:
Часовня:
Камбуз:
Каждый день здесь готовилось до 13.5 тысяч порций еды.
В трюмах хранилось продуктов на два месяца.
Буфет:
Столовая:
Отдельная кают-компания для офицерского состава:
Прачечная:
Несколько отличий, конечно есть — и не столько в отсутствии баров и ресторанов, сколько в том, что в этом плавучем городе натурально существовало общество 17-летних мальчишек со всеми вытекающими следствиями.
За правопорядком на борту с 1966 года следила Служба Расследований Флота (Naval Investigative Service).
Каюта капеллана:
Каюта капитана. Они отличаются не только лишь парой букв:
Еще больше отличий — с каютами матросов:
Комната ожидания пилотов. Из более 4,000 человек личного состава на авианосце только 3% были пилоты, остальные 97% обеспечивали условия для их работы.
Почта из дома могла идти более месяца.
Радиорубка:
На борту авианосца также обязательно имеется весьма оснащенная мастерская — с токарными станками и другими инструментами, чтобы можно было выточить почти любую деталь корабля в условиях когда невозможно доставить запасную часть.
Еще одно очевидное отличие военного корабля от круизного лайнера — это обнаженные коммуникации в коридорах.
Кто бы мог подумать, не соврали голливудские фильмы — действительно все в проводах и трубах.
На всем авианосце — около 3,000 миль медных проводов. Их можно было бы протянуть через всю Америку с запада на восток.
Впрочем, не соврали в кино и касательно вида боевого информационного поста.
Ну наверняка же видели все эти таблицы на прозрачных панелях.
Ламповые радары и панели управления.
Голливуд 0 : Реальность 2.
Вот машинное отделение безусловно отличается как небо и земля между авианосцем середины XX века и круизным лайнером начала XXI.
Разобраться со старыми медными приборами намного сложнее чем с проекцией корабля на экране современного монитора.
Так же, как у современного лайнера 4 дизельных генератора питают и электродвигатели, и все системы корабля, здесь в 12 котлах создавалось давление пара. С его помощью 4 паровых турбины суммарной мощностью 158МВт приводили в движение 4 22-тонных винта и, как я понимаю, попутно вырабатывали электричество.
Это позволяло развивать скорость до 33 узлов (60 км/ч) при снаряженном водоизмещении 60 тыс. тонн. При этом расход топлива составлял до… 1 м3 (1,000 л) на милю, или до 35 м3/ч — в 4 раза больше чем у современного лайнера! Всего на борту было 12,800м3 горючего, не считая авиационного топлива, и других ГСМ. Плюс танкер в группе для дозаправки.
Всего было две паровых катапульты и еще одна на более коротком отрезке модернизированной угловой палубы, чтобы можно было одновременно осуществлять и взлет и посадку.
Общая длина якорных цепей — более 600м, при этом каждое звено цепи весит около 60 кг, а сами якоря — по 20 тонн каждый.
Если управление боем и системами корабля происходило из, так сказать, недр авианосца, то капитанский мостик располагался, как и положено, наверху той самой надстройки над летной палубой.
Отсюда все 4 акра (1.6га) палубы — как на ладони.
Место рулевого.
В надстройке располагался также пост центра управления полётами, информация и действия которого координировались снизу.
На другом берегу залива видно еще один авианосец — это действующий атомный USS George H. W. Bush. После класса Мидуэй их все стали делать атомными и метров на 30 длиннее, но ни один из них уже не был столь же вместительным.
Вообще с палубы USS Midway открывается шикарный вид на даунтаун Сан-Дего, который в итоге я толком и не посмотрел потому что с авианосца не хотелось уходить до самого его закрытия.
В парке рядом с авианосцем установлен памятник культовой фотографии «поцелуй победы», я даже грешным делом подумал что я не знал, что поцелуй был в Сан-Диго а не в Нью-Йорке.
Но нет, все нормально, тот самый парад победы был все-таки на Таймс Сквер, просто статую поставили здесь. В конце концов, почему бы и нет?
Как раз из этого парка со статуей на набережной открывается лучший вид на авианосец.
Особенно в лучах заходящего солнца.
Также смотрите: