Будущее авиации: «Солнечный импульс»
Швейцарский летательный аппарат Solar Impulse (Солнечный Импульс) — это европейский проект по созданию самолета, использующего исключительно энергию солнца (солнечные батареи). Первый в мире пилотируемый самолет, способный летать за счёт энергии Солнца неограниченно долго, заряжая батареи днём и потребляя энергию ночью.
Недавно он завершил свое путешествие через Америку. Он начал свой путь 3 мая 2013 в Калифорнии, пересек всю территорию США с запада на восток не использовав при этом ни капли топлива, и приземлился 6 июля 2013 в Нью-Йорке.
Следующее путешествие «Солнечного импульса» состоится в 2015 году.
«Солнечный Импульс» — официальное название прототипа HB-SIA.
Разработан самолет компанией Solar_Impulse. Он имеет размах крыльев, сравнимый с Airbus A340 (63 метра), массу — 1 600 кг. Крейсерская скорость — 70км/ч. Прототип летательного аппарата, предназначенного для кругосветного перелёта и пропаганды альтернативной энергетики.
Солнечные батареи (12 000 кремниевых солнечных элементов) вырабатывают электроэнергию, которая используется для питания 4 электродвигателей и зарядки аккумуляторов. (Кликабельно, 3000х1854 px):
«Солнечный Импульс» был представлен публике 26 июня 2009 года швейцарским аэронавтом Бертраном Пикардом. Первый полёт совершил 3 декабря 2009 года. Испытания прошли на авиабазе Дюбендорф.
Свой первый 26-часовый полет прототип HB-SIA совершил 7-8 июля 2010 года. Самолет поднялся в воздух в 6:51 утра с аэродрома в Payerne, Швейцария. Он вернулся на аэродром на следующее утро в 9:00 утра по местному времени.
Максимальная высота полета составляла 8700 м, это рекорд для летательных аппаратов на солнечных батареях. Установлен также мировой рекорд продолжительности пилотируемого полета для летательных аппаратов на солнечных батареях — 26 часов.
12 000 кремниевых солнечных элементов заряжают аккумуляторные батареи в течение дня, этой энергии хватает на полёт ночью, поэтому одноместный самолет теоретически может находиться в воздухе сколь угодно долго. Кроме энергии, запасенной в аккумуляторах, самолет для выполнения полета в ночное время использует набранную в течение дня высоту.
«Солнечный импульс» в Маунтин-Вью, штат Калифорния, 19 апреля 2013. (Фото Robert Galbraith | Reuters):
«Солнечный импульс» и мост «Золотые Ворота» в Сан-Франциско, 23 апреля 2013. Также смотрите статью «Мост Золотые Ворота: 75-летний юбилей». (Фото Solar Impulse | Associated Press):
Идет подготовка самолета к первому путешествию через Америку, 26 апреля 2013. (Фото Jim Wilson | The New York Times):
Первое путешествие через Америку
«Солнечный Импульс» взлетел с аэродрома неподалёку от Сан-Франциско 3 мая 2013 в 6 часов утра по тихоокеанскому времени. (Фото Stephen Lam | Reuters):
Самолет летит из Сан-Франциско в Феникс, 3 мая 2013. (Фото Fred Merz | Solar_Impulse via Reuters):
Приземлился самолет в Фениксе в час ночи 4 мая 2013. Таким образом, этот перелёт занял примерно 18 часов, в то время как то же расстояние на машине можно было бы преодолеть за 12 часов. Но дело не в скорости.
«Солнечный Импульс» во время остановки в Фениксе. (Фото Ross D. Franklin | Associated Press):
«Мы хотим продемонстрировать, что можем находиться в воздухе столько времени, сколько хотим, используя только энергию Солнца» (пилот Бертран Пикар).
«Солнечный Импульс» продолжает перелет по Америке, 22 мая 2013. (Фото Matt York | Associated Press):
Всего промежуточных посадок на пути следования экологичного лайнера было пять, включая конечный пункт назначения — Нью-Йорк.
Над Сан-Франциско:
Над Сан-Франциско:
На самом деле, «Солнечный импульс» мог бы пересечь США вообще без посадок, но было принято решение разбить путешествие на несколько этапов, чтобы дать пилотам отдохнуть. Дело в том, что в настоящий момент самолет не оборудован автопилотом.
В Далласе перед началом 3-го этапа полета над Америкой, 3 июля 2013. (Фото Jean Revillard | Solar_Impulse via Reuters):
Взлет и направление в конечную точку путешествия над Америкой — Нью-Йорк, 6 июля 2013. (Фото Neils Ackerman | Solar Impulse via EPA):
Путешествие «Солнечного Импульса» над Америкой закончилась 6 июля 2013 в Нью-Йорке. Этот четырехмоторный самолет не использовал ни капли горючего и летел только на солнечной энергии.
Прибытие «Солнечного импульса» в Международный аэропорт Нью-Йорка, 6 июля 2013. (Фото Neils Ackerman | Solar Impulse via EPA):
Можно сказать, что это была «разминка» перед большим кругосветным перелетом на солнечной энергии, который должен состояться в 2015 году.
Внешне «Солнечный импульс» выглядит как громадная узкая рама, поэтому трудно представить себе подобный летательный аппарат для перевозки нескольких сотен человек.
Это была своеобразная демонстрация возможностей современной техники. До недавнего времени невозможно было построить, во-первых, такой легкий аппарат, а во-вторых, солнечные элементы не были столь совершенны, чтобы обеспечить электроэнергией моторы, способные поднять в воздух пилотируемый аппарат с человеком на борту.
Необходимо еще упомянуть, что Бертран Пикар (Bertrand Piccard) — это человек, который в 1999 году совершил беспосадочный перелет на воздушном шаре вокруг Земли. Его отец, Жак Пикар, погружался на батискафе в Марианскую впадину в 1960-м году, а сконструировал батискаф — инженер и ученый Огюст Пикар, дед нынешнего воздухоплавателя и отец воздухо-и море-плавателя Жака. Огюст Пикар, среди прочего, построил также первый в мире стратостат, и поднялся на нем в 1931 году в стратосферу, на высоту около 15 километров. То есть, это семейная династия воздухоплавателей, изобретателей, исследователей и «приключенцев».
Пилот Бертран Пикар. Маунтин-Вью, Калифорния, 3 мая 2013. (Фото Beck Diefenbach | Getty Images):
Летать без заправки топливом сколь угодно долго способны только солнечные самолеты. Наверняка этим опытом заинтересуются военные. Очевидно, развитие этой области воздухоплавания — дело будущего. Возможно, это будущее авиации.
Побольше бы таких Пикаров на Земле!
Классная разработка!
Это первые шаги авиации будущего. Это точно. И какова будет судьба этой разработки, если КПД фотоэлементов достигнет хотя бы 85-90%.
Уже достигла, Владимир. Трудами Жореса Алфёрова создана так называемая гетеро-структура из полу-проводников(многослойный сендвич). КПД на сегодня 40%+, но академик твёрдо говорит о разработках до 80%. Если потратят столько же усилий, сколько потратили на кремниевые батареи — это вполне реально. Дайте время…