Домой / Космос / Энцелад — шестой спутник Сатурна

Энцелад — шестой спутник Сатурна

Шестой по величине спутник Сатурна, Энцелад, имеющий 504 километра в поперечнике, является предметом пристального внимания ученых, и это в значительной степени из-за его впечатляющих активных гейзеров и возможного подземного океана с жидкой водой.

В 2011 году учёные заявили, что Энцелад — «наиболее пригодное для такой жизни, какую мы знаем, место в Солнечной системе за пределами Земли.

Энцелад—шестой спутник Сатурна

1. Энцелад—шестой спутник Сатурна. Он был открыт ещё в 1789 году Уильямом Гершелем, но оставался малоизученным до начала 1980-х, когда с ним сблизились два межпланетных зонда «Вояджер». Их снимки позволили определить его диаметр и обнаружить, что поверхность Энцелада отражает почти весь падающий на неё солнечный свет. (Фото NASA | JPL | Space Science Institute):

Энцелад—шестой спутник Сатурна

Энцелад назван в честь гиганта Энкелада из древнегреческой мифологии. Это название (в числе имён первых семи открытых спутников Сатурна) предложил сын его первооткрывателя — Джон Гершель — в публикации от 1847 года «Результаты астрономических наблюдений, сделанных на мысе Доброй Надежды».

2. Так выглядит поверхность Энцелада с расстояния примерно 2 028 километров. (Фото NASA | JPL | Space Science Institute):

Так выглядит поверхность Энцелада

3. Деталям рельефа Энцелада дают имена, взятые из сборника рассказов «Тысяча и одна ночь». Кратеры называют в честь его персонажей, а другие структуры — борозды (fossae), гряды, равнины и рытвины — в честь упомянутых там географических объектов. По состоянию на май 2013 года Международный астрономический союз официально утвердил 84 названия. (Фото NASA | JPL | Space Science Institute):

Энцелад

4. Поверхность Энцелада с кратерами, сфотографированная 14 октября 2015. (Фото NASA | JPL | Space Science Institute):

Поверхность Энцелада с кратерами

5. Энцелад, кольца Сатурна и Титан на заднем фоне — второй по величине спутник в Солнечной системе (после спутника Юпитера Ганимеда), кстати, является единственным, кроме Земли и Марса, телом в Солнечной системе, для которого доказано существование жидкости на поверхности. (Фото NASA | JPL | Space Science Institute):

05s

6. Средний диаметр Энцелада — 504.2 км. Это шестой по размеру и массе спутник Сатурна после Титана (5 150 км), Реи (1 530 км), Япета (1 440 км), Дионы (1 120 км) и Тефии (1 050 км). Орбита спутника располагается на расстоянии в 237 378 км от Сатурна и 180 000 км от верхней границы его облаков. (Фото NASA | JPL | Space Science Institute):

Средний диаметр Энцелада

7. На фоне огромного Сатурна его спутники кажутся совсем крошечными. Здесь видны Энцелад и маленький спутник Эпиметей (113 километров в поперечнике). (Фото NASA | JPL | Space Science Institute):

Здесь видны Энцелад и маленький спутник Эпиметей

8. Поверхность Энцелада, 14 октября 2015. Исследование полученной мозаики высокого разрешения показало, что на спутнике есть по меньшей мере пять различных типов ландшафта, в том числе участки с кратерами, гладкие области и ребристые участки, часто граничащие с гладкими. На поверхности мало кратеров и много своеобразных желобков. Кроме того, там есть длинные трещины и уступы. Эти факты говорят о том, что поверхность Энцелада молодая (несколько сот миллионов лет) и/или недавно обновлённая. Видимо, это связано с его криовулканической активностью. (Фото NASA | JPL | Space Science Institute):

Поверхность Энцелада

9. Энцелад состоит в основном из водяного льда и имеет почти белую поверхность с рекордной в Солнечной системе чистотой и отражательной способностью. Он отражает почти весь падающий свет. Соответственно, поглощение света поверхностью очень маленькое, и её средняя температура в полдень достигает только −198 °C. (Фото NASA | JPL | Space Science Institute):

Энцелад

10. Температура поверхности — минус 200 градусов по Цельсию. Есть области с аномально высокой температурой (на 20—30 градусов выше). Наличие на Энцеладе таких участков и атмосферы, а также молодость поверхности говорит о наличии какого-то источника энергии, поддерживающего геологические процессы на спутнике. (Фото NASA | JPL | Space Science Institute):

11s

11. Глубокие разломы и рельефные полосы на Энцеладе. на Снимок был сделан на расстоянии примерно 2 446 километров над поверхностью. (Фото NASA | JPL | Space Science Institute):

Глубокие разломы и рельефные полосы на Энцеладе

12. Переданные «Кассини» в 2005 году снимки гейзеров, бьющих из «тигровых полос» на высоту 250 км, дали повод говорить о возможном наличии под ледяной корой Энцелада полноценного океана жидкой воды. Однако сами по себе гейзеры не являются доказательством наличия жидкой воды, а указывают в первую очередь на наличие тектонических сил, приводящих к смещению льда и образованию в результате трения выбросов жидкой воды. (Фото NASA | JPL | Space Science Institute):

13s

13. В 2014 году были опубликованы результаты исследований, согласно которым на Энцеладе существует подповерхностный океан. В основу этого вывода легли измерения гравитационного поля спутника, сделанные во время трех близких (менее 500 км над поверхностью) пролетов «Кассини» над Энцеладом в 2010—2012 годах. Полученные данные позволили ученым достаточно уверенно утверждать, что под южным полюсом спутника залегает океан жидкой воды.

Температура верхних слоев водной массы может составлять около −45°С и с ростом глубины достигать 0…+1 °С, что сравнимо с температурой земных арктических и антарктических вод. Дно, предположительно, каменное. (Фото NASA | JPL | Space Science Institute):

14s

14. Органические соединения, обнаруженные «Кассини» в солёных гейзерах спутника в 2005 году, подтверждение существования океана жидкой воды достаточно неглубокого залегания, сопоставимого с Марианской впадиной, высокая щелочность воды и прямые свидетельства гидротермальной активности в совокупности делают Энцелад самым привлекательным местом с Солнечной системе для поиска микробной жизни.

Энцелад во всей красе на фоне колец Сатурна, 21 декабря 2010. (Фото NASA | JPL | Space Science Institute):

Энцелад во всей красе на фоне колец Сатурна

15. Изображения, полученные «Кассини» при сближении 14 июля 2005 года, показали своеобразную тектонически деформированную область, расположенную вокруг южного полюса Энцелада. Этот регион испещрен разломами и хребтами. Там мало крупных ударных кратеров, из чего можно заключить, что это самый молодой участок поверхности Энцелада. По скорости накопления кратеров возраст некоторых участков этой области оценивается в 500 000 лет, а возможно, и меньше.

Вблизи центра данной области можно увидеть четыре разлома, ограниченных с обеих сторон хребтами. Они носят неофициальное название «тигровые полосы». Глубина их достигает 500 метров, ширина — двух километров, а протяжённость — 130 километров. (Фото NASA | JPL | Space Science Institute):

16s

16. Вид на Энцелад и Сатурн с кольцами с расстояния примерно 1 378 400 км. (Фото NASA | JPL | Space Science Institute):

Вид на Энцелад и Сатурн с кольцами с расстояния примерно 1 378 400 кмВид на Энцелад и Сатурн с кольцами с расстояния примерно 1 378 400 км

17. Ледяные пейзажи Энцелада. Большая часть Энцелада покрыта кратерами с различной концентрацией и степенью разрушенности. (Фото NASA | JPL | Space Science Institute):

Ледяные пейзажи Энцелада

18. На этом снимке видны Энцелад, кольца Сатурна и маленький спутник Эпиметей, 1 октября 2011. (Фото NASA | JPL | Space Science Institute):

На этом снимке видны Энцелад, кольца Сатурна и маленький спутник Эпиметей

19. В 2006 году упомянутые выше «тигровые полосы» получили собственные названия: рытвины Александрия, Каир, Багдад и Дамаск. (Фото NASA | JPL | Space Science Institute):

20s

20. Вид поверхности Энцелада с расстояния 1 063 километра, 31 октября 2008. (Фото NASA | JPL | Space Science Institute):

Вид поверхности Энцелада с расстояния 1 063 километра

21. Северная полярная область спутника сильно отличается от южной: она сильно кратерированная и, значит, довольно старая. (Фото NASA | JPL | Space Science Institute):

22s

22. Ледяная луна Энцелад и кольца Сатурна с расстояния 291 000 километров, 28 июня 2007. Масштаб изображения составляет приблизительно 2 км на пиксель. (Фото NASA | JPL | Space Science Institute):

Ледяная луна Энцелад

Также смотрите «Властелин колец: Сатурн» и «Мощнейший ураган на Сатурне».