Пейзажи Киргизии
Киргизия — страна высоких гор, быстрых рек и прозрачных озер. Большую часть территории занимают горные хребты Памиро-Алая и Тянь-Шаня, между которыми прячутся красивейшие зеленые долины.
Наша майская поездка в Киргизию получилась очень насыщенной. За 14 дней мы посетили самые разные уголки этой небольшой, но яркой и разнообразной страны. В горах нас засыпало снегом, а на южных пустынных плато палило нестерпимым зноем. Мы пересекали каменистые броды, поднимались на высокогорные серпантины, тряслись по разбитым дорогам и проезжали широкополосные хайвэи. Слушали мерное дыхание жемчужного озера Иссык-Куль и наблюдали, как первые лучи солнца оплавляют белоснежные пики Тянь-Шанских хребтов. Встречали закаты в живописных долинах и любовались звёздным небом, которое можно встретить только в горах.
Автор фотографий и текста Михаил Шмелёв
Ни один прожитый день не был похож на другой. Лишь одно на протяжении всего нашего путешествия было постоянным — неизменно добрые, открытые и отзывчивые люди этой страны. По моему глубокому убеждению, именно людьми измеряется в первую очередь богатство любого края. Одним из результатов нашей насыщенной поездки стал этот фотоотчет, с которым я и предлагаю вам ознакомиться. Итак, в путь!
Несколько первых дней было решено выделить на акклиматизацию, для чего мы остановились на диком южном побережье озера Иссык-Куль. В течение трёх дней мы встречали здесь рассветы и провожали закатное солнце. Наконец-то исполнилась моя давняя мечта — увидеть как белоснежные горы встают стеной на горизонте водной глади, как первые лучи солнца касаются вершин, и как гигантское солнце скрывается за стеной монументального Тянь-Шаня.
Закат на озере Иссык-Куль:
Вид на Кунгей Ала-Тоо — один из хребтов северного Тянь-Шаня:
Цветущий абрикос:
Перевал Кумтор, 3600м:
Глаз луны. Ночь над озером Иссык-Куль:
Ночью Иссык-Куль особенно тих и таинственен. Южное его побережье все еще остаётся малонаселенным, диковатым, благодаря чему электрическая засветка практически отсутствует. А высокогорное (1600м) расположение позволяет ясной ночью наблюдать на небе богатый звёздный ковёр:
Среди безжизненных красных скал ущелья Кызыл Коргон иногда можно встретить небольшие пятачки зелени. Как правило, в этих местах водоносный горизонт выходит наружу и через породу просачивается вода, создавая хоть какие-то условия для жизни. А в расщелинах, куда солнечный свет проникает редко, растения вынуждены изо всех сил тянуться вверх:
Стадо коз заблудилось среди скал во время спуска в долину в ущелье Кызыл Коргон, Киргизия. Обычные козы еще не такие верхолазы, как горные бараны, но иногда и им приходится. Видно, как два десятка коз «зависли» на скалах, а прочие спускаются кулуарами вниз к реке и поднимают столько пыли. Стадо проводит весь день на высоте, там зелени побольше. И когда вечером пастух спускает их вниз, они бегут со всех ног на водопой. А уже внизу выстраиваются в длинную вереницу вдоль реки и долго-долго пьют воду. Также смотрите статью «Скалолазы животного мира».
Исследуя Сказку — ущелье, расположенное на южном побережье озера Иссык-Куль. Ущелье сформировано податливыми породами разных оттенков, вследствие чего вид Сказки постоянно меняется под действием ветра и дождей. Причудливые формы скал, в которых долго можно разглядывать различных сказочных героев, меняются здесь столь часто, что не остаётся сомнений — это притягательное место живет по своим, сказочным законам:
Вид из Сказки на Кунгей Ала-Тоо, хребет Северного Тянь-Шаня:
Иссык-Куль, издавна окутанный тайнами и легендами — притягательное место для самых разных людей, увлекающихся эзотерикой, духовными практиками, медитацией. Руны и Чешарий =) :
Юный охотник:
Транспорт юного пастуха:
Встреча в горах. В высокогорье хозяйничают волки. Чтобы предупредить их о том, что дальше начинается территория людей, пастухи ставят пугала:
В середине мая в горах начинают появляться первые юрты:
Фотограф за работой:
Сын пастуха в ущелье Чон Кызыл Суу, Киргизия. По местным меркам этот двенадцатилетний мальчишка уже взрослый. Лошадь и собака — его верные помощники и друзья. Целый сезон они проводят высоко в горах в спартанских условиях, присматривая за стадом. В конце месяца, если все головы на месте, семья пастуха получает от хозяина в качестве оплаты одного барана.
Непростая жизнь на лоне природы делает из этих мальчишек настоящих джигитов: смелых, благородных, но совершенно не растерявших детского задора и непосредственности. Отец может по праву гордиться такими детьми:
Закат на реке в ущелье Кара-Баткак. Тысячи горных рек спускаются из-под тающих ледников к озеру Иссык-Куль. Утром они могут течь узкими прозрачными ручейками, но к вечеру становятся полноводными и сильными:
Юный джигит 🙂 Приехал вместе с бабушкой в горы, обеспечивать тыл 🙂
Сначала стеснялся и капризничал, но уже через 15 минут привык к нам и начал с удовольствием позировать:
Поднимаемся по лавинному сходу. Эта лавина сошла несколько дней назад, освободив кулуар впереди. Отсюда кажется, что кулуар совсем небольшой, но это не так. Под нами пара метров рыхлого снега, перемешанного с землей. Кое-где слышно, как под снегом бежит ручей — в этих местах ступать опасно:
После нескольких часов пути через ущелье Кара-Баткак мы вышли к подножию ледника, находящегося на высоте 3700 метров. Здесь расположилось озеро Кашкатор:
Три часа подъема — и пейзаж меняется до неузнаваемости. Внизу ты расхаживал в одной футболке среди зелёных лугов, а здесь достаёшь из рюкзака тёплую одежду. Ледник «дышит» пронзительным холодом, а в кулуарах лежит снег. Периодически, стоит только выглянуть солнцу, как эта горная чаша наполняется грохотом от сходящих с огромной скоростью лавин. Так окружающие вершины сбрасывают оковы зимы. Иногда не успеваешь повернуть голову в направлении звука, чтобы увидеть стремительный снежный поток. К лету эти склоны полностью освободятся от снега и останется лишь язык ледника напротив.
После зимы уровень воды в озере упал, вода отступила, оставив на берегах толстые льдины из рыхлого льда. Этот лёд рассыпается в руках на тонкие ледяные иголки:
Суусамырская долина, расположенная на высоте 2000м, начинается сразу за перевалом Тоо-Ашуу. «Пастушеское Эльдорадо» — так назвал эти места русский ботаник Липский. Главные богатства этой долины — зеленые и цветущие луга, обрамленные белоснежными пиками Тянь-Шаньской гряды:
Живописная долина в ущелье Джети-Огуз:
И ваш покорный слуга:
Корабль пустыни. Долго смотрел на меня. Я сперва не понял почему, а потом мне объяснили, что мог укусить. Пожалел меня 🙂 На заднем плане видны воды Орто-Токойского водохранилища. Несмотря на пустынные безжизненные виды вокруг, температура воды в водоеме не поднимается выше 15 градусов даже летом. Орто-Токойское — одно из нескольких водохранилищ, построенных на реке Чу для нужд мелиорации. Из-за активного использования к концу лета вода в них убывает на 90%:
А так выглядит Киргизская луна:
Юный житель поселка Орнок:
Два других жителя, которые по какой-то причине не разговаривают друг с другом:
Мы встали лагерем недалеко от этого поселка, в излучине реки Кокомерен в самом сердце Киргизского Гранд-Каньона. Неподалёку находилось озеро, куда местная ребятня приехала на пикник по случаю 9 мая. Они привезли с собой козу, а уехали уже без козы…
Мальчишки козу зарезали, а девчонки бойко разобрали на составляющие, приготовив несколько различных блюд. Вот эту девочку лет двенадцати я спросил на всякий случай, не жалко ли ей козу? Нет — говорит. — А почему? — Судьба такая… — А у человека какая судьба? — Не знаю… Впрочем, отвечала она очень серьёзно, да и в целом, жизнь у них здесь в пустыне не шуточная. Так что вот этот улыбчивый портрет сделан уже в другое время:
Ночь в Гранд-Каньоне:
В долине реки Кокомерен:
Река Кокомерен в ущелье Кызыл Коргон.
Также смотрите «Григорьевское ущелье Иссык-Куля» и «Большой каньон по-киргизски».
Красотища, благодарю за труд.
Слов нет Красата
Как прекрасна Киргизия!