Необычный бизнес: кофе на вывоз
Сегодня наш гость — Антон Тё. Да, у него такая редкая двухбуквенная фамилия. Как и бизнес, аналогов которому, когда он начинал, в России еще не было. После 28-го чекина в кофейне «Buy the way», я решил напроситься на встречу.
Фотографии и текст Сергея Мухамедова
«Игра слов родилась просто: „way“ — путь, „buy“ — купить. Есть устойчивое выражение „By the way“ — означает „между прочим“ или типа того. Соответственно, если уж дословно переводить, то „купи по пути“ получается. Именно этот смысл и закладывался».
Я вообще из другой сферы — работал в Яндексе. Продавал рекламу, в основном интернет-магазинам, сотрудничал с людьми, которые размещаются в Яндекс-директе. Причем, я был самым молодым руководителем группы за всю историю компании. В 22 года я уже «тимлидил», управлял сотрудниками старше себя.
«Но у меня была проблема — когда я ездил на работу, у меня был всегда стандартный путь — где-нибудь выпить кофе».
Это мог быть либо Макдоналдс, либо Кофе-Хауз ближе к центру, причем, в основном круглосуточные, потому что я ехал в офис как правило в 7-8 утра, чтобы избежать пробок.
И получалось, что я заезжал купить кофе, сигарет в каком-то месте, газету «Спорт-Экспресс». Меня все это дико раздражало, потому что…
«…приходилось по тысяче раз искать парковочное место, выходить из машины, все закрывать, вещи собирать. И родилась эта идея — сделать все так, чтобы можно было все это купить, не выходя из машины и в одном месте».
Похожие системы есть — МакАвто, например. В Штатах точно такой же нет, у них была чуть другая — Drive In — когда есть здание и парковка, люди приезжают, а сотрудники бегают с парковки, принимают заказы. В Москве это никак не реализовать. Пришлось придумывать свою кофейную тему. Но, поскольку бизнес новый, неизведанный, то…
«…главная проблема у нас была — непонятно на кого надо смотреть, что делать, как планировать. Фактически мы закрыли глаза и шагнули».
Слава богу за три года мы многому научились, растем потихоньку, делаем выводы. Надеемся, каждая следующая точка у нас будет все лучше и лучше.
Какие-то основные моменты мы спланировали еще до открытия. При этом, по ходу появлялось много новых идей. Стандартом стало, например, то, что мы абсолютно у всех спрашиваем сколько сахара положить. Изначально повелось так, что в Макдоналдсе давали 3 пакетика сахара. Мы начали поступать также, то есть не спрашивая, заворачивать пакетики в салфеточки. Посетили начали ругаться, типа «хватит мне тут складировать сахар». Потом кто-то попросил положить и размешать.
«После этого мы поняли, что нам намного проще размешивать кофе самим, мы просто спрашиваем сколько нужно сахара положить».
Заказ поступает в кофейню условно такой: «Два каппучино: 1 — два сахара, 1 — три сахара, первый с корицей». Мы соответственно сразу делаем все, чтобы человек мог уехать и пить свой напиток. Наша задача в том, чтоб человек потратил минимум времени у нас, и это желание обоюдное. С утра пробки и хочется побыстрее поехать.
Мы хотим, чтобы человек, приезжая к нам, каждый день получал ожидаемый сервис. Соответственно, ключевой момент — это кофе. Мы никого не обманываем ни в плане кофе, ни цен. Мы будем честными и правильными и это останется навсегда.
«Этому меня Яндекс научил. Это единственная компания, которая действительно добилась очень многого не за счет ресурсов».
Посетителям мы не афишируем, но между собой установили: время ожидания — минута. Хотя все очень зыбко. Один человек — это минута. Два человека — это не две минуты, а полторы. А дальше все зависит от сложности заказа.
Самый долгий напиток у нас делается 35-37 секунд — большой Американо. Латте с каппучино готовятся порядка 26-27 секунд из-за большого объема, но и это достаточно быстро. А дальше — дело техники: пробить чек, посчитать сдачу, если нужно размешать сахар, корица-сироп… Обычный стандарт, как и во многих кофейнях. Но мы — нечто среднее между Макдональдс и Starbucks. Потому что в Макдональдс тебе никто не будет сахар размешивать, но при этом там тоже все очень строго по времени.
Когда мы только думали об открытии, представляли нашего посетителя как такого условного среднего офисного сотрудника, который кофе любит и пьет его часто, но при этом 250 руб за стакан для его бюджета немного напряжно. Поэтому мы решили удерживать цену на кофе на минимально возможном уровне, несмотря на то, что в закупке он нам обходится недешево. Просто для того, чтобы у посетителей была возможность заезжать к нам каждый день. Мне приятно думать, что мы становимся частью утреннего ритуала наших посетителей.
Когда же мы в итоге открылись, то поняли, что «аудитория» наша гораздо шире, а цена на кофе вызывала самую разную реакцию. От «а че такой кофе дешевый, лабуда поди какая-нибудь, не буду брать», до «вы что обалдели, черти, 100 рублей за капучино, совсем с ума посходили». Впрочем, и там и там мы предлагаем одно — попробовать кофе, тогда и сомнения отпадут.
«Мы ставим очень хорошие кофемашины, быстрые и крутые, с Windows и интернет. И это оправдано».
Например, по интернету мы можем отслеживать, какие машины чего делают. Я на своем компьютере ввожу определенные настройки для грамовки кофе, настройки по пенке и так далее. После этого я подключаю ноутбук к кофе-машине через USB и все туда загружаю. То же самое я делаю по кассе. Я думаю, сейчас все самые продвинутые так делают. Например, Макдональдс, потому что у него огромное количество точек и ему нужно все эти вещи систематизировать, автоматизировать и оптимизировать.
Мы стараемся сделать так, чтобы от количества кофеен в обслуживании ничего не менялось. На первой точке шишки набили, теперь на ней я вижу определенные минусы, в следующей точке мы точно сделаем по-другому.
«Первую, да и вторую точку мы очень тяжело открывали. Видите, какие у нас стаканы? Полтора года назад заплатили полмиллиона рублей, чтобы нам сделали лейбовые стаканы, а получилось по-дурацки, если честно».
В прошлом году еще к ноябрю должны были все привезти. Но мы до сих пор их ждем, они на таможне застряли. Заказывали в Китае 210 тысяч стаканов. То есть так основательно, сразу надолго. Но нам с ними не повезло, их задержали. Очень долго фирма разбиралась, которая нам документы оформляла. Я не мог подумать, что если обращусь в хорошую компанию, такое может произойти.
И получилось так, что в середине декабря они должны были приехать, но приехали в начале января. А с нового года поменялась какая-то система постановки на учет крышечек или чего-то там такого. В общем, оказалось нужно больше документов на крышечки. Пока собрали эти документы, набежали пени за простой контейнера, такие, что проще было новую партию заказать. Вот и все.
На нас это очень сильно сказалось, потому что те стаканы, которые мы заказали, стоят в два раза дешевле, чем эти. Такие вещи случаются, с этим ничего не поделаешь. Пить из стакана с логотипом намного приятнее, чем из какого-то серого.
«Стакан должен быть плотный, толстый. Условно говоря, когда я покупаю стакан, там есть 3 толщины стенки. Чем толще стенка, тем он более комфортный, менее горячий, не проливается, не протекает».
Первая партия, когда мы открылись, была 20 тысяч стаканов, в Калининграде в такую же цену заказывали. Каждый 50-й стакан у нас протекал. То есть человек начинает пить, а со дна капает.
«Мы столько машин изгадили. Мне ужасно стыдно. Это я виноват — заказал некачественные стаканы. И больше я не хочу заказывать некачественные. Я лучше закажу хорошие стаканы, на корейском оборудовании из Китая. Я уверен в них на 100%, с ними такого не будет».
С едой же у нас с самого начала все было прекрасно. Поставщики привозят каждый день, хорошие ребята, отлично делают свои сэндвичи — много сыра кладут, курицы. И они для меня настоящее открытие. Потом у них появился круассан с ветчиной и сыром и мы тоже стали их брать. У нас есть еще багеты и тосты. Достаточно широкий ассортимент в еде, как раз под нашу тему. Но большинство людей все-таки приезжают к нам за кофе.
В объектив случайно попал Родион Газманов:
Потерять первую точку было дико жалко. Мы там проработали два года. Все маленькие торговые павильоны попали под снос и мы ничего не могли сделать. Сносили все, что было ради строительства новой станции метро.
«Все произошло очень быстро. Мне позвонили в среду, сказали: „Антон, в пятницу ты работаешь последний день“. А в понедельник приехали трактора и все снесли…».
После того, как мы закрылись, мне посыпались письма — посетители сильно переживали за нас. Представьте, два года люди приезжают к нам каждый день, а тут бац — и всё.
Мы есть только в Foursquare и я за ним слежу. Может быть, я в крайности бросаюсь, но…
«…на данный момент мы не рекламировались еще никак. То есть мы как Google 90-х».
Они точно так же развивались в Америке — у них не было никакой рекламы, а росли исключительно благодаря своему классному сервису по поиску. То есть в тот момент были уже AmericaOnline и еще кто-то, но Google сделал поиск настолько качественным, что им не нужна была реклама чтобы развиваться.
У меня похожая история. Мне помогла бы реклама в начале Новой Риги, например, большой щит. Я понимаю, что, наверное, такой вид рекламы был бы эффективен. Но, к сожалению, все остальные виды… И интернет-реклама тоже, кстати. Поскольку я работал в Яндексе, я понимаю — вряд ли мне это сильно много принесло бы дивидендов, не говоря уже про то, что все сайты кофеен в Москве — будь-то Starbucks, Кофе-Хауз, Шоколадница или Кофеины — исключительно имиджевые.
«И если честно я не понимаю, как с помощью сайта, смогу сюда привлечь больше посетителей».
«Нет, бизнес продавать мне не хочется. Если ко мне кто-нибудь придет, я наверное послушаю… Уже столько приходило, если честно…».