Ралли «Шёлковый путь»
Ралли «Шёлковый путь» — международный ралли-рейд по территории России. «Шелковый путь» стартовал 10 июля 2011 с Красной площади в Москве. Преодолев почти 4 000 километров, 76 из 130 стартовавших экипажей финишировали 16 июля в столице будущих Зимних Олимпийских игр — Сочи.
В этом году удача не улыбнулась нашим спортсменам — на предпоследнем этапе экипаж Фирдауса Кабирова из команды «КАМАЗ-Мастер», опережавший соперников в течение всей гонки, превысил скорость на трассе «лиазона» (передвижение по дорогам общего пользования), получил штрафные очки и не смог сохранить первенство.
Фотографии и рассказ Рустема Адагамова
Я присоединился к пресс-экипажу спонсора команды «КАМАЗ-Мастер» банка ВТБ после второго этапа, в Волгограде. Прилетел поздно ночью и сразу окунулся в жизнь большой гонки. Было очень любопытно посмотреть на такую гонку изнутри. Зрелище, я вам скажу, бесподобное.
В этом году стоянки ралли устраивались на территориях военных аэродромов, а организацией быта, как и всей гонки в целом, занимались французы. За считанные часы на аэродроме разворачивался целый поселок для гонщиков и гостей ралли. Здесь было всё: бесплатная столовая, отдельный лаунж с баром, сцена, пресс-центр с доступом в интернет, места для палаток, туалеты, медицинская помощь.
В общем, я был немало удивлен размахом, с которым проходил «Шёлковый путь», и получил большое удовольствие от пребывания в таком замечательном месте со своей особой атмосферой.
Первая ночь в бивуаке под Волгоградом. В палатке спишь, как убитый, несмотря на то, что всю ночь рядом с тобой ездят машины, стучат инструментом и громко разговаривают на разных языках.
В это время пилоты отсыпаются в своих палатках, а с машинами работают техники. Красный Nissan — машина китайского пилота Цзихун Чжоу и француза Жан-Пьера Гарсена. Мы с ней еще встретимся на следующий день:
Мы уже на точке для съемки. Чтобы добраться сюда, мы ехали несколько часов по шоссе и практически полному бездорожью. Это специфика внедорожного ралли, как вида спорта — у него очень мало зрителей, трассы проходят по безлюдным местам и единственные, кто может показать происходящее — фотографы и видеооператоры.
На снимке: экипаж французов Этьена Смулевича и Паскаля Патюра на Ниссане:
Поэтому, рядом с гонкой всегда находятся вертолеты с камерами, ведется видеосъемка, результаты которой уже вечером можно смотреть на больших телевизорах, установленных в столовой.
Как вы думаете, что у этих монстров находится в их кузове? Ответ покажем в конце.
Багги от Hyundai голландского гонщика Корнелиуса Кулена. Одному, без штурмана, ехать значительно тяжелее — нужно не только находить дорогу, но и контрольные точки по GPS, которые организаторы гонки ставят в особенно труднодоступных местах. Например, на гребне высокой песчаной дюны:
В поисках контрольной точки уткнулся в песок грузовик MAN немецких гонщиков:
Китайский пилот Цзихун Чжоу не рассчитал скорость на подъеме в горку и его Ниссан застрял намертво. Не помогли даже подложенные под колеса cэнд-траки (специальные металлические пластины). Тут без помощи фотографов не обошлось, машину вытолкнули из песка, она скатилась вниз и гонщики потом просто обошли опасное место:
Хорошенько разогнавшись, MAN ту же горку проходит без проблем:
Российский экипаж Владимира Васильева и Кирилла Шубина из команды G-Force Proto:
Местные жители довольно дружелюбны, не пытаются убежать, а, наоборот, крутятся вокруг людей, любопытствуют, охотно позируют перед камерой. Есть мнение, что просто изучают возможность напасть и съесть:
После долгих поисков контрольной точки у машины Владимира Чулкова и Алексея Яскова из команды УАЗа перегрелся двигатель:
В ралли вместе со специально подготовленными автомобилями, происхождение которых по внешнему виду трудно определить, участвуют вполне себе серийные внедорожники. Судьба их незавидна, прямо скажем:
День закончился, второй этап гонки завершился под Астраханью и все собрались в бивуак на аэродроме рядом с военной частью. Теперь, до поздней ночи, здесь будут чинить то, что поломалось на трассе:
Кто-то уже отдыхает рядом со своей «техничкой» — сервисной автостанцией на колесах:
BMW X3 лидера гонки Кшиштофа Холовчика на мойке:
Девушки разносят коктейли:
В бивуаке идут неспешные ремонтные работы:
Немцы с помощью лома и такой-то матери выправляют погнутую балку бампера:
На стоянке у «французских» Ниссанов — идеальный порядок:
MINI ближайшего соперника Холовчика и товарища по команде Стефана Петранселя. От настоящего MINI здесь, конечно, только логотип на двери багажника. Корпус почти целиком из карбона, рамная конструкция, форсированный двигатель:
Мне разрешили заглянуть внутрь этого чуда, на котором гоняет девятикратный победитель «Дакара»:
Вечером территория бивуака ралли выглядит, как маленький город, который почти на километр растянулся вдоль взлетной полосы аэродрома. Самолет справа — это «скорая помощь» на случай серьезных травм:
Завтра на этом Ми-8 мы полетим снимать гонку с воздуха. Третий этап ралли — сложнейшая кольцевая трасса длиной в 400 км:
Пресс-центр и передвижной штаб ралли на базе транспортника Ан-72:
В лагере у команды «КАМАЗ-Мастер» работа кипит вовсю. Машин у команды много и все нужно готовить к завтрашней гонке:
Кажется, здесь могут делать любые ремонтные работы:
Утром подъем в шесть, а в половину восьмого — старт третьего этапа гонки, часть которого проложена через песчаные дюны:
Старт, поехали! Холовчик на BMW X3 ждет отмашки судьи:
Стартовал экипаж Айрата Мардеева:
Мы снимаем, как стартуют лидеры, потом бежим садиться в вертолет — нужно догонять. Пилоты разгоняют свой старенький Ми-8 до максимальной скорости, его трясет и колотит:
Так гонка выглядит сверху:
Мы летим на первую точку для съемки — в начале песчаных барханов. Скорей, скорей, нужно обогнать все машины и успеть сесть:
Вертолет только приземлился, мы выскочили из него и тут же из-за холма вынырнули две машины лидеров и промчались мимо нас, чуть не врезавшись в вертолет. Пилоты, обругав того, кто дал им такие координаты для посадки, переставили Ми-8 подальше:
Бельгийский экипаж на Фольксвагене:
Будущий победитель ралли Алеш Лопрайс на «Татре»:
Солнце поднялось, стало совсем жарко и раскаленный воздух размывает очертания далеких холмов. На трассе экипаж Александра Желудова и Андрея Рудницкого на Ниссане:
Экипаж немца Франца Эхтера на МАНе:
Мы прилетели на следующую точку, к высоченной песчаной дюне, которую называют Большим Братом. Сюда можно добраться только на хорошем внедорожнике или вертолете. Здесь нам предстояло стоять на палящем солнце около двух часов, ожидая лидеров гонки. Нельзя сказать, что это радовало — сдуваемый ветром песок уже явно чувствовался в тех частях фотоаппаратов, которые нужно было крутить или нажимать:
Я допивал уже четвертую бутылку воды, когда из-за дальних барханов вынырнули лидеры:
Одно неверное движение и BMW повисла брюхом на остром выступе!
Из машины выскочил штурман Холовчика бельгиец Жан-Марк Фортен и стал махать рукой людям, стоявшим на краю высокой дюны. Несколько человек побежали к нему на помощь. Это страшно увлекательное занятие — бежать по песку и фотографировать. Я, однако, был очень рад, что хоть немного помог знаменитому гонщику:
Холовчик выпустил домкрат из днища, мы втроем навалились, качнули машину вперед и она встала на все четыре колеса. Штурман впрыгнул в кабину и X3 понеслась под горку:
Что у машин в кузове: