Дом для Сатаны и командный пункт
Когда-то здесь, в шахтной пусковой установке жила грозная межконтинентальная баллистическая ракета Р-36М УТТХ, именуемая Сатаной. Но сегодня ракеты внутри нет, остался лишь её домик.
О доме для Сатаны и других секретных подземных сооружениях и пойдёт сегодняшний рассказ.
Фотографии и текст Ralph Mirebs
1. Мы сразу увидели башенку караульного помещения в километре от нас. Шли по зарослям дикого гороха и конопляным полям. Не склонен считать, что её выращивают специально местные — слишком уж большие и хаотичные посадки. Но в том, что осенью урожая хватит на все окрестные деревеньки — уверен. Отдельные растения вымахали куда выше моего роста.
2. Сама ракетная шахта была законсервирована после оставления военными. Бетонная плита на крышку, слой почвы на плиту, цветочки и трава из почвы – если бы не наземные строения, найти её было бы весьма сложно. Однако коллегами-первопроходцами был вырыт узкий лаз под плитой, ведущий в помещения шахтного оголовка. Снимаем рюкзаки, выдыхаем и ногами вперед ныряем в дышащую прохладой черноту залаза.
Настала пора выяснить насколько глубока кроличья нора.
3. Протиснувшись, оказываюсь в низеньком помещении со стальными стенками. Из помещения можно ползти в разные стороны — выбираю свободный лаз. Немного вперёд, а затем поворот на прямой угол в круглое отверстие. Там еще поворот — и вот я за стальной стенкой. Отсюда дорога лежит вниз, сквозь гермолюк. Помещение под ним достаточно высокое — можно встать во весь рост, а оттуда спуститься ещё ниже на самый край шахты.
4. От 40-метровой глубины меня отделяет лишь небольшие перила справа и слева. По центру разверзлась ледяная тьма пустоты. Впрочем, мощный луч фонаря на время изгоняет тьму, заполняя пустоту тёплым домашним светом. Вниз, на самое дно шахтного стакана, идет несколько открытых лесенок, но спускаться по ним я не решаюсь. Вот если бы пришлось по ним подниматься — не вопрос, но от спуска меня что-то удерживает. Возможно, забытые наверху перчатки.
5. Вид вверх.
7. После этого начался обратный путь. Поужинав, мы начинаем готовиться ко второй цели нашей поездки — посещению Укреплённого Командного Пункта, управлявшего этой (и пятью другими) ракетными шахтами.
Сам УПК находится не рядом — пешком не дойти, причём подъезды к нему не для нашего городского минивена. А вот джип бы проехал. Посовещавшись, решаем, что нас вдвоем отвезут на джипе. Там мы пойдем осматривать УКП, а водитель останется спать в машине до утра.
Так мы и сделали. Приехали в укромное место и , попрощались с водителем, исчезли в ночной мгле. Вообще, УКП находится на консервации и охраняется от расхитителей черного металла по заказу Министерства Обороны дежурной сменой охраны, дислоцирующейся на территории. Но если вести себя тихо, то посмотреть вполне можно.
Оставив позади подступы, целёхонький забор без дыр и охотящиеся на ноги малозаметные траншеи, мы углубились на территорию. Где-то тут должен был располагаться спуск в подземелье, которое вело к входу в УКП. Спуск оказался населён десятком ночующих птиц, размерами от голубя до воробья.
Конструктивно, УКП — это такая же шахтно пусковая установка, которую мы видели, но внутри находится не ракета, а двенадцати уровневый цилиндр-контейнер. Цилиндр подвешен на амортизаторах, что позволяет ему гасить сейсмические колебания от возможных атомных взрывов и, тем самым, сохранять работоспособность аппаратуры.
8. В Укреплённом Командном Пункте достаточно тесно, как внутри контейнера, так и в пространстве между ним и стенками шахты. Обычным способом перемещения между уровнями был лифт, но ныне он стоит обездвиженный. Приходится лазать по боковым лесенкам. Красные — пожарные проходят по всей глубине шахты. Желтые соединяют различные технологические ярусы.
9. Сказать, что фотографировать в таких стеснённых условиях неудобно — не сказать ничего. И дело даже не том, что приходится всячески наклонять штатив. Основная проблема психологическая и лежит в разнице угла обзора глаза и объектива. Глаз захватывает картинку целиком, когда как фотоаппарат лишь часть. Отсюда страдает информационное наполнение кадра.
10. Путешествие между уровнями цилиндра — тоже задача не из простых. В нормальном состоянии, между этажами шли лесенки. Сейчас их кто-то срезал, поэтому и приходилось цепляться руками на края, упираться ногами в пустые аппаратные стойки, чирбы перелезть наверх. Острые края люков, разлитый скользкий мазут и вероятность сорваться вниз на пару уровней придавали занятию пикантную остроту ощущений.
11.
12. Этот УКП был в весьма хорошем состоянии. Да, из него изъяли всю электронную аппаратуру, срезали крышки люков, внутренние лесенки и куда-то умыкнули модные кресла. Но, при этом, сохранили всё остальное, включая посеребрённые провода соединений и позолоченные разъемы.
13.
14.
15.
16. На самом нижнем, 12-ом ярусе сохранился толчок и кровати. Здесь же покоится и остановленный лифт.
17.
18.
19. Спускаюсь на самое донце ракетной шахты. Под висящей капсулой навалено немного железяк, но вид открывается достаточно масштабный.
Вылезаем на поверхность из этого секретного места уже засветло. Трава мокрая от росы. Отступаем тем же путем — траншея, забор, трава, машина…
Также смотрите о секретной «Спальне бога».
Просто поражает воображение!
Да, такое потеряли. По всей стране такого очень много, есть и в других государствах