Як-130 в Лаосе
Такое не часто увидишь: наш российский самолёт взлетает на фоне пальм, а потом делает вираж над джунглями. Перед вами — обладатель девяти мировых рекордов в своём классе, один из самых популярных в мире учебно-боевых самолетов, машина, созданная в России — Як-130.
Фотографии и текст Марины Лысцевой
1. На протяжении двадцати лет в Лаосе не было ни одного реактивного военного самолёта. И вот теперь они прилетели! Лаос стал пятым иностранным государством, получившим Як-130 на вооружение. Ранее Яки получили Алжир, Бангладеш, Мьянма и Белоруссия.
2. Як-130 (по кодификации НАТО: Mitten — «Рукавица») — российский учебно-боевой самолёт, разработанный ОКБ им. Яковлева для замены в ВВС России учебно-тренировочных самолётов L-39. В случае ведения боевых действий самолёт способен выполнять задачи лёгкого штурмовика.
3. Як-130 — первый в мире учебный самолёт, созданные для подготовки лётчиков всех боевых самолетов, включая сверхманевренные истребители поколения «4+» «5».
4. Цифровая система управления «Яка» позволяет за счет изменения настроек имитировать и тяжелые, и легкие истребители.
5. Еще одна особенность Як-130 — исключительные летные характеристики. Штопор на нем — это не опасная ситуация, как на большинстве самолетов, а штатный учебный режим, выйти из которого может даже новичок. А если возникнет необходимость, Як-130 может решать сложные боевые задачи. Управляемые ракеты позволяют сбивать самолеты-нарушители, высокоточные бомбы с телевизионным наведением смогут уничтожить наземные цели.
6. Машины собирает корпорация «Иркут» в Иркутске. Каждый заказчик выбирает для своих самолётов особую окраску. Лаосская прекрасно скрывает самолёт на фоне джунглей.
7. По сравнению с итальянскими, британскими и корейскими аналогами этого класса, Як-130 стоит дешевле, а по ряду характеристик превосходит их.
8. Як-130 доставили в Лаос на транспортном Ил-76 в разобранном виде. Сборка «Яка» на месте не вызывает сложностей.
9. Сергей Манадышев — лётчик-испытатель Иркутского авиационного завода, где строятся «Яки». Он лично обкатывает свежесобранные машины и передаёт их лаосским лётчикам: «Машина разбиралась, отстыковывались обе плоскости, стабилизатор, киль.
Потом на месте все это собирается. Затем надо определить готовность самолета. Все ли там нормально состыковано, все ли функционирует. После этого поднимаем машину в воздух. Показываем местной стороне, что всё рабочее и боеспособное».
10. Страна миллиона слонов по имени Лаос в 2019 году провела юбилейный парад, посвящённый 70-летию со дня основания народной армии.
За несколько дней до юбилейного парада на летном поле главного аэропорта Лаоса идёт напряженная работа — на завтра назначена репетиция. И значит, завтра настанет тот самый день, когда весь мир узнает, что, во-первых, в Лаос вернулась реактивная авиация, и, во-вторых, эта авиация — русская.
В такой ситуации волнуются все: и мы, и лаосцы. Очень хочется, чтобы первый блин не оказался комом: важно не просто пролететь над парадной площадью, а пролететь красиво…
11. Пилотажная группа из трёх самолётов должна пройти над трибунами максимально ярко, но при этом безопасно.
12.
[inpage]
13.
14.
15. Обучение лаосских лётчиков организовано в России.
16. На высоту 6 километров Як-130 способен подняться за 1 минуту 42 секунды. На 9 километров — за 2, 44 В своей номинации этому самолёту нет равных в мире! Уточнение: в категории серийных самолетов массой от 6 до 9 тонн.
Олег Кононенко, старший летчик-испытатель ОКБ им. А.С. Яковлева, герой России:
«На данный момент у нас официально признано 9 рекордов на нашем самолете как на гладком крыле, так и с подвесками. Рекорды занесены официально в Книгу рекордов ФАИ».
17. Часть упомянутых рекордов Коненко поставил лично.
«Приятно то, что мы побили два рекорда, установленных в свое время самолетом U-2 по скороподъемности без нагрузки»
U-2 — не старенький кукурузник, а высотный американский самолет-разведчик. Его особенность — быстрый подъем в стратосферу, где его мог достать не всякий истребитель или зенитный ракетный комплекс. Вот только поднять на большую высоту он может лишь разведывательное оборудование. А наш Як-130 выполнял часть рекордных полетов с грузом, имитирующим штатное вооружение.
18. Олег Мутовин, летчик-испытатель ОКБ им. Яковлева:
«У самолета боевая нагрузка 3 тонны, то есть при весе пустого самолета меньше 6 тонн. Самолет спокойно перевозит 3 тонны вооружения».
19. Сейчас Як-130 — это самый популярный учебно-боевой самолёт нового поколения в мире. Уже выпущено более 150 машин. И это число постоянно растёт. Доказательством тому служит и сегодняшняя церемония передачи учебно-боевых Яков лаосской армии, которая принимает их на вооружение, и это заслуга не только самолётостроителей.
20. Сначала ему показали, на что способна новая машина. Тут вам: и бочки, и мертвые петли и боевые развороты…
21. Вместе с Яками мы поставили Лаосу и наземную технику: газозарядные станции, топливозаправщики, а также АПА — аэродромный передвижной агрегат — машину, подающую на самолёт ток.
22. По словам главкома, на четырёх Яках дело не заканчивается, и лаосцы планируют закупить целую партию таких самолетов. Сколько точно, главком не сказал — это государственная тайна, но поставки будут длиться еще долго.
23. Кстати, не только они! Вслед за Як-130 пришли и наши модернизированные танки Т-72 и боевые разведывательные машины БРДМ-2М. А в лаосских джунглях сейчас работают наши сапёры, очищая землю от последствий американских бомбардировок.
24. Поставки современной техники в Лаос доказывают, что Россия быстро восстанавливает свои позиции в странах Индокитая.
«Дым мот» — сказали бы в такой ситуации в Лаосе. Что означает: до дна! За дружбу — только до дна! Только «дым мот»!
Вот такая красота!
Также смотрите: