Школа водительского мастерства
Про уникальную для России школу водительского мастерства по управлению полноприводными автомобилями Ауди знают многие. В декабре на площадке полигона в Яхроме был открыт зимний сезон однодневных обучающих курсов. Здесь учат ездить с полностью отключенной электроникой и тренируют приёмы управления полноприводным автомобилем на льду. Эти занятия идеальны для всех, кто хочет получать максимум удовольствия от управления полноприводным автомобилем зимой. Сегодня у нас базовый однодневный курс «Мастер». Поехали!
Фотографии и текст Виктора Борисова
Занятия проводит легендарный Евгений Васин — шеф-инструктор школы, мастер спорта России по ралли. Сначала немного теории, которая хоть и ценна, но без практики совершенно бесполезна. Главное, на чем акцентирует внимание инструктор — автомобиль нужно чувствовать:
Несмотря на двадцатиградусный мороз снега на полигоне очень мало, но есть немного льда. Впрочем, для компрессной 333-сильной шестёрки учебных Audi S4 и S5 асфальт не является помехой, чтобы сорвать в пробуксовку все четыре колеса. Обучающиеся рассаживаются по автомобилям попарно, в каждом автомобиле находится рация для односторонней связи. На улице остаются 4 инструктора, которые комментируют ваши действия по рации.
Основа основ — правильная посадка за рулём. Инструктор обращает внимание, что спина должна быть по возможности прямой, но не обязательно устанавливать спинку сиденья строго вертикально. Очень важно правильно установить руль. Здесь всё просто — высота установки руля должна быть такой, чтобы он не упирался в колени и не перекрывал взгляд на приборную панель. Вылёт регулируется по запястью, положенному на руль сверху, в этом положении ваша спина должна оставаться прижатой к спинке сиденья и ни в коем случае не шевелиться.
Следующий нюанс — руление. Технике скоростного руления здесь учить не будут и в какой-то мере это заслуга полноприводных автомобилей, которые, как известно, в боковом скольжении управляются в большей степени педалью газа, чем поворотом рулевого колеса. Рулевое колесо мысленно разделите на 4 сектора по 90 градусов (сверху, снизу и два сбоку): так вот, работать рулём нужно во всех секторах, кроме нижнего. А вообще старайтесь минимизировать вращение руля с перехватами — если автомобиль не хочет поворачивать, это значит, что вы что-то делаете не так.
Всё, чему учат в школе — по сути профессиональные раллийные приёмы управления автомобилем, которые нужны не для того, чтобы постоянно ездить боком по дорогам общего пользования, а для того, чтобы понимать как правильно управлять автомобилем.
Все трассы состоят связок поворотов, и самое главное уметь их правильно проходить. И если на примере одиночного поворота можно ошибаться, то на связках эти ошибки будут накапливаться и в конце концов вы вылетите за пределы трассы.
Самый важный навык, который пытаются привить на занятиях — баланс автомобиля. Все знают, что при разгоне передняя ось разгружается, а при торможении, наоборот, нагружается. Постоянное чередование разгонов/торможений дестабилизирует автомобиль и существенно влияет на его курсовую устойчивость. Важно чувствовать этот баланс.
При прохождении поворотов используется простейший алгоритм действий: торможение — поворот — разгон. Но вся суть кроется в деталях. Торможение нужно для того, чтобы загрузить переднюю ось автомобиля и увеличить коэффициент сцепления шин с дорогой, что особенно важно на скользких и нестабильных покрытиях. Не всегда требуется оттормаживаться в пол, иногда достаточно просто сбросить газ.
Следующий шаг — непосредственно манёвр. Его нужно выполнять в момент максимального сцепления передних колёс с дорогой. Если под колёсами голый лёд, скорость выполнения манёвра слишком высока, а вдобавок вы не загрузили переднюю ось — то вращение рулём не принесёт никакого результата, автомобиль продолжит движение прямо. Частая ошибка в этой ситуации, попытка повернуть руль на ещё больший угол. Что в итоге? Руль уже повёрнут до упора, а автомобиль всё равно не попадает в поворот.
Если на передней оси есть зацеп, то поворачиваем руль и задаём новое направление движения для автомобиля. Руль нужно повернуть на нужный угол таким образом, чтобы в процессе выполнения манёвра не увеличивать этот угол. По мере выполнения манёвра руль плавно возвращаем в нулевое положение. Одновременно с этим плавно нажимаем на газ и ускоряемся до повторения цикла «торможение — поворот — разгон». Здесь следует обратить внимание на синхронизированную работу руля и педали газа: чем ближе к нулевому положению руль — тем сильнее можно нажать на газ.
В этом алгоритме действий очень важна непрерывная последовательность без пауз. Например, нельзя сначала выполнить торможение, а затем неспешно начинать манёвр. Поворачивать руль нужно чуть раньше, чем вы отпустите педаль тормоза. Опоздаете — пружины передней подвески начнут обратный ход и загрузка передней оси будет потеряна. Ещё важно в процессе выполнения поворота держать нажатым газ, чтобы поддерживать небольшую тягу на обоих осях. Ни в коем случае нельзя работать с газом в формате «вкл/выкл», это сильно дестабилизирует автомобиль.
И важнейшее правило: разгоняются и тормозят только на прямых колёсах, когда шины обеспечивают максимальное сцепление с дорогой. Если столкнулись со сносом передней оси, не надо в панике вращать рулём — ставим колёса прямо и тормозим. На льду, независимо от того, шипованная у вас резина или нет, отлично чувствуется тот момент, когда есть зацеп на колёсах. Если зацепа нет, то и вращать рулём бессмысленно.
Хорошо помогает тактика «прощупывания» дороги легкими вращениями руля на небольшой градус, вы как бы ищете зацеп — если автомобиль реагирует на вращение руля с некоторым сопротивлением, значит зацеп есть и можно выполнять манёвр.
Ещё важно понимать, что на скользких покрытиях автомобиль реагирует на вращение рулём с некоторой задержкой. Это очень важно при управлении автомобилем в заносе. Когда вы гасите занос вращением руля в его сторону на льду — не ждите пока автомобиль среагирует на манёвр, сразу же возвращайте руль в нулевое положение. Иначе вы спровоцируете следующий занос, уже в другую сторону, при этом его амплитуда будет значительно больше. После третьей такой раскачки поймать автомобиль в пределах трассы невозможно в принципе.
Все эти знания по большому счёту нужно знать и использовать независимо от того, какой тип привода на вашем автомобиле. Ведь как мы знаем, преимущество полноприводных автомобилей заключается исключительно в том, что они могут ускоряться в боковом скольжении.
При этом надо понимать, что любые скольжения в условиях ралли — это огромные потери драгоценных секунд времени. Поэтому ездить боком нужно умеренно и только там, где это действительно нужно — а именно для того, чтобы доворачивать автомобиль в поворотах за счёт тяги на всех четырёх колёсах.
Я еще раз акцентирую внимание, мы сейчас говорим об общих навыках управления автомобилем, которые следует применять в большей степени на специальных трассах, а не на дорогах общего пользования. Все тренировки проходят при полностью отключенной системе стабилизации ESP, любая серьезная ошибка и водитель на своей шкуре ощущает, что такое вылет с трассы. На полигоне же систему стабилизации необходимо отключать для того, чтобы почувствовать поведение автомобиля и выработать правильные навыки управления автомобилем, а также наглядно увидеть последствия ошибок и научиться их исправлять. И не стоит думать, что включенная ESP «мешает» выполнить манёвр. Это серьезное заблуждение.
И еще — смотрите туда, куда хотите приехать. Это самая распространённая ошибка на первых этапах обучения. Если перед вами связка поворотов, то смотреть нужно на следующий, а не тот, который проезжаете сейчас. Его-то вы проедете без проблем, а вот в следующий возможно и не попадёте. Справедливо это и для критических ситуаций, когда автомобиль казалось бы уже почти вылетел с трассы. Будете смотреть на отбойник — в него и приедете.
Теперь непосредственно про упражнения, т.к. по сути всё то, что описал выше, без реальной практики не значит ровным счётом ничего. Занятия разделены на два этапа, несколько часов днём, затем перерыв на обед и вечерняя сессия на полигоне:
Начинаем с простейшей змейки. На этом этапе задача просто привыкнуть к автомобилю и его реакции на руль и педали (избыточная мощность учебных автомобилей требует особенно нежного обращения с педалью газа). После переходим к связкам импровизированных поворотов из конусов. Всё, как в теории: загрузка передней оси, поворот, ускорение. Покрытие в каждом повороте связки неоднородно, где-то сухой асфальт, а где-то блестящий лёд, поэтому к каждому нужен свой подход. Одновременно на полигоне занимается 5-8 автомобилей и инструктора контролируют безопасную дистанцию между ними.
На каждое упражнение отведено около 10-15 минут для каждого из водителей. Рация в ходе тренировок не смолкает ни на минуту, инструктора безостановочно комментируют ваши действия. Иногда кажется, что такой поток информации избыточен и начинающих водителей лишь будет сбивать с толку.
После обеда программа упражнений меняется. Участники разбиваются на группы под 2 автомобиля и с каждым из инструкторов отправляются на выполнение отдельного упражнения. Сегодня у нас «вытянутый эллипс», «круг» и «объезд препятствия». Эти упражнения тренируют навыки непосредственного использования возможностей полноприводного автомобиля.
Начнём с объезда препятствия, а по сути «лосиного теста». Наша задача выполнить объезд препятствия и вернуться в свою полосу (при этом используя только встречную полосу, без её обочины). На первый взгляд всё просто, но всё зависит от первоначальной скорости. Стартовая скорость перед выполнением манёвра порядка 60-80 километров в час, а в тормозном коридоре на асфальте лёд. Тормозим практически в пол, поворачиваем руль, и удерживаем автомобиль в коридоре «встречки», затем под сброс газа выполняем обратный манёвр и возвращаемся в свою полосу. На словах это легко, но с ростом скорости возникают проблемы — причём если загружать переднюю ось мы уже научились, то гораздо серьезнее стоит проблема стабилизации автомобиля в пределах встречной полосы и при возвращении обратно на свою полосу.
Несколько слов про борьбу со сносами и заносами. Мы помним, что автомобиль способен поворачивать только в том случае, когда у передних управляемых колёс есть зацеп. Поэтому, если автомобиль скользит наружу поворота передними колёсами: первое, что нужно сделать — сбросить газ. Если же задняя ось собирается обогнать переднюю — то для начала нужно погасить занос поворотом руля в его сторону, а затем снова добавить газ.
Упражнение круг представляет собой круг правильной формы с неоднородным скользким покрытием и небольшим уклоном в одну из сторон. Здесь мы будем учиться заворачивать полноприводный автомобиль с помощью педали газа (при этом оставаясь в пределах отведённого коридора). По сути нужно проехать весь круг в постоянном боковом скольжении. Всё просто: чуть загрузили переднюю ось сбросом газа или торможением, немного повернули руль и нажали на газ, чтобы сорвать заднюю ось (как вы понимаете, при загруженной передней оси, задние колёса легче сорвутся в пробуксовку). Как только автомобиль встал боком очень аккуратно работаем педалью газа. Руль в принципе можно поставить практически прямо и поворачивать его исключительно для корректировки движения на неоднородном покрытии. Поворачивать очень просто — автомобиль у вас едет боком под тягой. Нужно посильнее завернуть? Чуть сбрасываем газ. Уйти на внешний радиус? Прибавляем газ. Только плавная работа педалью газа, никаких резких нажатий.
Эллипс по сути является разновидностью круга, где два полукруга соединены прямыми участками. Ещё есть упражнение «гантеля», которое в этот раз не проводили из-за отсутствия достаточного количества льда на полигоне. Оно интереснее тем, что состоит из связки чередующихся поворотов в разные стороны, где нужно использовать инерцию автомобиля для того, чтобы «переложить» его из одного поворота в другой.
Этот курс бесплатно предлагается покупателям новых полноприводных автомобилей Ауди, но также доступен всем желающим. Его стоимость составляет порядка 10-30 тысяч рублей (в зависимости от продолжительности, точную цену лучше узнавать непосредственно в школе), и это на самом деле недорого, ведь вы проведёте несколько часов на полигоне за рулём спортивных S4/S5 под присмотром опытных инструкторов. Крайне рекомендую всем, для кого автомобиль это не просто транспортное средство для поездок из точки А в точку Б.
Но на самом деле одного дня занятий мало. Также, как мало полноценных четырёхдневных курсов — нужна постоянная, практически ежедневная, практика. С другой стороны, эти курсы позволят поднять базовые навыки управления автомобилем ну чуть более высокий уровень, хоть немного научат чувствовать автомобиль на скользкой дороге, а самое главное — понимать что и как происходит с автомобилем в той или иной дорожной ситуации. Это очень важно. Всё остальное уже зависит только от вас.