Рождение фронтового бомбардировщика Су-34
Обводы бомбардировщика напоминают огромного ската, который затаился на глубине…
Фотографии и текст Дементиевского Ивана
1. Не так давно мне удалось побывать на Новосибирском авиазаводе им. Чкалова (НАЗ) — филиале ОАО «Компания «Сухой» где производят легендарные Су — 34. 20 марта 2014 года Су-34 стал первым боевым самолётом официально принятым на вооружение в постсоветской России.
Натовцы называют этот бомбардировщик Fullback («Защитник»), наши же пилоты, ласково зовут его «Утёнком» и наверняка этому есть объяснение. Но когда этот «утёнок» выдвигаясь на взлётную полосу, проезжал в 7-10 метрах от меня, я ощущал один восторг от красоты и мощи этой стальной птицы!
Что же мне напоминает этот движок (а это движок от «сушки»)? Вспомнил, что похожие агрегаты стояли на первом летательном аппарате юного Скай Уокера из звёздных войн, когда он соревновался на своём первом летательном аппарате!
2. Я не первый раз на подобных объектах, поэтому неудивительна привычная беседа на пропускном пункте, опись вносимого оборудования и короткий инструктаж. Потом начинаем работать.
Только вдумайтесь: Су-34 содержит 57 тысяч деталей, собрать которые необходимо в правильном порядке. Часть агрегатов, например движок, собирают не тут, а на других заводах, там же он проходит испытания, и перевозится в сборочный цех, где его монтируют в корпус самолёта.
3. Мы находимся в одном из многих агрегатно-сборочных цехов. Самый кропотливый и утомительный процесс на этапе сборки фюзеляжа — сверление отверстий. Раньше все отверстия сверлили прямо на стапеле ручной дрелью. Теперь автоматика предварительно сверлит малые отверстия на станке, а затем на стапеле высверливают нужный диаметр.
4.
5. Здесь собирают воздухозаборники, и на стапелях производят стыковку трёх фрагментов будущей машины: головной части, воздухозаборника и хвостовой части. На этом этапе занято 15 человек.
6.
7.
8. Третий этап сборочном цехе самый интересный — проверка машины на герметичность. Впервые я услышал такое слово — дождевание, а бригаду, которая выполняет эту процедуру, называют дождевальщиками. Выглядит это на самом деле просто: машину загоняют в громадный бокс и поливают. Конструкция машины сложная, и не во все места человек может добраться. Чтобы исключить ошибки и неисправности, придумали такую «фишку»: подкладывают специальную бумагу, там где это необходимо, потом залючивают всю машину и поливают. После завершения полива смотрят, если бумага намокла, то определяют процент попадания воды и устраняют каналы по которым попала влага.
9. Мы приехали чуть раньше, машина ещё не готова к поливным испытаниям, но тут уж как говориться, как выписали пропуск.
10. «Желающие посмотреть на сборочный цех сверху есть?» С такими словами к нам подошёл один из сотрудников цеха. Вместе с корреспондентом из военной газеты я лезу на специальную платформу где нас ждала Оксана — оператор крана. С помощью этого крана транспортируют различные тяжёлые фрагменты корпуса самолёта. Ну а мы просто прокатились вдоль всего цеха.
11. Подготовка корпуса сушки для испытания на герметичность.
12. В цеху одновременно работают над несколькими машинами. Кстати, в самом конце цеха, за забором, находится производство Суперджетов.
13.
14.
15. Сборочных цех, где работают с крыльями. Тут же дорабатывается топливная система.
16. Приёмочная комиссия.
17. Фрагмент топливного бака. Раньше я думал, что в машине просто стоят обычные баки, ну может быть какой-то особой формы, обусловленной конструкторскими нюансами. Но нет, всё гораздо сложнее! Была создана уникальная система подкачки и перекачки топлива, которая гарантирует и отвечает за равномерный баланс топлива во всей системе, и, самое главное, она делает это во всех режимах полёта СУ-34.
18. Чувство юмора, даже на таком серьёзном производстве должно присутствовать )
19. Транспортировка фрагмента крыла.
20.
21.
22. Вместо обеда едем смотреть на испытания уже готовых самолётов. Снова проверка документов — и через несколько минут мы на поле. На старте готовят две машины, одна только что сошла со стапелей завода, вторую уже покрасили — это её крайний испытательный вылет. Сядет она уже в предписанном ей полку.
23. Ещё не оперившийся «птенец», сегодня у него первые испытания. Многие ошибочно считают, раз уж Су-34 стал выпускаться серийно, зачем его испытывать в разных режимах? С этим мнением в корне не согласны на заводе, ведь во время испытаний надо все предусмотреть, чтобы лётчики в строевой части летали надёжно, уверенно и безопасно!
24. Пока я пытаюсь согреться на пронизывающем ветру, эта машина проходит последние предполётные приготовления. Пилоты уже в кабине самолёта.
25. Взгляд профессионала с большой буквы. Ребята знают своё дело на все 150 процентов. Кстати, они проверяют лётные качества машины летая на предельно низких и максимально больших высотах в сверхзвуковом режиме. В таких режимах в строевых частях не летают. У лётчика-испытателя всего 4 полёта по два часа заводскими пилотами, и ещё 3 полёта исполняются лётчиками уже заказчика.
26. Перед влетом проводится тестирование всех крыльев и плоскостей.
27. Так транспортируют к месту испытаний ещё одну машину.
28.
29. Наверно это самое яркое впечатление — когда в 7-10 метрах от меня прогрохотала эта машина, выдвигаясь на взлётную полосу. Рёв двигателей накрывает и секунду-две ничего не слышно. Потом, уже перед самым взлётом, Су-34 врубил движки на всю мощность. «Знали бы вы, как там сейчас громко», — сказал нам стоявший рядом офицер…
30. Новая стальная птица, совершив короткий разбег, резко оторвалась от земли и через несколько секунд пропала среди низко плывущих облаков, навстречу солнцу, и к месту своего обитания.
Также смотрите «Самолёты в ночном ангаре» и «Первый полет человека на самолете».