Ночь ведьм
В ночь с 30 апреля на 1 мая во многих европейских странах отмечают приход весны. В Вальпу́ргиеву ночь — Ночь ведьм — люди одеваются в костюмы волшебников и ведьм, а на кострах жгут их чучела. Обычай этот, еще языческий, прочно вошел в обиход, и каждый год вся Чехия отмечает эту дату в первую майскую ночь.
Фотографии Рустема Адагамова
Так это было и в центре Праги, где на острове Кампа, разделяющем Влтаву на два рукава, по традиции был устроен большой костёр, играли музыканты и, конечно, пили пиво.
А начался праздник с шествия «малостранских ведьм» до острова: на тележку погрузили главную ведьму и маленьких ведьмочек, взяли чучело, которое будут жечь и под барабаныдвинулись к Карлову мосту.
У многих в руках были бумажные фонарики со свечками. В других странах ходят с факелами. Было очень много детей, которые с удовольствием наряжаются в костюмы ведьм, которые по-чешски называются мягко: «чародейницами».
Malostranské čarodějnice— это вот они и есть, «малостранские ведьмы»:
В деревнях в Вальпургиеву ночь проводилась магическая церемония изгнания ведьм: разжигались костры, на которых иногда сжигали соломенное чучело ведьмы, совершали обход дома с факелами, звонили в церковные колокола и т. п. Считалось, что травы в эту ночь обретают чудесную силу.
Палачи в красном повезли закованную в цепи главную ведьму на казнь и понесли чучело на сожжение:
Русскому поверью о полете ведьм на лысую гору в конце апреля соответствует немецкое, согласно которому, в эту ночь бывают сборища ведьм, оборотней и душ усопших.
Барабанщики с чучелом пошли на Карлов мост, а тележку с ведьмочками пустили в обход, чтобы не спускаться по лестнице:
Поверье это, отражённое также Гёте в трагедии «Фауст», сложилось около конца VIII века, вероятно, таким же образом, как возникла и распространилась вера в колдуний и ведьм вообще: так как 1-е мая с особой торжественностью праздновалось язычниками, то старые женщины и вообще все те, кто не мог сразу отказаться от языческих обрядов в пользу христианства, несмотря на строгое запрещение, продолжали собираться в недоступных местах, чтобы подобающими образом, то есть песнями и плясками, встретить 1-е мая.
На этих собак происходящее не производит должного впечатления:
На острове две группы соединились и пошли к месту, где уже всё было готово к сожжению чучела «чародейницы»:
Главную ведьму высадили из тележки и палач с топором долго примерялся, как бы ловчее отрубить голову, пока злой волшебник не укрыл её своим плащом и «чародейница» улетела невредимой.
И запылало чучело на костре…Горевшее чучело ведьмы было очень похоже на прошедшую длинную и страшную зиму с её бесконечными холодами и снегом:
Потом у костра появились ребята из исторической группы фехтования, стали жарить сосиски на костре, задирать собравшихся зрителей, а потом, перессорившись друг с другом, устроили очень эффектное фехтование на саблях.
Под навесом играла фольклорная группа, из полевых кухонь разливали суп, жарили сосиски и народ стоял в очереди за пивом. Так пражане встретили весну…
Знали бы они, что на самом деле отмечают…
Сжигание ведьм — это геноцид ведуний, хранителей знаний древних цивилизаций и попытка фальсификации истории.