facebook
Домой / Архитектура / Станция «Библиотека имени Ленина». Прогулка по метро

Станция «Библиотека имени Ленина». Прогулка по метро

|

Станция «Библиотека имени Ленина» — первая односводчатая станция Московского метро, была открыта 15 мая 1935 года в составе первой очереди. Сооружена по индивидуальному проекту.

23 фото

00s

Фотографии и текст Александра «Russos» Попова

Несмотря на свое мелкое заложение (глубина заложения — 12 метров) она была возведена закрытым, горным способом с обделкой стен из монолитного бетона, а свода из бутового камня. Такую технологи пришлось применить, так как власти города запретили перекрывать Моховую улицу, важную транспортную артерию столицы.
1. Станция входит в состав крупнейшего пересадочного узла в Москве и является пересадочной на станции «Арбатская» Арбатско-Покровской линии, «Александровский сад» Филёвской линии и «Боровицкая» Серпуховско-Тимирязевской линии. Кликабельно:

01s


На табличке видно, что когда-то Московский метрополитен был имени Кагановича. А с 29 ноября 1955 он носит имя Ленина. Кстати даты, указанные на табличке не верные. Первую очередь начали строить в ноябре 1931 года.

02s

Пересадочный узел много раз перестраивали — кажется, он рекордсмен по перестройкам. Попробуем немного прикоснуться к этой интересной истории и начнем мы с восточного комплекса.

03s

Аванзал и наклон на станцию «Арбатская» Арбатско-Покровской линии были пристроены в 1958 году.

04s

Сейчас в переходном коридоре можно видеть следы разных архитектурных решений — это все последствия сложной судьбы этого пересадочного узла. Судя по оформлению на этом участке сохранился более ранний дизайн.

06s

А вот тут участок был перестроен, когда переделывали вестибюль наверху.

07s

Убогая сортирная плиточка. В какой-то момент сортиризация не обошла и эти подходные коридоры к вестибюлю.

08s

В восточном аванзале находится мозаичный портрет В. И. Ленина (художник Г. И. Опрышко, начало 1970-х годов), который является зеркальным повторением акварели художника Н. А. Андреева 1922 года.

09s


Платформа станции.

10s

На этой станции не планировали крупный пересадочный узел. Так называемый центральный пересадочный узел по первоначальным планам должен был быть находится на станции «Охотный ряд». Поэтому ширина платформы тут всего лишь восемь метров. Ну и ширина улица тоже не позволяла сделать станцию шире. А исторически сложилось так, что именно тут находится аж 4 станции и наша станция просто не может принять всех пассажиров. Поэтому, например, на подъеме со станции «Боровицкая» в час пик включают только один эскалатор, создавая пробку в более безопасном месте. В противном случае пассажиры просто начнут падать с узкой платформы.

11s

Так же на этой станции впервые применили подвесной зонт вместо внутренней оклеечной гидроизоляции. Т.е. свод станции пропускает воду, но по зонту отводится в дренажную систему. Плюс под поверхностью мостовой была уложена монолитная бетонная плита, которая играет роль зонтика — она отводит воду за габаритные размеры станции. Не знаю, правда, что сейчас с ней, может давно уже как решето.

12s

Мостик в центре станции был открыт в конце февраля 1965 года.

13s

Тоннель в сторону станции «Охотный ряд».

14s

Путейцы идут по своим делам.

15s

Из всех станций первой очереди эта сохранилась наиболее приближенно к тому, что было в момент открытия. Хотя, изменения, конечно есть.

16s

Подходной коридор к западному вестибюлю.


17s

Майоликовый портрет В. И. Ленина:

18s

Западный вестибюль представляет собой сложную двухэтажную конструкцию, объединяющий наземный вестибюль станции «Библиотека имени Ленина» и подземный станции «Боровицкая». Реконструкция комплекса завершилась в 1990 году. Интересно, что формально ни один из вестибюлей пересадочного узла не считается вестибюлем станции «Библиотека имени Ленина».

19s

Впервые увидел, как раскладывают лестничные сходни для укрытия населения в тоннелях метро в режиме ГО.

20s

Причем это современная версия, сделанная лет пять назад. До этого там стояла громоздкая система с выдвижными консолями из под платформы, с которых уже была лестница на путь. Теперь все проще стало.

21s

Путевые стены отделаны жёлтой керамической плиткой и жёлтым мрамором (мраморные пилястры скрывают опоры арок свода). В первый день открытия покрытие центрального зала было паркетным, потом заменили асфальтовым, затем в короткое время было снова заменено на паркет, в настоящее время покрытие центрального зала облицовано серым гранитом.

22s

Про паркет, к сожалению, доказательств нет, как и про то, что он был аж два раза. В вики источников нет, нет фото, но еще в рассылке метро лет 15 назад встречались воспоминания, мол кто-то видел, когда был ребенком в момент открытия. Да, был у нас дед в рассылке…

В 1991 году предлагалось переименовать станцию в «Моховую». Кликабельно:

23s

Также смотрите:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This div height required for enabling the sticky sidebar
Ad Clicks : Ad Views :