Дайвинг на юге Приморья
В прошлый раз мы вам рассказывали о погружении в глубины океана и знакомстве с огромным тихоокеанским осьминогом.
Сегодня мы продолжим рассказ об удивительном подводном мире и его обитателях на юге Приморья.
Рассказывает Дмитрий Даркин
Подводные красоты мыса Гамова по яркости и необычности на порядок превосходят его надводные пейзажи. Буквально каждый метр в глубину приоткрывает все новые сообщества морских организмов, позволяя дайверам вживую понаблюдать за особенностями их поведения.
Не дайверам остается только сочувствовать и с грустью провожать ныряющих на очередное погружение. Но ничего, мы им обычно показываем красивые фотографии по возвращению, это их утешает, а некоторых даже мотивирует приобщиться и увидеть все своими глазами.
Полуостров Гамова
Японское море вообще и район полуострова Гамова в частности отличаются сложным подводным рельефом и очень хорошей гидродинамикой. Рабочие для водолазов любителей глубины (20-40 метров) подходят почти под самый берег, есть места, где лодка находится в 10 метрах от скалы, а под килем будет 35 метров. Все это сочетается с хорошей прозрачностью 10-30 метров, приятными течениями и богатой подводной фауной.
Крайняя точка полуострова — одноименный мыс Гамова. Одно из тех мест, где открывается панорама моря почти на три стороны света. В погожий день вокруг одно бескрайнее море — впереди на восток Япония, чуть южнее Южная и Северная Кореи. На западе виднеется самый южный остров России — остров Фуругельма. На мысу уже более 100 лет находится маяк, построенный на рубеже 19 и 20 веков в царские времена, на сегодня это самый южный маяк России — маяк номер 1.
На маяк ведет грунтовая дорога, петляющая по холмам и возвышенностям:
На полуострове почти все мысы — шедевр природы. Как правило, все они скальные и возвышаются над морем на 20-40 метров, открывая потрясающие панорамы. Вид с мыса Азарьева:
Жемчужина полуострова — бухта Теляковского, расположенная на восточной стороне полуострова. В большинстве случаев в бухте кристально чистая вода, сказывается близость открытого моря. Большая часть берега представляет собой отвесные скалы причудливой формы, перемежающиеся галечными пляжами:
Мыс Гамова одно из немногих мест распространения густоцветковых (могильных) сосен, которые ютятся на небольших полочках отвесных скал. В некоторых местах они образуют рощицы с уникальной аурой хвойно-морского воздуха:
Вся восточная часть полуострова открыта для океанской зыби восточного и юго-восточного направлений. Даже короткий ветер разгоняет приличную волну, а если в 1000 км над Японией прошел тайфун, то остаточные волны еще несколько дней будут обрушиваться на побережье, формируя изобилующий специфический ландшафт — гроты, разломы, кекуры, банки, крупноокатанные гранитные и базальтовые пляжи:
Галечный пляж бухты Теплая очень красив и необычен. Обратите внимание на его ширину. Там, где начинает расти трава, туда не докатываются волны. Скальные мысы бухты выдаются далеко в море, образуя более замкнутую акваторию и позволяя воде чуть больше нагреваться в солнечный летний день, отсюда и название:
На один из мысов бухты Теплой можно пройти пешком по узкому перешейку. Как и в соседних бухтах, на крутых скалах растет большое количество густоцветковых сосен. Через море в Японии этот же вид сосны используют для выращивания миниатюрных копий дерева – бонсай. На скальных мысах можно наблюдать природные бонсайи, т.к. угнетаемая ветром и температурой сосна, растущая на скальной полочке с горстью земли, приобретает причудливую форму и небольшой размер.
На участке побережья от бухты Витязь до бухты Астафьева с моря можно наблюдать причудливые скальные формирования — результат действия волн. Например, вот эта скала называется «Пьющий дракон». Выразительная арка в скале, а так же слой желтой горной породы в гранитных скалах, придают утесу сходство с драконом, опустившим голову к воде:
На полуострове есть множество укромных бухт, в которые нет возможности добраться на автомобиле. Высадка возможна только с моря в благоприятную погоду, в таких бухтах приятно порелаксировать и отдохнуть между погружениями. Атмосфера полного единения с природой. На берега подобных бухт практически не ступает нога человека, разве что раз в год забредет какой-нибудь неутомимый хайкер:
А теперь уходим на глубину…
Подводный мир
Если говорить о температуре воды, которая для многих служит определяющим фактором в планировании дайвинга, то ее сезонные колебания значительны, зима -1+4, весна +4+10, лето +12+24, осень +20+8. Для дайверов, желающих погружаться долго и счастливо, оптимальный выбор — сухой костюм круглый год, т.к. даже в купальный сезон (август), когда на поверхности воды температура +24, в глубине она холоднее.
В водах умеренных широт со значительными сезонными колебаниями температуры воды (от −1 до +24) рифообразующие кораллы не распространены и основной закрепления жизни под водой служат многочисленные гранитные скалы и валунные свалы. В подводном царстве происходит заметная конкуренция за место и любые твердые поверхности тут же заселяются различными беспозвоночными. В местах, где нет разрушительного воздействия прибоя (как правило, глубже 10 метров) буквально все скалы и валуны покрыты ковром актиний — одиночных коралловых полипов имеющих мягкий скелет и комфортно чувствующих себя даже в полярных широтах.
В обычном состоянии актиния напоминает цветок на толстой ножке. Своим основанием актиния прочно прикрепляется к скале, а красочная верхняя часть — это рот, окруженный венчиком щупалец. С помощью щупалец актиния питается и защищается от врагов, на их оконечностях расположены стрекательные клетки, выбрасывающие яд при прикосновении. Для человека дальневосточные актинии безвредны, если конечно не пытаться их облизнуть. Если актинию потрогать, то она сократит тело и, втянув щупальца, превратиться в бугорок:
Несмотря на прохладу, колонии коралловых полипов с твердым скелетом присутствуют и на северо-западе Японского моря. На фото одно из чудес акватории — одиночные шестилучевые кораллы, имеющие хоть и слабовыраженный и не существенный, но известковый скелет:
Небольшие и достаточно редкие коралловые полипы из отряда Scleractinia (их так же именуют мадрепоровыми кораллами) по большей части встречаются в укромных местах, типа ниши между валунами, где их не беспокоят прибойные волны. При ближайшем рассмотрении в центре полипа заметен рот, а края занимает венчик щупалец (их кол-во кратно шести), размеры от 0.5 до 1.5 см. При раздражении полип втягивает щупальца и закрывается:
При благоприятных условиях актинии метридиум буквально покрывают скалу ковром, скрывая само гранитное основание, разделяя пространство с многочисленными соседями: асцидиями, гидроидами, морскими звездами, ежами и т.д. Самые лучше дайв-сайты как раз и представляют собой актиниевые сады и по биомассе с квадратного метра превосходят тропические моря в несколько раз.
В водах Японского моря, обладающих типичной океанской соленостью (33-35 грамм соли на литр), очень заметено разнообразие иглокожих. Этот тип беспозвоночных любит соленую воду и количество звезд, ежей, морских огурцов, офиур просто не описать словами. Куда не посмотришь повсюду иглокожие.
Многие виды звезд имеют яркую раскраску и, как вот эта крупная красная в синюю крапинку звезда эвастерия ретифера, оживляют композицию. Кто не слышал о съедобности ежей, трепанга или кукумарии? На Дальнем востоке добыча иглокожих — это целая отрасль народного хозяйства.
Чем славится Японское море, так это размерами своих обитателей. Сравнивая одинаковые классы животных, обитающих в различных морях России и мира, можно заметить, что наши выигрывают в размере. Начиная с самых простых представителей, типа моллюсков хитонов и кишечнополостных асцидий и заканчивая крупными обитателями типа осьминогов и медуз. Иностранцы, ныряющие в Японском море, образно назвали этот регион Land of Giants.
Фото гигантской медузы цианеи наглядный пример, обычно они размером с кухонную тарелку. Больших особей встречаешь не часто, но бывает:
Еще один представитель крупных обитателей — камчатский краб. Их ареал обитания проходит по обоим побережьям северной части Тихого океана, только в Америке его называют Alaskan King Crab. В весеннее время крабы подходят на водолазные глубины и их можно наблюдать, ныряя в сухом костюме. На фото момент, предшествующий спариванию крабов, — самец нашел самку, схватил ее за клешни и носит несколько дней, дожидаясь ее линьки. Самка находится в неподвижном состоянии:
А вот и наш старый знакомый, самый умный морской обитатель — гигантский тихоокеанский осьминог Дофлейна. Головоногий моллюск, живущий на скальных свалах и обустраивающий собственный дом под приглянувшимся камнем. Акватория полуострова — одно из немногих мест в России, где гарантированно можно увидеть и пообщаться с осьминогом под водой:
Размеры этих моллюсков тоже внушают уважение, взрослые особи могут достигать веса 40-60 кг (рекордные экземпляры переваливали за 100 кг) и в длину превышать человеческий рост. Обладая 8 щупальцами, осьминог постоянно исследует окружающий мир и обычно с интересом ощупывает дайверов. Если правильно себя вести, то можно поиграть с осьминогом и сфотографировать его:
На островах и побережье юга Приморья располагаются несколько лежбищ пестрой нерпы. Нерпы очень пугливые и осторожничают в общении с дайверами. Если преследовать и пытаться плавать за ними, то они просто разбегутся. Лучше всего неподвижно расположиться у дна, изредка переплывая с место на место, и наблюдать за происходящим. Чаще всего тюлени подкрадываются сзади или сбоку, умело используя рельеф:
Для любителей погружения на затонувшие объекты, на акватории есть несколько судов, затонувших на разных глубинах и при разных обстоятельствах. За годы, проведенные под водой, твердый корпус судна оброс колониями беспозвоночных. На фото носовая часть большого гидрографического катера «Кварц», затонувшего в начале 80-х на глубине 29 метров в центре бухты Опасная. Более впечатляющей колонии асцидий (красные кувшинообразные тела с двумя сифонами) в округе нет.
Многие дайверы с энтузиазмом воспринимают погружения на затонувшие объекты и в узких кругах их называют рэк-дайверы (от слова wreck — место кораблекрушения). Интерес к рэкам оправдан — у каждого своя история, свои уникальные особенности. Опять же в Японском море рэк — это не просто кусок железа, это полноценный искусственный риф со своими обитателями. На рэках можно часто встретить необычную рыбу — японскую мохнатоголовую собачку (Chirolophis japonicus), из-за вытянутой формы тела она любит жить в полостях по типу труб, клюзов, кранцев и т.д.:
По части рыб акватории умеренных широт имеют свои особенности. Если в тропиках преобладает видовое разнообразие и за одно погружения на рифе можно насчитать пару сотен видов рыб, то у нас рыбы берут количеством. В среднем за один дайв можно увидеть около 10-15 видов рыб, но отдельные виды могут быть представлены в количестве нескольких сотен единиц. В месяцы нереста терпуга (Pleurogrammus azonus) на каменистых свалах гуляют свадьбы тысячи рыб, они меняют окраску и после нереста продолжают охранять кладки яиц от хищников:
На каменистых свалах полуострова обитает одна из самых красочных рыб в Японском море — трехполосый желтый морской окунь (Sebastes trivittatus), размерами до полуметра. Рыба чутко реагирует на резкие колебания воды, но приблизиться к ней можно, если двигаться медленно и размеренно:
Вообще Японское море — рай для подводных натуралистов и любителей природы. Прослушав несколько лекций по биологии и особенностям местных условий, дайверы могут осознанно погружаться и делиться впечатлениями во время поверхностного интервала. Например, что они видели не просто глазастую рыбу на трубочках, а наблюдали большого бычка Брандта (Myoxocephalus brandti), который отдыхал на колонии червей серпул с красными венчиками жабр, рядом лежала голотурия кукумария, несколько звезд патирий и пара серых шаровидных морских ежей:
Глаз опытного фотографа сможет найти на акватории сотни макро объектов, слабозаметных вследствие размера, но очень необычных и временами забавных. Поскольку мелкие морские обитатели уязвимы для хищников, каждый из них приспосабливается по-своему. Кто-то вырабатывает особые модели поведения, приобретает специфический окрас или вовсе не показывается из жилища днем. На фото молодая японская собачка, толщиной с пол мизинца, их можно часто встретить в пустых полуприкрытых раковинах мидий или других моллюсков:
Один из многочисленных представителей раков-отшельников, обитающих в водах Приморья. Выбирая в качестве дома пустую раковину от брюхоногого моллюска, рак-отшельник покидает ее лишь когда он увеличивается в размерах и ему необходим новый дом. Данный экземпляр носит на раковине несколько мелких морских желудей — балянусов и веточки гидроидов:
Крохотный малек рыбы бычка (2 см) приспособился на спине дальневосточного трепанга между его конусообразных выростов. Скорость передвижения этих морских огурцов максимум несколько метров в день, поэтому мальку вполне комфортно:
На тропических рифах голожаберные моллюски очень многочисленны (вследствие ядовитости азиаты их не едят) и ярки, а вот в наших водах видовое разнообразие поменьше, да и встретить можно не часто. Если не присматриваться, то встретишь одного-двух за погружение, но зато радуешься каждому найденному экземпляру:
Место на карте: