Необычный бизнес: Лучший способ готовить дома
Крайне не рекомендуется смотреть на голодный желудок! Бизнес-идея года eRetailAwards 2013, лучший кулинарный стартап по версии журнала Saveurs, более ста тысяч подписчиков в социальных сетях и 25% рост продаж каждый месяц. Я вас предупреждал…
Фотографии и текст Сергея Мухамедова
1. Не нужно тратить время на магазины и ломать голову, что приготовить. Просто выбираете блюдо на сайте или в мобильном приложении.
2. Вам привозят набор продуктов с фото-рецептом.
3. Готовите и собираете восторженные отзывы:
4. От первоначальной идеи — сделать офлайновый магазин рецептов с продуктами, Сергей Ашин отказался. В то время он жил в Германии и часто пользовался такой местной сетью:
— Приходишь, берешь сколько тебе надо на сегодня, на определенное количество человек. Готовишь хорошего качества блюда и при этом у тебя ничего не остается в холодильнике. Классический же поход в магазин — это сумки, недоеденные продукты, а ресторан — вещь затратная и с детьми не очень реализуемая, особенно когда они маленькие.
5. — В России немецкий вариант вряд ли будет работать. Магазин здорово ограничивает проект — места для выкладки максимум на 15 вариантов. Условно говоря, будет стол и продукты. Мы подумали что это неправильно. Зачем предлагать 15 рецептов, когда можно показать 100 или 200? Сейчас у нас больше 300 блюд на выбор.
5. — У клиента должна быть очень сильная мотивация, чтобы через весь город ехать в магазин, тем более с учетом пробок и московских расстояний.
Еще один решающий аргумент — принципиально отличная от Европы ситуация с ритейлом. У нас жуткие цены, очень мало помещений, да и сам ремонт убивает много денег, которые можно потратить на создание продукта, сайта, инфраструктуры. Поэтому мы и не пошли в офлайн, а целиком окунулись в интернет.
6. — Проект стартовал в 2012-м. Мы сделали первые 20 рецептов и запустили Шефмаркет. Искали мероприятия, праздники, где собираются интересные люди, хипстерская тусовка, ставили туда свою точку, готовили еду и рассказывали о себе. Для нас это было лучшим вариантом.
«Мы создавали рынок и, кроме как личным общением, привлечь клиентов было невозможно. И тут нам очень помогли социальные сети»
Мы как раз тот формат, который провоцирует «сарафанное радио».
7. — Мы используем все сети, но стратегии везде разные. В Instagram, у нас более 100 тысяч подписчиков. Наш Instagram про жизнь, про картинку, про продукт и меньше про продажи. Иногда сообщаем там о скидках и акциях.
«Но гораздо активнее работает, когда мы постим например, поющего петуха, который на первом этаже офисного центра. Люди понимают тогда, что продуктом занимаются живые люди»
— Все любят выкладывать еду в соцсети, а у нас она как раз очень крутая. С нашими хэштегами уже несколько тысяч фотографий от клиентов. Там вы увидите и известных людей, которые пользуются нашим сервисом.
— В Youtube мы целенаправленно делаем только классные вещи. Например, промо-ролики, где рассказываем про продукты, про то как с ними работать, как нарезать, как пользоваться инвентарем, какие доски выбирать, какие лопатки, как правильно почистить и обжарить креветки и сколько времени на это уйдет. То есть те вещи, которыми люди интересуются. Это исключительно качественный контент, который обычно люди получают на мастер-классах. Например, как жарить стейк:
8. — Наш бренд-шеф Василий Емельяненко — известное лицо из телевизора, связанное с едой. Его ролики тянут весь канал вперед. Мы научились большинство вещей делать дешево. У нас есть компания, которая предоставляет возможность бесплатно снимать на их кухнях. Мы выбираем те дни, когда очень низкий клиентский трафик и занимаем один из кухонных уголков. К каждой съемке хорошо готовимся, знаем что и как снимаем, у нас всегда есть четкий план. За день получается снять до восьми роликов. Мы структурировали все ролики по содержанию и тематически, они сами по себе собирают трафик.
«Youtube для нас чисто имиджевая вещь, не та, что приносит заказы»
9. — ВКонтакте на первом этапе мы упустили. Думали, что это не подходящая для нас сеть. Все равно сделали страничку и она просто была. За полтора года там набралось только 2000 подписчиков. Страницу мы закрыли и создали группу. Теперь дела намного лучше, за 4 месяца набрали 9 000 человек.
«И что самое интересное — во ВКонтакте люди реально покупают. Из всех соцсетей ВКонтакте и Инстаграм — самые активные»
10. — Facebook был хорошей стартовой площадкой в 2012-2013 году. На тот момент он был для нас как сейчас Instagram. Мы смогли очень точно попасть в целевую аудиторию, быстро ее развить, хорошо спозиционироваться. Это дало нам первых клиентов, первый масштаб, маркетинг. Но Facebook год назад поменял подход к выдаче публикаций в лентах. Если ты, например, подписан на сообщество, то тебе будет показываться далеко не каждый пост. А если ты его не «лайкнул», то публикации будут выдаваться раз через 5, к примеру.
«Для нас Facebook здорово стопорнулся в том году. И темп роста сильно упал».
11.
«Мы периодически разговариваем с рекламными агентствами, пытаемся их привлечь, но чтобы они нам что-нибудь нового рассказали, но такого пока нет»
12. — В начале пути мы сделали много маркетинговых просчетов. Главная ошибка — думали, что крутой продукт будет сам себя продавать. Вот это не работает. Очень сильно сфокусировались только на качестве, а нужно находить баланс между качеством и продвижением.
«Когда стартует проект нужно сразу думать о том, что я делаю и как я это буду продавать. Это очень важно. И в обоих направлениях давать одинаковые усилия»
13. — Но в нашей сфере это нормальный посыл — делать больше фокус на качестве, потому что мы работаем с продуктами. Всем известно, что пищевое отравление может быть смертельным. Когда выстраивали систему, мы понимали — у нас должен быть мегасуперпродукт. Многие молодые проекты это не понимают.
14. — Наш фотограф — перфекционист. Мы во многом его сдерживаем, требуя абсолютно реалистичную картинку.
«Мы не хотим, чтобы человек разочаровывался в тот момент, когда он смотрит на картинку и на то, что у него получилось»
15. — Поэтому к техникам искусственного фото-арта мы не прибегаем. Мы используем день съемки, чтобы в третий раз убедиться в рецептуре, понять что мы не сделали никаких ошибок. Проверяем правильность граммовки, температурного режима.
16. Среднее время готовки наших блюд — 30 минут. У них есть степень сложности от 1 до 3 звезд.
1 — любой сможет, никаких специальных навыков не требуется, главное — следовать инструкции.
2 — блюда немного сложнее, двухкомпонентные — нужно сделать соус, что-то отдельно запечь или сварить.
3 — сложные блюда: в них много компонентов, важна выкладка, много деталей и технологий приготовления. Часто это десерты. Кондитерка в любом ресторане — это отдельный блок — у нее есть шеф-кондитер. Обычно шеф-повар и шеф-кондитер — это разные люди. Это сложная вещь для мужчин — там реально нужно более тонко работать с продуктом, более аккуратно выкладывать.
— В карточке блюда на сайте всегда четко указывается, что дополнительно может понадобиться для приготовления. Мы не привозим соль-перец, подсолнечное и оливковое масла, вино. В тех рецептах, где оно необходимо, мы предупреждаем, что его нужно иметь.
17. — На сайте показывается какой инвентарь должен быть. Что-то можно докупить прямо при заказе, чтобы отсутствие какого-нибудь веничка не останавливало процесса готовки. Мы продадим его дешево, для нас это не основной бизнес, а человек сможет приготовить наше блюдо.
18. — Все блюда можно купить порционно на количество человек, кратное двум. Причины две. Количество некоторых ингредиентов становится очень-очень маленьким. Например, 2,5 гр. кунжутного масла или 0,1 гр. шафрана.
19. — Ну и вторая причина — считаем, что обычно люди готовят для кого-то, а не только для себя.
А есть блюда, кратные по порции восьми, например, торт.
20. — Категории у нас такие: салаты и закуски, супы, овощи, паста, ризотто, десерты, напитки, мясо, рыба. Во всех из них у нас очень хороший выбор. Принцип таков: мы имеем низкую планку входа, в любой категории можно попробовать блюдо очень дешево. Допустим, смотрим «салаты и закуски». Нижняя планка — от 90 руб. за порцию. «Мясо» — от 180 руб. Со временем, конечно, человек идя дальше, начинает покупать и более дорогие блюда.
21. — Сначала мы работали по Москве и Московской области. Буквально на днях прибавились Петербург и Ленинградская область. В Питер доставка бесплатная, но пока раз в неделю и только 3 варианта меню на три дня. Для Москвы все гораздо оперативнее — 3 часа. С доставкой продукта до дома.
«Это наше конкурентное преимущество и за него нас любят клиенты. Сейчас в Москве нет ни одного сервиса, доставляющего продукты через 3 часа после заказа»
22.
«Мы много думали о том, как можно развернуться, но мы пока во франшизе не уверены – боимся потерять качество и контроль над процессом за тысячу километров от нас»
— Для нас гораздо проще гарантировать то, что мы привезем продукцию хорошего качества из Москвы, чем разворачивать какую-то аналогичную структуру в Питере. Мы уверены, что можем контролировать качество доставки из Москвы в Питер (самое главное — температурный режим). Осенью планируем стартовать продажи в Нижнем Новгороде и Казани.
23. — Продукты хранятся от 24 часов до 5 дней в зависимости от выбора клиентов. Мытые овощи, например, мы рекомендуем хранить не более 24 часов. А рыбу — до 3 суток. Рыба будет зачищенная, потрошенная, завакуумирована. Так же и с мясом. Креветки почищенные.
24. — Бульоны — наша фишка. Мы сильно экономим время клиентам: готовим, замораживаем порционно и под заказ отдаем клиенту. За счет этого получаются правильные вкусовые качества. В случае с ухой — классический вкус ухи достигается 2-2,5 часовой варкой. У нашего же клиента этот процесс займет всего 25 минут, так как бульон он уже получит готовым. Или например, креветочный бульон для Паэльи, который классически готовится по достаточно трудоемкой технологии. Эти сложные процессы мы забираем себе.
25. — Как человек обычно готовит? Есть плита, холодильник, шкаф со специями. Вот компьютер или рецепт. И он начинает. Ищет продукты по полкам, достает, моет, отмеряет на глаз — делает много лишних движений, тратит кучу времени в пустоту. То же самое с покупкой продуктов — пойти в магазин, накупить продуктов, набрать кучу ненужного на распродаже, притащить домой. Все эти процессы не создают ценности для людей, а только тратят их энергию. Мы убираем такие процессы, оставляя клиенту все самое интересное — творческую часть готовки.
26. — Положа инструкцию и продукты на стол, человек сразу начинает готовить. Он фокусируется на том, что творит, готовит сам, мы просто ему максимально помогаем. Для кого-то это уже образ жизни, для кого-то развлечение, у всех по-разному.
27.
«Если бы все это время на рынке мы оставались в одиночестве, это бы значило, что рынка нет»
— В России у нас уже больше 20 последователей и это очень хорошо. Кто-то стартовал и ушел с рынка, кто-то наоборот, переходит к большим бюджетам. Это говорит о развитии сектора. Рынок активно формируется и мы на нем лидеры.
28. — Проект активно развивается и уже выходит за пределы России, пока с точки зрения экспертизы. В сентябре запустим диетическую линейку продуктов, которую сделали вместе с всемирно известным диетологом — доктором Пьером Дюканом.
29. — Худеть теперь будет вкусно, легко и экономно! Как всегда — протестировано на сотрудниках компании!
30. Также смотрите «Как делают булки для Макдональдса» и «Еда в меню и на самом деле».