Тольятти — город несбывшейся советской мечты
Тольятти — во многих смыслах уникальный город. Для начала стоит упомянуть, что он пережил целых три рождения, прежде чем стал у всех твердо ассоциироваться с Волжским автозаводом. Город был основан в 1737 году Василием Татищевым как крепость Ставрополь для защиты русских земель от набегов кочевников. К началу XX века проживало в нем чуть более, чем шесть тысяч человек. После революции Ставрополь даже лишили статуса города и преобразовали в село.
фотографии текст Константина Антипина
Все изменилось после постановления Совета Министров СССР о строительстве гидроузла на реке Волге 1950 года. Город попадал в зону затопления Куйбышевского водохранилища. В начале лета 1951 года закипела работа по переносу Ставрополя на другое место. Все постройки разбирались до основания, чтобы в будущем не мешать проходу судов: кирпичи шли на строительство новых домов, доски — на бараки для рабочих и заключенных, прибывших на строительство ГЭС. Так за пять лет от города с двухсотлетней историей не осталось ничего, кроме воспоминаний его жителей, редких фотографий и названия.
Проект нового города, образовавшийся где-то в глубинах МВД, предусматривал наличие в нем трех центров, расположенных на значительном удалении друг от друга. Архитектор Михаил Сорокин, которому было поручено заняться приведением проекта в жизнь. План города выглядел крайне величественно, сильно напоминая Версаль. Тем не менее, уравновешивая размах плана, город застраивался домами по типовым проектам с небольшими изменениями команды Сорокина. Это позволило в сжатые сроки возвести образцовый город сталинской эпохи.
Перед тем как рассказать о третьем рождении Тольятти, следует рассказать об обстоятельствах переименования города. Генеральный секретарь Итальянской коммунистической партии Пальмиро Тольятти выступал за дружбу с Советским Союзом. В августе 1964 года Тольятти находился на отдыхе и лечении в Крыму. Там ему предложили посетить «Артек», где в это время отдыхали дети из Италии. Несмотря на плохое самочувствие, Пальмиро всё же согласился приехать в лагерь, где и умер. Через неделю «по просьбе трудящихся» город Ставрополь Куйбышевской области был переименован в Тольятти.
Третье рождение — создание Волжского автомобильного завода, а вместе с ним и нового Автозаводского района Тольятти. Строительство началось зимой 1966 года. Проектом «нового города» занялся архитектор Борис Рубаненко, мастер в деле планировки. Прежде всего он отказался опасной импровизации. Из-за хаотичности, творившейся в предыдущих планах, было сложно сформировать структуру развития рабочего города для полумиллиона жителей. На протяжении двух лет его команда, срывая сроки, изучала потенциал вверенной ей территории. Архитекторы рисковали, в Кремле стремились как можно скорее начать ударную комсомольскую стройку.
1. АвтоВАЗ с высоты. Масштабы нечеловеческие.
2. Испытательный трек. Несколько лет назад он был чуть не целиком заставлен нереализованными автомобилями.
3. Сегодня они стали умещаться на предназначенной для них стоянке.
4. После ремонта «свеча» заводоуправления полностью утратила человеческий вид
5. Разрабатывая план Автозаводского района, Борис Рубаненко опирался на зарубежный опыт. Больше всего его восхищал так же построенный с нуля Бразилиа: широкие проспекты, множество центров притяжения, рассредоточенных по всему городу… Городу не для жителя, а для жюри международных архитектурных конкурсов.
6. В наше время напротив научно-технического центра ВАЗа воздвигли часовню.
7. Единственное, что может помочь жителю в преодолении безумных расстояний — общественный транспорт. В Тольятти ходит троллейбус. Медленно. Очень.
8. Теперь о центрах притяжения.
9. Дворец культуры и техники. онцепция «форума», разработанная Борисом Рубаненко, содержала в себе кинотеатр, концертный зал, библиотеку, административный центр и торговый комплекс. Все это должно было возвышаться на сваях над транспортными путями, сверху же создавалась пешеходная зона для проведения массовых мероприятий.
10. Сегодня это ни что иное, как непопулярная двухуровневая парковка.
11. Напоминает космодром. Из всего комплекса не были реализованы ни зрелищно-концертный зал, ни высокую башню для администрации города, которая должна была стать главной доминантой всей композиции.
12. Музыкальный театр.
13.
14. Как вам?
15.
16. Через дорогу был реализован торговый центр «Русь на Волге», претерпевший реконструкцию и потерявший свой первоначальный облик.
17.
18. Остается лишь представлять, каким мог быть ансамбль, если бы не дефицит денежных средств в семидесятые годы. Спонтанно загоревшееся идеей строительства нового города руководство партии так же быстро охладело к нему.
19. Жилые дома уже были готовы. Ведь строительство по типовым проектам требует куда меньше времени и средств. Продолжением культурной зоны, тянущейся от так и не построенной набережной, стал парк Победы.
20. Вечный огонь, длинные аллеи.
21. И вот мы выходим к дворцу спорта «Волгарь».
22. Он спроектирован архитектором Юрием Карпухиным в 1968—1969 годах. До 2013 года являлся домашней ареной команды «Лада».
23.
24. Дворец делится на две части: в южной располагаются малая арена, игровые и спортивные залы, в северной — концертный зал на 5000 мест, на время хоккейных матчей трансформирующийся в хоккейную арену на 2900 зрителей.
25. Мысленно продолжая «культурную линию» дальше за стадион видим гостиницу «Вега». 40 лет ее металлический каркас стоял открытый всем ветрам из-за нехватки средств. Начала работу в 2011.
26. Внизу на закрытой территории находится монумент «Радость труда». Видим еще одну перспективу, проходящую через стадион «Торпедо».
27. Улица Свердлова. Как и все городские магистрали, поражает бесполезностью своей ширины.
28.
29. Закрытый кинотеатр «Сатурн».
30. Колесо обозрения в Детском парке.
31.
32. Шестнадцатиэтажные дома серии II-60 благодаря увеличенным нормам площади и улучшенной планировке в свое время стали революционным типом жилья. Такие есть во многих городах Поволжья, но лично у меня ассоциируются с Припятью.
33. Среди скучных типовых домов теперь уже ярким пятном выделяется 56 дом на Революционной улице.
34. Это индивидуальный проект. И самый длинный дом в городе.
35. Подъезды и лестницы расположены в отдельностоящих «колоннах», из которых по воздушным переходам люди попадают к себе на этаж.
36.
37.
38. Формы домов иногда поражают бессмысленностью, как и все в городе.
39. Спиралька.
40. Впереди — Волга.
41. Вокруг лес из деревьев и домов.
42. Медгородок на окраине района.
43. Город не может существовать без истории. Нельзя просто прийти в поле и настроить там бетонных коробок на полмиллиона жителей, нагнав их с окрестных деревень. Тем более, не обеспечив их досугом. Возможно отсюда и все проблемы нынешнего «АвтоВАЗа», что в городе выросло поколение без культуры.
Тольятти отправили в плавание с пробоиной в носу. Как-то так.
Также смотрите:
Статья лживая и глупая. Тольятти при Советах процветал, наращивал выпуск автомобилей. Поколение «пепси» проедает то, что создано советскими людьми или разрушает, как в данном случае. Производство и культурные объекты угроблены везде — итог разгула либерализма.
Вы хотите сказать, что при советах эти коробки выглядели лучше? А выпуск наращивали, потому что у народа не было выбора, кроме как жигули. Перекройте импорт нормальных автомобилей, и город снова станет процветать.
все уже упущено и разбазарено, Автоваз уже не российский автопром.
Был в Тольятти, всё так и есть
Страна решила построить мир без Бога . Все для народа , Люди уже на Tesla ездят а мы жигули пытаемся поднять.
Статья однобокая и местами необъективно-лживая. Тольятти строила вся страна, сюда съезжались не жители близлежащих деревень, а самые яркие и перспективные молодые кадры, получить направление на строящийся завод было непросто. Давалось новое жилье, в новых домах, с детскими садами, школами, поликлиниками, магазинами, Сатурн-кинотеатр, самый популярный досуг, ровно как и ДКиТ. Тольятти-город с почти миллионным населением, зеленый, молодой и красивый, с широкими проспектами, лесным массивом, построенный с учётом розы ветров (да, и об этом подумали). Медгородок, находящийся в зелёном массиве, единственный в России, и скорее всего, в мире, центр, включающий в себя все службы медицинской помощи, детские сады Автограда, это зелёная улица вдоль леса, позволяющая детям в течении дня дышать лесным воздухом. Можно перечислять бесконечно! Проблемы у города есть, как и везде. И я люблю свой город, я люблю свой Тольятти, как и многие мои земляки.
Если город не может существовать без истории, то как существует Москва, Санкт-Петербург, Ростов, Казань? Они же не всегда существовали. Чем не нравиться город то? Много деревьев рядом с домом, а они дают городу много чистого лесного воздуха. Широкие пооспекты препятствуют скоплению пробок. А чтобы добраться из одного конца города-миллионика в другой в любом случае нужен общественный транспорт, а он всегда ходит медленно. Развлечения? Какого рода? Кинотеатр, дворец спорта, музыкальный зал, библиотека, парк и площадки во дворах есть? Есть, так какие тут претензии? Я нахожу город на фотографиях приспособленным для жителей. Деревья и расстояния естественным образом подавляют шум и загазованность воздуха не такая большая.
Фото — хорошие, но ДК строился в 80е, в 1971м им и не пахло, открыли дай бог в 1987.
Спичечные коробки и дом на революционной 56 — обычная Ташкентская планировка.
Р56 — черные лестницы в колоннах, а подъезды — самые заурядные.
Улицы широкие, потому что построено только половина района и они были транспортными артериями, а так же на случай ядерной войны — «для проветривания.»