Как добывают нефть в Арктике: платформа «Приразломная»
Первая в мире нефть, которая добывается на арктическом шельфе на стационарной платформе… 60 км от берега, за полярным кругом в Российской Арктике… Здесь 7 месяцев в году суровая зима, дрейфующие льды и температура воздуха до -48! А летом здесь волны до 9 метров и штормы…
Фотографии и текст Александра Чебана
В 1989 году здесь открыли одно из наиболее крупных нефтяных месторождений на арктическом шельфе — Приразломное. Спустя более чем 20 лет технологии достигли такого уровня, когда эту нефть можно добывать эффективно, безопасно и экологично на первой в мире стационарной арктической нефтяной платформе, установленной на дно на глубину 20 метров.
Да-да, это та самая платформа, которую недавно троллили гринписовцы, не в последнюю очередь благодаря которым у многих из нас есть ассоциация с тем, что добывать нефть в Арктике — это вредить природе. На самом же деле, троллинг Гринпис в основном носит политический характер и лишь очень косвенно связан с экологией и защитой окружающей среды.
Цена на нефть падает? Зачем инвестировать в такие проекты?
Даже если баррель нефти будет стоить 10$, то добыча арктической нефти все равно будет рентабельна! 100% этой нефти нового сорта Arco поставляется в Европу в Роттердам, этот сорт нефти особенно хорош для производства масел и их субпродуктов. Контракты заключены на годы вперед, а ресурс месторождения рассчитан на 25 лет и это при том, что добыча нефти только выходит на проектные мощности!
1. Добро пожаловать на первую в мире морскую ледостойкую стационарную платформу «Приразломная»!
2. Приразломное нефтяное месторождение открыто в 1989 году. Месторождение расположено на шельфе Печорского моря в 60 км к северу от посёлка Варандей. Глубина моря в районе месторождения составляет 19—20 метров.
3.
4. Для оперативного управления производством и доставки вахтового персонала и грузов на «Приразломную» создана развитая береговая инфраструктура. В ее состав входят база снабжения и база производственного обслуживания в Мурманске, а также перевалочная база на Варандее со строящимся вахтовым поселком на 180 человек для временного размещения персонала МЛСП «Приразломная».
5.
6. Логистика доставки вахтового персонала и грузов предусматривает использование самолетов Ан-24 (АН-26) для полетов в аэропорт «Варандей» и двух модернизированных вертолетов МИ-8АМТ для полетов на платформу. В авиапарке «Приразломной» несколько модернизированных вертолетов, оснащенных с учетом жестких требований безопасности. В вертолетах есть световые дорожки, выдавливаемые окна и два спасательных плота, рассчитанных на 25 мест каждый.
7.
8. Строили платформу в Севердвинске и Мурманске, а затем по морю доставили к месту дислокации. При ее проектировании был учтен опыт ведущих американских, канадских и норвежских нефтегазовых компаний, которые уже несколько десятилетий ведут добычу в подобных природно-климатических условиях.
В основе жилого модуля лежит бывшая в эксплуатации норвежская нефтяная платформа, но все остальное — это абсолютно уникальная платформа, сконструированная так, чтобы обеспечить максимальную безопасность нефтедобычи в арктическом регионе. Она рассчитана на максимальные ледовые нагрузки.
9.
10. Длина и ширина МЛСП «Приразломная» составляют 126 м, высота — 141 м. Платформа надежно удерживается на дне моря за счет своего гравитационного веса, превышающего 500 тысяч тонн, и после установки фактически стала искусственным островом.
Структурно платформа состоит из нескольких частей: кессона, где находится хранилище нефти, промежуточной палубы, вспомогательного модуля, верхнего строения, жилого модуля и двух комплексов устройств прямой отгрузки нефти (КУПОН). На платформе в вахтовом режиме ежедневно работает более 200 человек персонала.
11. От волновых и ледовых воздействий «Приразломную» защищает специальная конструкция — дефлектор, изготовленный из высокопрочной стали. Он представляет собой стену высотой 16,4 м, наклоненная верхняя часть которой предотвращает переливание набегающих волн. Буровая вышка на МЛСП «Приразломная» надежно защищена от внешнего воздействия, что позволяет вести бурение в любую погоду. Грузоподъемность буровой — 547 тонн, она выдерживает ветровую нагрузку в 51 м/с.
Поскольку глубина моря в районе платформы небольшая — всего 20 метров, то «Приразломная» стоит непосредственно на дне моря, а все скважины бурятся внутри нее. Таким образом, основание платформы (кессон) одновременно является буфером между скважиной и открытым морем. Кессон представляет собой уникальную разработку: он несет на себе основную нагрузку и от его надежности зависит надежность всей платформы. Именно кессонная часть позволяет «Приразломной» успешно противостоять суровому арктическому климату, защищать все оборудование и обеспечивать безопасную работу персонала. Запас прочности основания платформы многократно превосходит реально существующие нагрузки — оно способно выдержать даже прямой торпедный удар.
Для большей устойчивости к коррозии и износу стены кессона выполнены из слоя плакированной стали толщиной в 4 см, трехметровое пространство между которыми заполнено сверхпрочным бетоном. Для защиты от высокой влажности и агрессивной морской среды используется специальное лакокрасочное покрытие и системы катодной и анодной защиты. Для дополнительной безопасности на скважинах установлено специальное оборудование, способное на глубине надежно перекрыть подъем нефти в случае необходимости.
Скважина имеет вертикальную глубину 2,3-2,7км, затем начинается горизонтальное бурение на расстояние до 3км.
12. Облет платформы «Приразломная»:
13. Платформа «Приразломная» оборудована двумя комплексами устройств прямой отгрузки нефти (КУПОН), работающими на основе крановой системы и позволяющими производить загрузку танкеров из нефтехранилища платформы. КУПОНы расположены на противоположных концах платформы, что делает возможным беспрепятственный подход танкеров к платформе в любых погодных и навигационных условиях.
Устройства КУПОН оборудованы специальным носовым приемным устройством. Отгрузка нефти осуществляется через одно из устройств в зависимости от направления внешних нагрузок (волнения, дрейфа льда, течения, ветра). КУПОН отслеживает перемещения танкера в секторе 180°. В случае его отклонения от сектора, обслуживаемого одним устройством, проводится отшвартовка танкера и переход к другому КУПОНу.
14.
15. Перед началом отгрузочных операций челночные танкеры «Михаил Ульянов» и «Кирилл Лавров», оборудованные носовой загрузочной системой, осуществляют бесконтактную швартовку, при которой расстояние от танкера до МЛСП «Приразломная» составляет 80 ±6 м. Для исключения непроизвольного столкновения с платформой они оснащены системой динамического позиционирования, которая, несмотря на ветер и волны, позволяет удерживать танкер на месте. Скорость загрузки танкера может доходить до 10 тыс. куб.м/час, что позволяет загрузить танкер нефтью ARCO за 8-9 часов. Постоянное дежурство рядом с платформой несут специализированные суда, оборудованные новейшими комплексами аварийного нефтесборного оборудования для работы в зимних условиях.
16.
17. Транспортно-логистическая схема проекта «Приразломное», включающая два многофункциональных ледокольных судна (МФЛС) «Владислав Стрижов» и «Юрий Топчев» и два челночных танкера «Михаил Ульянов» и «Кирилл Лавров», позволяет выполнять полный цикл работ для бесперебойного снабжения и безопасного функционирования МЛСП «Приразломная».
МФЛС доставляют с базы снабжения в Мурманске на платформу грузы, обеспечивают технологическую и экологическую безопасность работ, при необходимости удерживают челночные танкеры во время грузовых операций. Суда оборудованы грузовой палубой площадью 750 кв.м, палубным краном и другими необходимыми устройствами. За время, прошедшее с начала промышленной добычи нефти на Приразломном месторождении, МФЛС в общем сложности перевезли уже более 130 тыс. тонн грузов.
Челночные танкеры «Михаил Ульянов» и «Кирилл Лавров» дедвейтом 70 тыс. тонн, построенные в 2009 году, предназначаются для круглогодичного вывоза нефти с месторождения. Танкеры имеют усиленный ледовый класс и оборудованы системой динамического позиционирования, позволяющей во время погрузки удерживать судно на одной точке несмотря на воздействие ветра и волн. Суда способны двигаться во льду кормой вперёд, оснащены современными средствами навигации и управления.
18.
19.
20.
21. Работа на «Приразломной» организована таким образом, чтобы обеспечить максимальную экологическую и промышленную безопасность проекта.
22.
23. А вот как выглядит платформа «Приразломная» сверху с капсулы «Фрог», с помощью которой происходит транспортировка персонала на корабли сопровождения:
24.
25.
26. Ощущения от перемещения на «Фроге» просто космические! Американские горки нервно курят в стороне 🙂
27.
28.
29.
30.
31. Новый сорт нефти, добываемый на Приразломном месторождении, носит название ARCO – из начальных букв английских слов Arctic и Oil. Новый сорт нефти впервые поступил на мировой рынок в апреле 2014 года.
Нефть ARCO отличается высокой плотностью (порядка 906 кг на кубический метр) и повышенным содержанием серы, а также низким содержанием парафина. Относительно тяжёлая по сравнению с обычной российской экспортной нефтью, ARCO хорошо подходит для глубокой переработки на заводах северо-западной Европы. Из нее производятся уникальные химические продукты, которые могут использоваться в дорожном строительстве, шинном производстве, в космической и фармацевтической промышленностях.
32. А так платформа выглядит 7 месяцев в году, с ноября по май. Очень хотелось бы взглянуть на нее во льдах, но мы были в октябре.
33. «Приразломная» — это единственный проект в мире, где добыча в Арктике осуществляется со стационарной платформы. Он же является самым безопасным в сравнении с другими платформами.
34.
35.
Также смотрите «Нигерия: цена черного золота» и «Добыча нефти в США».
…ВПЕЧАТЛЯЕТ!..
А в Мурманск от куда везут материал для постройки такой МЛСП
Ого!! Очень крутая статья! Хотя всегда опасаюсь за экологию. Раньше считал, что безопасного способа добычи не существует, потом разобрался слегка в вопросе и оказалось, что они сорбенты специальные используют:synergysorb.ru/produktsiya/sorbiruyushhie-izdeliya-dlya-tverdoj-poverkhnosti
статья, имеет общий информационный характер. красиво оформленный сайт и грамотно написанный текст. но хотелось бы в виду своей профессиональной деятельности выяснить вопрос по принимаемым мерам для устранения образования льда на противовыбросовом оборудовании. в частности превенторах. если есть какая либо информация прошу скинуть на электронку- [email protected]
татья, имеет общий информационный характер. красиво оформленный сайт и грамотно написанный текст. но хотелось бы в виду своей профессиональной деятельности выяснить вопрос по принимаемым мерам для устранения образования льда на противовыбросовом оборудовании. в частности превенторах. если есть какая либо информация прошу скинуть на электронку- [email protected]