Как снимают из космоса
Одержимость. Именно это слово полностью характеризует астронавта НАСА Дональда Петтита. Причем в равной мере, за что бы он ни брался. А еще готовность помочь, подсказать, поделиться своим опытом. И немалым. За его спиной три полёта на Международную космическую станцию, и с каждого из них он привёз огромное количество фотографий.
Меня очень интересует опыт его работы во время космической экспедиции МКС-30/31, когда он использовал фотокамеру, работающую в инфракрасном диапазоне. И в каждую из тренировочных сессий в Хьюстоне я встречаюсь с ним. А он рассказывает, подсказывает, советует…Во время январской сессии Дон и передал мне эти фотографии.
Рассказывает российский космонавт, Герой Российской Федерации Федор Юрчихин.
Источник: yurchikhin
Поговорим об инфракрасной камерой — основной теме наших занятий с Доном. На борту только один экземпляр, на американском сегменте. Сделан на базе «Nikon D3s». Имеются специальные фильтры. Информация с этой камеры очень важна для специалистов. А особенно, если есть параллельный снимок, с обычной.
09 июня 2012. На верхнем снимке — любимое место Дона — «Cupola». А таким образом он готовится к предстоящей работе и ещё успевает снять и себя. Из «Cupola» очень интересный обзор. Ещё бы — семь иллюминаторов. Впечатление такое, что высунулся по пояс в открытый космос. И очень много снимков как из него, так и самого модуля.
26 февраля 2012. Снимок с инфракрасной камеры. Объектив 180 мм. Забыл спросить у Дона название острова. Думаю, это остров Фогу, Кабо-Верде (Острова Зелёного мыса):
Тот же остров через 6 секунд. И объектив 180 мм. А камера другая — Nikon D2Хs. С точки зрения работы, должно быть всё просто, повесил рядом еще одну, обычную, и меняй их время от времени. Но ведь свободную камеру необходимо прикрепить, чтобы невзначай не улетела. А это время:
12 мая 2012. «Cupola». Места для работы и аппаратуры хватит всем:
18 сентября 2010. Ребята экипажа «Союз ТМА-18» буквально за неделю до своего возвращения на Землю. Снаружи «Cupola» похожа на башню боевой машины. А крышки иллюминаторов — броня от метеоритов:
А это и есть техника Дона. Обе камеры скреплены (инфракрасная сверху, надпись Nikon выделена красным), знай себе, вращай да щёлкай. В невесомости это проще пареной репы.
Безусловно, для Дона наука, прежде всего. Но он к тому же натура творческая. Взглянем на несколько снимков из серии, названной Доном – «Звёздные треки». Эта серия уже была у нас на сайте:
Дон охотно делится своими секретами. Современный цифровой фотоаппарат делает качественный снимок при длительной экспозиции не более 30 секунд. На ночной стороне орбиты, в самой её середине, Дон и делал несколько десятков кадров одного и того же сюжета. А окончательный снимок, уже в графическом редакторе, был «собран» из 12-20 фотографий. Порой из большего количества. Взглянем на ещё одну работу Дона.
23.04.2012. Полярные сияния. На этом снимке очень хорошо видны и зелёные и красные тона. Дон использовал автоматизированную коррекцию экспозиции, брекетинг. Делал серию снимков и затем их опять «собирали».
Космическая фотография — наука или творчество, творчество или наука? Мне кажется, работы Дональда Петтита дают ответ на этот вопрос — гармония науки и творчества.
Справка. Что касается фотоаппаратуры, работающей в инфракрасном диапазоне, вспомним хотя бы стационарные камеры МКФ-6, 6М, 6МА для многозональной космической фотосъёмки, разработанные совместно специалистами ГДР и СССР и изготовленные на предприятии «Карл Цейс Йена». Съёмка одновременно проводилась в 4 зонах видимой части света и двух ближних инфракрасных. Данная камера и её модификации использовались на «Союзе-22», станциях «Салют-6», «Салют-7», «Мир».
С уважением, Ф. Юрчихин