Сталевары
Сталелитейное производство производит сильное впечатление даже на тех, кто совсем не знаком с этой технологией. Расплавленная сталь, искры, огромные машины…
В рамках совместного фотопроекта с «Трансмашхолдингом» автор посетил 15 предприятий, входящих в его состав. Узнал и увидел много интересного, связанного с производством практически всей железнодорожной техники в России. Отдельно хочется выделить сталелитейное производство, впечатление от которого было самым большим.
Не будем углубляться в технические подробности производства, просто посмотрим красивые фотографии со сталеварами.
Здесь фотографии с Бежицкого сталелитейного, Брянского машиностроительного и Коломенского заводов.
У мартеновской печи. Первую такую печь для выплавки стали создал французский инженер Пьер Мартен ещё в 1864 г. Скоро от них откажутся совсем в пользу более экономичных электродуговых. Мартеновская печь работает в среднем 1 год, после чего кирпич выгорает и теплоизоляция ухудшается. С 1970-х годов новые мартеновские печи в мире более не строятся. По результатам 2008 года на мартеновский способ производства приходится всего 2.2 % мировой выплавки стали.
Взятие пробы стали. Жидкую сталь наливают в стакан, охлаждают и отправляют в лабораторию. Там остывший стальной цилиндр подвергают анализу, смотрят состав и передают в цех информацию, какой компонент еще добавить в печь:
Подвесная завалочная машина загружает шихту в мартеновскую печь. Шихта — это смесь веществ для переработки, для мартеновской печи в её состав входит известняк, чугун, железный и стальной лом в определённых пропорциях:
Тут в печь лопатой добавляют известь. В цехе стоит запах жженной земли, везде копоть и сажа, за время съемки на сталелитейном заводе весь пропитался этим запахом. Рабочие сталелитейного цеха уходят на пенсию на 10 лет раньше других.
Мне дали посмотреть на кипящую в печи сталь через синее стеклышко. При температуре 1 600 градусов сталь бурлила и булькала. Немного похоже на кипящий кисель. Завораживает, особенно вместе с пониманием температуры в печи и того факта, что вот она — сталь и она совсем не твердая и холодная:
В процессе кипения сталь приобретает необходимые химические свойства. Процесс кипения длится от 1 до 2.5 часов, потом производится выпуск расплавленной массы из печи по специальному желобу в два 15-тонных ковша. Феерическое зрелище!
Сразу вспоминаются кадры из фильма про бывшего губернатора Калифорнии Терминатора 🙂
Когда всю сталь сольют из печи в ковши, ковши отправляются в другой цех и сталь разливается в формы, в которых охлаждается, застывает и превращается в разные стальные детали.
Под ковшами для стали стоят другие ковши, туда из верхней части ковшей со сталью сливается «пена» — шлак. Процесс сопровождается красивым фейерверком из летящих повсюду искр:
Внизу — ковш с расплавленным шлаком:
Здесь для сравнения ковш с уже остывшим шлаком через некоторое время:
А вот так льют чугун. Литье чугуна — процесс даже более красочный, чем литье стали из-за маленьких искр-фейерверков, вспыхивающих в темноте над струйкой жидкого металла. Я бы даже сказал, что литье чугуна — более изящное, если это слово можно употребить к чугуну 🙂
Еще несколько фотографий сталеваров с разных заводов.
Вообще, сталеплавильное производство — это получение стали из сырья, чугуна или стального лома в специальных агрегатах заводов.
Сталеплавильное производство является вторым звеном в общем производственном цикле черной металлургии, которая в свою очередь является основой развития машиностроения и строительства. (Фото Pavel Horak):
Еще больше горячего, жидкого металла можно увидеть в статье «Добро пожаловать в «ад»!
Завод Sheffield Forgemasters International, Англия:
Завод в Чикаго, США: