Тюлений приют в Нидерландах
В маленькой нидерландской деревушке Питербюрен расположен один из крупнейших в мире тюленьих приютов, где сотрудники центра и волонтеры возвращают в дикую природу тех животных, которые пострадали от действий человека, от того давления, которое он оказывает на природу.
С начала работы центра в 1971 году в море вернулись 14 000 животных. Так голландцы стараются защищать свой животный мир. Как же работает тюлений приют Лени ‘т Харт?
Фотографии и текст Рустема Адагамова
Собственно, вот с этого жестяного тазика с сидящим в нем тюлененком Тоббе и началась история исследовательского и реабилитационного центра известного биолога и защитника животных Лени ‘т Харт в маленькой нидерландской деревушке Питербюрен, что недалеко от Гронингена.
В водах Ваттового моря (оно еще известно как Вадензее — место само по себе уникальное, занесенное в список Всемирного наследия ЮНЕСКО) обитают два вида тюленей — обыкновенный тюлень и серый (длинномордый). Сейчас, в том числе усилиями нидерландских и немецких защитников животных, численность этих тюленей восстановлена до нормальной, хотя на них велась жестокая охота вплоть до 1962 г.
Деятельность центра г-жи Лени ‘т Харт полностью финансируется из частных источников, за счет спонсорских пожертвований. Лени обладает удивительной способностью находить средства для своей деятельности — в год она собирает по два с половиной миллиона евро от примерно 55 000 жертвователей. Сейчас в штате центра работают 29 постоянных сотрудников — врачи, биологи и 20 волонтеров со всего света, которые набираются здесь знаний и опыта. В частности, у Лени работала замечательная спасительница тюленей во Владивостоке Лора Белоиван.
Лени распространяет свой опыт на другие регионы, в частности продолжает борьбу за запрещение охоты на тюленей на Каспии, а в беседе со мной говорила слова благодарности Владимиру Путину, который закрыл охоту на белька и серку на русском Севере.
Вот такой теперь «тазик для тюленей» у Лени ‘т Харт. Обратите внимание, в центр не пускают с собаками, но для них поставлена клетка с подстилкой и водой:
На территории центра расположены около десятка бассейнов разной величины с имитацией морской соленой воды и посетители могут наблюдать за животными, находясь совсем близко:
Идеальная чистота и порядок. Впрочем, это голландская черта в целом:
Внутри кафе и много разного интересного для ребятишек. Полезная информация, стол для рисования и, самое главное, за всем, что происходит внутри центра посетители могут наблюдать сами:
Ну вот, например, это кухня, где готовят еду для животных. Всё на виду:
На тюленью еду, кстати, центр тратит около 180 000 евро в год:
Здесь можно и так общаться с тюленятами. Они все попадают сюда по-разному: кого-то привозят рыбаки, где-то глазастиков находят на берегу, у центра есть и своя спасательная команда. Голландец, увидев раненое животное, обязан по закону сообщить о находке по телефону 112. Так эти тюлени оказываются в центре у Лени.
А вот и пришло время кормежки. Задача Джона выгнать из бассейна с помощью сетки всех животных в вольер и начать кормление. Одного, самого пугливого, выгнать не удалось:
Те малыши, которые попадают сюда совсем еще неопытными, не умеют сами есть и их приходится кормить. Потом это проходит, они быстро учатся у соседей по бассейну.
Тюлени, несмотря на свою внешность, существа очень сильные и могу укусить так, что мама не горюй. Поэтому, за ними глаз да глаз.
Среди них есть ужасно любопытные. Что это такое у тебя в руке?
Ребята поопытней не нуждаются в опеке и хватают рыбу сами, с удовольствием. Обычный рацион — две-три рыбины:
Вот и здесь, пока новичка кормят, бывалый лупит ластой по ведру: — Давай еще!
В одном из больничных боксов идет приготовление к рентгеноскопии для тюленя, у которого проблемы с пищеварением. Сотрудники надевают защитные фартуки:
Сейчас главное — зафиксировать пациента. Его заматывают во влажное полотенце и обездвиживают:
Малыша кладут на контактный экран и сверху рентгеновским аппаратом делают снимок:
Рентгенолог тут же смотрит на результаты исследования:
В карантине, где только что прибывшие пациенты, происходит то же самое — рентгенограмма животного, которое страдает от обезвоживания. Кроме этого там еще масса проблем, вроде легочных червей:
А теперь рыбку. Рыбка пошла хорошо и врачи довольны:
Это у Лени называется «It’s a Beautiful Day» — это день, когда они едут на берег моря, чтобы отпустить на волю пациентов центра, здоровых и подготовленных к самостоятельной жизни. Мы долго едем целой колонной машин по польдерам, в кузове фургона шесть деревянных ящиков:
Мы приехали на берег моря. Здесь главное действующее лицо, конечно, сама госпожа Лени ‘т Харт:
Ящик с одним из тюленей несет Андре ван Геммерт — давний коллега и соратник Лени. Обратите внимание на бумажку, наклеенную на ящик — все животные в центре имеют свои имена:
Мальчишки, которые сидят на ящике с тюленем по имени Йоми, те самые, которые нашли его полгода назад на берегу, полузадушенного рыбацкой сетью. Сегодня они выпускают его, крепкого и здорового, назад, в свою стихию:
Маленькая пиар-акция: Лени показывает, что с помощью местных компаний собрано еще 5000 евро на работу центра:
И вот он, сладостный миг свободы. Дверцы поднимаются и тюлени бодро ползут к ледяной воде Вадензее. Еще миг и они скрываются в воде:
Они еще плывут вместе, иногда оглядываясь на людей. Как вы там, прощайте!
Мы еще смотрим на них, у детей на глазах слезы.
Когда у тюлененка усы загибаются на концах, висят, значит он нездоров. А у здоровых они радостно торчат, такими вот белыми аннтенками. Эй, люди, приём!