Заброшенные заводы Бельгии. Часть 2
Прогулка по заброшенным заводам Бельгии продолжается.
В середине XX века Бельгия была центром автомобильной промышленности и металлургии. Основные центры которого располагались в городах с красивыми названиями Шарлеруа и Льеж. Но все это застыло в прошлом.
Когда мировые цены на сталь упали, то все эти заводы оказались нерентабельными. Вдобавок, человечество начало всерьез задумываться о пагубном влиянии тяжелой промышленности на экологию — все это не могло не сказаться на будущем этой отрасли. Множество металлургических заводов в Англии, Франции, Германии были закрыты и перенесены в страны Африки и Азии (в регионы с меньшей плотностью населения), а на их местах либо делали арт пространство (см. Ferropolis), торговые центры или студенческие городки.
Но только не в Бельгии! Правительство до последнего сопротивлялись неизбежным и суровым реалиям наступающей эпохи и продолжали производить металлопрокат, стальные катушки, трубы и многое другое. В начале 80-х годов производство уже не приносило заводам никакой прибыли. Работников заводов увольняли, и они в поисках лучшей жизни переезжали в другие города.
Фотографии и текст mister-marat
Со временем промышленные здравницы обнищали, развилась преступность. Люди массово начали покидать города. Проще было закрывать предприятия, чем поддерживать их жизнь. Город захлестнули мигранты, воры, наркоманы, пьяницы и прочие богемные личности. Казалось, что сами полицейские не особо рвались патрулировать эти кварталы.
Из всех заводов только малая их часть, принадлежащая компания Industeel Arcelormittal, продолжает функционировать. Всё остальное давно брошено и в большинстве случаев доступна для изучения, если найти лазы на территорию и кое-где избежать патрулей и камер.
Rust garden
Огромный заброшенный коксохимический завод с романтическим названием «Ржавый сад» оказался одним из самых интересных мест для изучения в Бельгии. Именно здесь отчетливо видно влияние природы на творения человека, поскольку именно этот завод был заброшен раньше всех.
В многочисленных цехах сквозь дыры в бетоне прорастают растения и кустарники, образуя своеобразные джунгли. Ощущаешь себя в какой-то компьютерной игре, посвященной постапокалипсису.
Примечательно, что завод по всему периметру перекрывает 4-метровый забор, и существует только один способ попасть внутрь — через дыру, ведущую на конвейерную ленту. Не разорвать одежду, не испачкаться и не удариться головой о торчащую с потолка железку — то ещё испытание.
На изучение территории и целого дня будет мало, мы прошлись только по основным точкам. Встретили несколько городских исследователей с мотками медной проволоки — здесь есть, чем поживиться.
Разумеется, такую красоту очень хочется посмотреть со «смотровой точки». В эту деревянную башенку сейчас и направимся 🙂
Передвигаться внутри цехов очень некомфортно. Каждый шаг поднимает в воздух угольную пыль и к концу дня мы были похожи на трубочистов. Более того, мрак был такой непроглядный, что свет от фонарика буквально тонул в бездне. Иногда в последний момент удавалось замечать дыру в лестничном пролете и лавировать между торчащими арматуринами. Но так или иначе, мы оказались наверху, и нам открылся отличный обзор на соседний завод, куда направимся позже.
Можно было внимательнее осмотреть и прилегающую территорию- виден газгольдер, трубопровод и совсем обветшалые цеха. Именно там находится самое известное место на всем заводе — «Ржавый сад».
Но перед этим заберемся на газгольдер.
Каждая ступенька провожает меня глухим скрипом, вот вот норовя оторваться. С детства люблю газгольдеры, есть в них что-то восхитительное.
«Ржавый лес» стал локацией, на которой я залип на целый час. В этой маленькой комнате с компрессорами было то, что ищет любой городской исследователь — борьбу природы с человечеством. Сквозь ржавые механизмы прорастает кустарник, и видно, как природа активно и усердно берёт своё.
Приходилось быть начеку: под многими железными и насквозь проржавевшими листами скрывались дырами, которые могли за секунду телепортировать меня с 3-го этажа на первый.
Несмотря на то, что территорию расчищают, кое-где осталась медная проволока. Не секрет, что очень многие исследователи забирают с заброшенных мест «артефакты» и продают их на черном рынке, нарушая основное правила урбан эксплорейшна.
Потрясающая геометрия труб.
Всё основательно проржавело. Настоящий восторг и находка для фотографа-заброшечника.
Время поджимало, а до конца дня нужно было побывать в ещё 2 местах. Я сделал заключительный кадр с твердой уверенностью в том, что вернусь сюда еще раз.
Wet dog
[inpage]
Самая экстремальная и труднодоступная точка из всех посещенных заводов. Всё дело в том, что данное место находится на территории действующего завода, и он окружен забором с колючей проволокой и камерами наблюдения. С завидной периодичностью охрана проводит объезд здания. Помимо этого, сама территория завода огорожена типичным бетонным 4-метровым забором с колючей проволокой наверху. Расстояние от первого бетонного забор до второго около 70 метров.
Нужно было:
-Каким-то образом перелезть 4 метровый забор в слепой зоне
-Очень быстро перебежать основную дорогу до забора
-Так же быстро перелезть забор с колючей проволокой
-Скрыться в глубине локации
Других вариантов попасть внутрь попросту не было. Кое как, находя крошечные дырки в заборе и полностью распределяя нагрузку на руки, чтобы сделать выход силой (за спиной был еще и неудобный рюкзак со штативом), мы с горем пополам перелезли забор и, вися на руках, спрыгнули в крапиву. Я, еще час назад пребывая в полусонном состоянии, проснулся мгновенно. А путь до второго забора вообще пробежал секунд за 10. Решив, что напороться на колючку — гиблое дело, мы приподняли забор и пролезли над ним. Всё это время мы фиксировались на камеры, и понимали, что у нас есть минут 30, не больше, прежде чем начнутся большие проблемы. Цех встретил вот такой установкой:
Теперь о месте. Предполагаемая этимология названия Wet Dog: работающие механизмы иногда дают вибрацию, волны которой ходят, как отряхивающаяся мокрая собака: от головы к хвосту. Со временем такая вибрация начинает разрушать и рабочую часть, и станины.
На металлургическом заводе Cockerill Sambre в Шарлеруа было построено несколько электростанций. Wet dog стал самой ранней установкой на сталелитейном заводе, с двумя турбогенераторами и соответствующей парой вращающихся преобразователей. А вот и они, кстати:
Турбинные генераторы производили электричество переменного тока, однако в начале 1900-х годов большая часть оборудования в то время требовала постоянного тока для работы. В частности, сталелитейным заводам требовались большие объемы постоянного тока для их приводных двигателей главного валка, поэтому использовались вращающиеся преобразователи, такие как на этой электростанции. Ротационные преобразователи были выведены из эксплуатации примерно в 1930 году из-за появления ртутных дуговых выпрямителей. Это означает, что, судя по дизайну, машины были установлены между 1904-1930 годами.
Подумать только, этому месту более 100 лет! Настоящий экскурс в историю. Осмотрим машинный зал:
Из многих бывших электростанций делают музеи, но в Бельгии это никому не нужно.
Раритет! Порой больно смотреть на подобное:
Оставалось совсем немного времени, чтобы сворачиваться, но от мысли, что придется возвращаться тем же путем, оптимизма не прибавлялось. Но выбора не оставалось. По причине труднодоступности места очень многие исследователи обходят электростанцию стороной — здесь очень важна хорошая физическая форма.
Прощальный взгляд на железного гиганта — и в путь. Забегая вперед, я нигде не получал столько царапин и ссадин, сколько получил их во время изучения заводов в Бельгии. неоднозначный, но неизбежный опыт. Кое как перебравшись через забор, мы долго шли к парковочному месту. Очень часто план-перехват объявляют именно там — других путей тут нет, с одной стороны тупик, с другой-река. К счастью, мы настолько быстро перебежали дорогу и перебрались через забор, что никто нас не заметил. Идём дальше.
IM Plant
Любят же в Бельгии всё усложнять! Вот и на этот раз пробираться на территорию пришлось по внешней стороне конвейера на высоте 10 метров через реку. К счастью, здесь было всё не так сложно, как на Wet dog, но под конец дня руки окончательно забились, и даже штатив казался чугунной гантелей.
Итак, Im — это большая заброшенная электростанция. Построенная в 1921 году на окраине Шарлеруа, она стала одной из крупнейших угольных электростанций в Бельгии.
Она стала не только основным источником электроэнергии в этом районе, но также и основным источником выбросов углекислого газа в Бельгии, даже после конверсии газа в 1970-х годах 10% выбросов поступало с этого завода.
Из-за высокого уровня углекислого газа завод был бойкотирован Гринпис и в конце концов закрыт в 2007 году.
За территорией электростанции рыбаки спокойно удят рыбу, а совсем недалеко находится другой мир.. Шарлеруа и Льеж стали для меня бельгийским «Чернобылем».
Дело близилось к закату, и меньшее, чего я хотел, было оказаться внутри заброшенного завода с одним фонариком в руках. Приходилось спешить.
Одна из турбин в машинном зале:
Второе чудо инженерной мысли:
Это место также напрашивается на то, чтобы стать музеем. Но, учитывая темпы разграбления, уже в ближайшие пару лет от механизмов ничего не останется.
Последний кадр — и спешим обратно к машине.
В заключительной части покажу еще пару крутых мест. Забегая вперед, фотография одного завода, которую я увидел в 2013 году, смотивировала меня на изучение заброшенных мест в Европе. И спустя 5 лет я наконец там оказался, и это превзошло все мои ожидания. О том, какой это крутой объект, и об остальных, не менее интересных местах, будет в следующем посте.
Также смотрите:
Это уже истори и её делают люди-они и сейчас что-то делают…