Международный фестиваль воздушных шаров в Шато д’Э
Международный фестиваль воздушных шаров в живописной альпийской деревушке Шато д’Э проводится уже три десятка лет. В этому году на швейцарском курорте участвовало 18 пилотов из разных стран и около 80 тепловых аэростатов самых разных размеров, расцветок и моделей. Были были и аэростаты в виде различных фигур, и традиционные воздушные шары.
Рассказывает Рустем Адагамов
Чтобы полететь на воздушном шаре, нужно сделать вот что:
- достать из большой сумки сам шар;
- прицепить к нему плетеную корзину;
- к корзине привинтить газовые горелки;
- завести большой пропеллер с моторчиком, который надует шар воздухом;
- подогреть этот воздух огнем из горелок;
- залезть в корзину и, наконец, полететь!
Всё просто, как видите.
На таких шарах, которые еще называют тепловыми аэростатами, летают тысячи людей по всему миру. Здесь всё получаешь сполна — свободный полет в небесах, живой огонь над головой, шаманские поиски воздушного течения и риск улететь туда, куда тебе совсем не нужно.
Полёты на таких шарах дело неспешное, темнеет в горах рано, поэтому летать начинают, как только рассветает. У часовой швейцарской компании Parmigiani, которая в этом году была главным спонсором фестиваля, был свой шар с очень опытным пилотом — Мишелем Пармиджиани. Он оказался большим любителем таких полетов и кружение над долиной для него было просто легкой прогулкой — здешние воздухоплаватели летают над Альпами на сотни километров. С Мишелем и его пилотом мы улетели довольно далеко, поймали ветер и летали почти два часа.
Второй раз повезло меньше — шар был другой и пилот не самый опытный — мы с ребятами грохнулись на склон часа через полтора и довольно жестко.
Обычный аэростат может взять с собой пять-семь человек, в зависимости от размера корзины и объема шара. Пассажирами на фестивале становятся сотрудники и друзья компаний-спонсоров, которые приезжают сюда. Для них же устраивают полеты на вертолетах — это тоже интересно, но очень мало — ты летаешь над снежными вершинами всего 10-12 минут.
Зрители довольствуются очень красивым зрелищем и тоже не скучают:
Зимой солнышко медленно поднимается из-за гор:
Днем раньше не летали из-за сильного ветра, и только вечером несколько экипажей решили проверить аэростаты на земле:
Наш пилот начал готовить оранжевый шар с большими часами и логотипом Parmigiani. Дело это непростое, требует сноровки и большого навыка. Всегда страшно, что такое пламя может поджечь шар:
Вокруг десятки людей занимались тем же самым — собирались улететь отсюда:
Наконец наш оранжевый красавец расправил плечи и встал в полный рост. Всё готово к полету:
Стартовая площадка быстро удаляется, шар поднимается все выше и выше:
Те аэростаты, что поднимаются, выглядят так, будто висят низко над землей. Отсюда открывается замечательный вид на горы вокруг деревушки Шато д’Э:
Задача пилота — поймать воздушный поток своим «парусом», поэтому шары то поднимаются, то опускаются — ищут ветер:
Мы поднялись на высоту около 700 метров:
Мы снизились и зависли на чьей-то фермой и полем. Хозяева вышли посмотреть:
Кто-то решил присесть на склон горы, что-то там не задалось, видимо. Вообще, мастерство пилота состоит не только в мягкой посадке, но в выборе места, чтобы до него можно было добраться наземному экипажу на машине с фургоном. И шар, и корзина вещи очень тяжелые и с места посадки их увозят только автотранспортом:
Мы долетели до конца долины, немного походили вверх-вниз в поисках ветра, а потом пилот решил приземлиться. Сели мы мягко, не перевернувшись, к нам уже ехали ребята из команды, они стали сворачивать шар. Мишель принял самое живое участие в этом процессе:
Шампанское брали с собой и после приземления принялись за него:
Сложили всё в фургон, забрались в Дефендер и отправились на точку старта. Это был не последний полет сегодня:
На старте уже вовсю светило солнце и к полетам готовились всё новые экипажи:
Вместе со «взрослыми» аэростатами к полетам готовились и владельцы шаров с дистанционным управлением:
Здесь всё настоящее, только маленькое:
А потом я полетел еще раз, с другим пилотом — молодым парнем из Женевы. Он явно был не совсем в своей тарелке, мы поднялись и долго висели на одном месте. Потом, когда он с треском приложил нас об землю, признался, что летел на этом шаре в первый раз и «чувствовал себя неуверенно». Хорошо, что я не знал этого до полета:
Муторное это дело — после посадки заталкивать шар в огромный мешок. Хорошо, что тащить его к машине почти не пришлось — под горку он спустился почти сам, без нашей помощи: