Что будет, если отменить гравитацию?
Мы живем в мире условностей, больших скоростей и серой обыденности. Может и гравитация — просто привычка?! Мы привыкли к миру 3D, спецэффектам и компьютерной графике. Нас так сложно удивить каким-то видеорядом, но то, что вы увидите сегодня, однозначно заставит вас, как минимум, перекувырнуться (только осторожно!) и затем задать закономерный вопрос: «КАК ТАКОЕ МОЖНО СНЯТЬ В РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ?!»
Знаете ли вы, что в мире есть всего 5 мест, где эффект невесомости можно достичь на борту специального самолета?! Я побывал на съемках первого в мире видеоклипа снятого в условиях настоящей (!) невесомости, не под водой, не в аэродинамической трубе… И даже не на борту МКС!
Фотографии и текст Александра Чебана
OK GO
1. Знакомьтесь, рокеры-альтернативщики из США, группа OK GO. Тим, Дэмиен, Дэн, Энди Росс приехали в Россию осенью прошлого года, чтобы реализовать свою самую безумную мечту — снять видеоклип в невесомости. В 2006м они получили Грэмми за лучшее видео на песню «Here It Goes Again», а в 2007м взяли YouTube Video Awards за самое креативное видео. Пришло время качнуть ютуб еще разок!
ИДЕЯ
OK GO делает самые безумные, самые продуманные и детализированные клипы. Взорвав YouTube на заре его популярности, ребята составили список идей, которые они хотят воплотить в видеоряде к своим песням. Невесомость попала в самый конец списка, как потенциально нереализуемая идея. Если бы не одна случайная встреча и удачное стечение обстоятельств…
Вы знаете, в мире совсем немного компаний, которые поддерживают самые безумные идеи… Первый бренд, который ассоциируется с безумствами — это RedBull, ну а тот, который может объединить безумную идею с невероятным креативом — это S7! Отличная музыка OK GO и желание превзойти себя у S7 — эти два факта стали драйверами невероятного проекта — первого в мире профессионального видеоклипа в условиях настоящей невесомости!
МЕСТО
В мире всего пять мест, где происходит подготовка космонавтов к невесомости в реальных условиях. Технология везде схожа — самолет набирает высоту 10тыс метров, затем резко снижается до 4-5тыс метров и снова набирает высоту. Полет длится 1,5-2 часа и имеет 10-15 режимов невесомости. В России такие полеты выполняет Ил-76 МДК на аэродроме «Чкаловский» в Звездном Городке.
У самолёта усилено крыло и фюзеляж, установлены специальные аккумуляторы в топливной и гидравлической системах для обеспечения бесперебойной работы этих систем в условиях невесомости. Стены и потолок грузовой кабины отделаны мягким материалом, на полу закреплены спортивные маты. Первый полёт Ил-76МДК состоялся в 1988 году. Создано три таких самолёта, все они базируются на подмосковном аэродроме «Чкаловский».
Кроме России, такие полеты совершаются и в других странах. Для этих целей в США используются Douglas C-9 и Boeing 727-200, а во Франции Airbus A300. Канада для своих экспериментов с невесомостью применяют менее крупные — Falcon 20 и T-39 Sabreliner соответственно.
Невесомость — это туристический бизнес в том числе, кроме основной задачи — подготовки космонавтов. Частные компании заманивают клиентов «комплексными предложениями», так, расположенная во Флориде Aurora Aerospace предлагает в рамках одного полета на Rockwell Commander 700, кроме полной невесомости, испытать «гравитацию Марса (1/3 земной) и Луны (1/6 земной)».
3.
4.
Летающая лаборатория центра подготовки космонавтов обеспечивают возможность достижения кратковременной невесомости. При полетах по кривой Кеплера, во время перехода из горизонтального полета на восходящий участок кривой и движении самолета через ее вершину создается режим кратковременной невесомости продолжительностью до 25 секунд.
Что такое парабола Кеплера?
5. Так называется траектория полета, которая позволяет самолету попасть в состояние невесомости. Ил-76 МДК взлетает в обычном режиме и поднимается на 6 тыс. м, после чего под углом в 45º с максимальным ускорением за 15 секунд набирает высоту 9 тыс. м. В это время находящиеся на борту ощущают перегрузку в 2g, которая сменяется невесомостью, когда самолет с отметки 9 тыс. м практически без тяги двигателей летит по баллистической траектории (плавной дуге). Продолжается это состояние от 22 до 28 секунд (участок красного цвета), после чего двигатели снова включают и переводят Ил-76 в обычный горизонтальный полет на отметке 6 тыс. м. Командир и второй пилот по очереди выполняют «горки», как еще называют параболы Кеплера, — удерживать штурвал в этом режиме, не допуская даже малейших отклонений, физически очень тяжело.
СЪЕМКА
Звездный Городок, аэродром «Чкаловский»… холодное, но солнечное осеннее утро.
Подъем в 6.30
Завтрак в 7.30
Первый полет в 10.00
Второй полет в 13.00
Все просто?! Отнюдь… Но это лишь результат тщательной подготовки, режиссуры, кастинга воздушных гимнасток, подбора реквизита… А затем медосмотр, тренинг и первые полеты, в течении которых практически всех элементарно тошнит… Зато потом наступает кайф от процесса!
ПРОЦЕСС
6. Итак, у ребят из OK GO есть 20 полетов, в течении которых можно снять 10-15 фрагментов по 20-25 секунд и огромный запас разноцветных чемоданов идей…
В прямом смысле этого слова!
7.
8. Внутри салона Ил-76МДК установлены декорации салона самолета. Такой своеобразный салон S7, но только в авиакомпании нет бортов с компоновкой кресел 2-2. Обратите внимание в левую часть кадра — имитация естественного освещений из вне:
9.
10.
11. В центре основная камера. Она может двигаться только вперед-назад, при этом все каркасные элементы защищены поролоновыми прокладками, потому что во время полета здесь все летает!
12.
13.
14.
15.
16. Ребята поднялись на борт за 30-40 минут до вылета, это первый вылет на сегодня, в салоне пока очень холодно. Времени на дополнительные дубли нет, все должно быть очень четко и слаженно.
17.
18. В хвостовой части салона находится служебный отсек, из которого вылетает реквизит и залетают участники:
19.
20. В мобильной гримерке готовятся к полету стюардессы S7, в роли которых воздушные гимнастки Анастасия Бурдина и Татьяна Мясникова. В кастинге принимали участие и танцоры, и синхронистки и даже акробаты, но идеально подошли воздушные гимнастки.
21.
22.
23. 10 минут до вылета. Все участники надевают парашюты и подписывают необходимые бумаги.
24.
25. Фронт-мэн, гитарист и вокалист OK GO: Демиен Кулаш:
— Всех тошнит… это самое неприятное… Ты пытаешься перебороть себя, но ничего не выходит. Первые 3-4 полета были самыми сложными, а потом мы втянулись.
— Нет, регулярными рейсами S7 я не летал. Пока не летал. У нас был перелет через Европу из США, но я планирую приехать в Россию позже и тогда мы точно полетим на зеленом самолете!
— Когда мы снимаем видео, мы придумываем идеи, играем с ними, экспериментируем. Делаем все вживую, еще до всяких сценариев и репетиций. Здесь это невозможно. У нас есть всего 25 секунд и у нас есть всего 2-3 дубля, поэтому все зависит от успешного предварительного планирования.
— Очень сложно быть пластичным и танцевать в невесомости… не думал, что так будет. А все остальное просто великолепно! Невесомость — она просто уносит! Уносит мысли, тело, оставляет только душу!
26.
Полетели!
27.
28.
Результат
29.
30.
21.
32.
33.
Впечатляет?! Тогда смотрите видеоклип! Уже более 41 млн просмотров:
Также смотрите «Самые большие самолеты в мире» и «Упавшие самолеты: падение со счастливым концом».